Главная Национальный колорит КОГДА ПРИЯТНО ПОМОГАТЬ ДРУГИМ

КОГДА ПРИЯТНО ПОМОГАТЬ ДРУГИМ

опубликован manager

Сфера образования нашего города довольно масштабна: в образовательных учреждениях трудятся люди разных специализаций и направлений. Все они – профессионалы, и объединяет их единая цель – воспитание и обучение детей. Кроме получения знаний, важной педагогической составляющей является атмосфера, микроклимат, психологическое равновесие коллектива, где учится ребенок. Большую роль в этом, несомненно, играют классные руководители и школьные психологи, но при этом невозможно обойтись еще без одного специалиста, роль которого сложно переоценить. Речь о социальном педагоге, основное назначение которого – защита ребенка (особенно подростка), а еще оказание социальной помощи, организация обучения детей, их реабилитация и адаптация. Такие педагоги работают с так называемыми группами риска и нуждающимися в социальной помощи семьями. Именно такую специальность выбрала себе в начале двухтысячных Гаянэ ПЕТРОСЯН, остается она ей верна до сих пор.   

Гаянэ – армянка, со свойственной представительницам данной национальности искренней и абсолютной любовью ко всем детям, умением ценить людей и добро, а еще способностью подняться над ситуацией, посмотреть на нее со стороны. Все это, несомненно, помогает ей в непростой должности социального педагога. Многие в городе ее знают, ей доверяют, а уж о благодарных проблемных подростках, которым Гаянэ Валесиковна когда-то помогла, и говорить не приходится, – они, помня добро, легко возвращают его той, от которой когда-то услышали: «Все образуется, что-нибудь да придумаем»…

У любой армянки главное место в жизни занимает семья, вот о ней-то Гаянэ Валесиковна и начала рассказывать с теплой улыбкой, делясь светлыми воспоминаниями:

—  Родилась я в Коврове, мои родители познакомились именно здесь: по воле случая папа, не поступив в медицинский вуз в Москве, по совету друга решил учиться в ковровском медицинском училище. Мама – коренная ковровчанка – также оказалась с ним в одной группе. Чувства между ними вспыхнули сразу, и с тех пор уважение и любовь друг к другу ни разу не были нарушены в нашей семье. Папа медиком так и не стал, решил, что инженером больше принесет пользы, так что Москву он все-таки покорил – закончил там транспортный институт. На момент окончания вуза в  семье уже было двое детей – мой старший брат Григор и годовалая я. Младший Константин родился уже в Армении, куда мы уехали жить. Отцу давали направление во Владимир, но он решил вернуться в родной для него армянский город Иджеван – небольшой, уютный, красивый. Его часто называют маленькой Швейцарией. Вот там я и прожила 16 лет в окружении армянской родни со стороны папы, впитав в себя всю палитру южного темперамента.

***

Стоит сказать, что времена, когда маленькая Гаянэ вместе с родителями переехала в Армению, были еще советские, поэтому в Иджеване спокойно и дружно между собой жили люди разных национальностей. Здесь ценились дружба и верность. Молодые люди нередко возвращались после учебы домой с русскими или украинскими невестами, поэтому интернациональные семьи были вполне обыденным явлением. А еще в городке работал очень известный ковровый комбинат, куда со всей страны приезжали на работу девушки.

…Тихий провинциальный городок, намного меньше Коврова, через него проходила военно-грузинская дорога. В переводе Иджеван — «постоялый двор», то есть здесь всегда были готовы накормить и дать отдых остановившимся путникам. Было очень хорошо и тепло всем до тех пор, пока не началась война…

— В нашем городе было четыре армянских школы и одна русская, — продолжает Гаянэ Валесиковна, — вот в русской я и училась, это было престижно. У меня очень светлые воспоминания о школьных годах: ведь именно благодаря преподававшим там удивительным учителям я выбрала свою дальнейшую судьбу –  поступила в педагогический институт на специальность учителя математики и информатики…

***

И вновь моя собеседница пускается в воспоминания о семье: ее красивое армянское имя – Гаянэ – выбрали благодаря армянскому дедушке: он попросил назвать внучку в честь своей мамы. Гаянэ очень нравится ее имя, оно действительно прекрасно. Все делали в их семье дружно и с удовольствием – каждые выходные традиционно собирались у бабушки, у самих в доме постоянно были гости. Семья была читающая, да и вся родня – люди образованные. Мама абсолютно спокойно приняла все традиции, выучила армянский язык. А сама Гаянэ хорошо и свободно говорит, читает и пишет на двух языках – армянском и русском. Правда, признается, что в Армении много диалектов, так вот ее армянский – тоже диалект, иджеванский.

С удовольствием вспоминает она национальные блюда, которые любит готовить до сих пор: долма, лобио, салаты, жареные баклажаны, шашлыки и много-много зелени. Армяне знают толк во вкусных блюдах…

—  Вышла замуж я за армянина, поэтому мои дети – сын и дочь – практически чистокровные армяне, — рассказывает дальше Гаянэ. – На родину мамы, в Ковров, мы окончательно вернулись в 90-е годы, хотя и раньше каждое лето папа нас сюда привозил к маминым родственникам. Я очень люблю Ковров, он для меня дорог так же, как и Иджеван. Сюда я всегда приезжала с чувством, что вернулась домой – это особая атмосфера, ее невозможно передать словами, все на более глубоком уровне – в моем сердце…

После окончательного возвращения в Ковров мы сначала жили у маминой сестры, у моей тети, я уже начала работать. В 90-х в ковровские школы было сложно устроиться, они были практически полностью укомплектованы. Первый год работала в школе №2 учителем математики, затем год в гимназии №1 трудилась педагогом-организатором и вела часы информатики. Дальше был небольшой перерыв — родилась дочка, сидела в декрете. И уже в конце 90-х попала в школу №21, в которой тружусь и по сегодняшний день. Начинала также организатором и учителем математики – занималась с надомниками. А в начале 2000-х появилась вакансия социального педагога, в которой мне и предложила попробовать себя Валентина Дмитриевна Мурзикова – в то время директор 21-й школы. И у меня это так хорошо стало получаться! Нашла общий язык с разными структурами, стала активно сотрудничать с органами системы профилактики, детьми, родителями. Огромную помощь мне оказала тогда Ирина Владимировна Иголкина, которая на тот момент руководила начальной школой. Сколько она мне всего дельного и мудрого подсказала! Считаю, что и «восточная кровь» здорово помогала мне в этом: умение убеждать, объяснять, быть крайне терпеливой  к детям в непростых ситуациях, желание защитить обиженных, отвергнутых и непринятых. В общем, жажда справедливости. Все это дало свои плоды – мои трудные и сложные подопечные все социализируются в обществе, а благодарность их — пролонгированная. Это победа, ради такого не жалко потраченного времени!

***

Разница в функционале социального педагога — в начале 2000-х и сейчас – огромна. Тогда многие учащиеся, состоящие на учете, были условно осуждены, поэтому приходилось очень тесно сотрудничать с детской комнатой милиции. Больше было работы с людьми, а не бумажной волокиты. Безусловно, документация велась, только не в таких объемах. Зато сейчас – все более структурировано, понятно, какие именно документы должны быть оформлены на ребенка. Есть алгоритм, по которому проще предоставлять необходимые бумаги.

— Я как социальный педагог, — говорит Гаянэ, — наблюдаю учащихся, состоящих на всех видах учета. На данный момент, кстати, на учете в ОПДН состоит всего один человек. Самое большое количество учетников – 12, это было в самом начале деятельности. А вообще, год на год не приходится – иногда бывает по количеству «ажиотаж», а иногда – затишье. То, что в данный момент на учете стоит один ученик, это заслуга всех работников школы, мы всегда работаем командой. Огромную роль играет и грамотно налаженная воспитательная работа, начинающаяся от классных руководителей и заканчивающаяся директором. Часто можно слышать о том, что школа №21 – особенная. Нет, здесь люди просто подобрались неравнодушные, близкие по духу, а дети – абсолютно обычные, в основном относящиеся к нашему микрорайону.

Очень люблю то, чем я занимаюсь. Ведь задачи передо мной стоят вполне понятные, только вот действовать надо аккуратно, потому что в итоге хочется помочь прежде всего ребенку и семье. Внутренне всегда переживаю за исходы, а они были разные на моем профессиональном пути: трагедии, тяжелейшие психологические моменты, но чаще все-таки – победы, после которых чувствуешь моральное удовлетворение. Самые благодарные дети – проблемные. Именно от них не раз слышала о том, что я одна из немногих, кто с ними говорил по-человечески, спокойно и по-доброму. А ведь это не должно быть одноразово, во всем нужна регулярность, даже в чувствах.

***

У Гаянэ Валесиковны в школе есть свой кабинет, расположен он напротив кабинета психолога, с которым они работают единой командой, по-другому не получится. А кабинет социального педагога вообще в школе многие считают местом психологической разгрузки – там действительно тихо, спокойно, отсутствует казенщина, есть уголок с ширмой, где можно спрятаться ото всех и всласть наплакаться, если это необходимо, а Гаянэ в это время деликатно уйдет – у человека боль, и она должна выйти…

— Невозможно в современной школе обойтись без социального педагога, — убеждена Гаянэ Петросян. – Есть  моменты, когда необходимо быть на одной волне с детьми, а для этого нужно погружение в ситуацию. Постоянно мониторим интернет-пространство, это помогает предотвратить многие проблемы и даже трагедии. Так, несколько лет назад мы очень оперативно сработали, я бы даже сказала ювелирно. Удалось избежать трагедии благодаря слаженному взаимодействию родителей, педагогов, психолога, директора. Мне вообще интересно выявлять группы риска, наблюдать, предотвращать трагические исходы. Благодаря Сергею Васильевичу Торопову – инспектору по работе с семьей, детьми и подростками – многому научилась, испытываю настоящую гордость от того, что познакомилась с таким профессионалом.

Бывает, что родители не всегда правильно реагируют на проблему, но стесняться никого и никогда не надо: школа – ваш друг, а не враг. Обращайтесь к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, если заметили что-то неладное с ребенком. У нас накоплен колоссальный опыт, в беде вас ни за что не оставим. Понимаете, если ребенка не подхватит родитель, его подхватит улица, а этого допускать не стоит.

***

На прощание попросила Гаянэ Валесиковну сформулировать собственную формулу успеха. Она задумалась, а потом ответила, что без уважения к чужой личности трудно жить в ладу с собой; проходя мимо чужой беды, легко утонуть в своей; обособившись от людей, так просто перестать быть человеком. Вот вам и формула: помогать другим – это легко, естественно и приятно.

Татьяна САРИБЖАНОВА.

Фото предоставлено Гаянэ ПЕТРОСЯН.

0 комментарий
1

Вам может понравиться