Главная Национальный колорит ТРУДИТЬСЯ — ЗНАЧИТ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ

ТРУДИТЬСЯ — ЗНАЧИТ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ

опубликован manager

Собирая биографический материал в рамках нашего проекта и рассказывая на страницах «Знаменки» о людях разных национальностей, состоявшихся профессионально, невозможно не обратиться к сфере культуры. Тем более, что результаты в этом направлении весомые: Ковров продолжает оставаться активным участником творческих конкурсов всевозможных уровней, действующей платформой для проведения концертных программ, не перестает дарить звезд и звездочек различной величины. Музыкальные школы города как раз являются в этом отношении проводниками: воспитывая подрастающее поколение, учат его не только грамотному исполнению музыкальных произведений, но и умению создавать вокруг себя добрую, позитивную и творческую атмосферу.

Самое непосредственное участие в этом принимает и наша сегодняшняя героиня – заместитель директора по УВР, преподаватель по классу фортепиано высшей категории детской школы искусств им. М. В. Иорданского Аурика БАРКУЦА, приехавшая с семьей в Ковров в 2002 году из Приднестровья. Правда, на мой взгляд, точнее будет слово «вернувшаяся»…

 Медицина или музыка?

Аурика в переводе означает «золотая». На таком непривычном для русского слуха имени для своей младшей дочери настоял отец – молдаванин по национальности, тем самым вольно или невольно определив фундамент, на котором потом и выстроится жизнь моей героини – основательная, но при этом отнюдь не простая. Золото переливается на солнце, а его не бывает в жизни слишком много…

Родилась Аурика Яковлевна в замечательном и красивом городе Бендеры Молдавской ССР (сейчас — Приднестровье), там прошло детство, там же взрослела, училась, постепенно приобретая нравственный и жизненный опыт. Несмотря на столь отдаленное от Коврова место рождения, как оказалось, с нашим городом мою собеседницу связывают крепкие корни: семья мамы, а значит, и самая близкая многочисленная родня именно отсюда, с Владимирщины. Ограничений в перемещении по Советскому Союзу раньше не было – так получилось, что родители Аурики встретились в Коврове: папу пригласил в гости его дядя, который проходил здесь военную службу. Расписались молодые здесь же, но жить уехали в Молдавию.  и создали интернациональную семью. Интересным является и факт, что семья получилась медицинская. Почти. Аурика Яковлевна невольно нарушила устоявшийся профессиональный порядок – посвятила жизнь педагогике и музыке.

Папа моей героини из простой семьи. После присоединения Молдавии к СССР в начале 40-х годов прошлого века многие молодые люди получали высшее образование в различных сферах. Не стал исключением и Яков Васильевич: поступил в Кишиневский медицинский институт, работал врачом-фтизиатром, стал впоследствии директором медицинского училища в Бендерах. Однако тонкостью душевной и склонностью к романтике все же, видимо, обладал, несмотря на предельную прозаичность выбранной профессии. Всю жизнь грезил о море и свою мечту осуществил – стал судовым врачом. Так сумел и в профессии остаться, и мир посмотреть.

Мама – Козина Людмила Ивановна – работала в санэпидемстанции, ее сестры тоже были медиками, а  муж одной из сестер также имел непосредственное отношение к медицинской сфере. Старшая сестра Аурики Яковлевны впоследствии стала врачом-терапевтом. В общем – настоящая врачебная династия.

А вот моя собеседница выбрала иной путь – учить видеть прекрасное через звук и прикосновение пальца к клавишам, но ведь это тоже сродни врачеванию: труд, настойчивость, упорство, полная самоотдача – все для здоровья, только душевного…

— Нельзя сказать, что дома музыка звучала мало, — делится Аурика Баркуца. – На семейных вечерах (а они устраивались довольно часто) было принято петь и играть. Кстати, мама моя прекрасно пела, они с сестрой  Ниной выступали дуэтом в ДК им. Ногина, а дядя Володя виртуозно играл на аккордеоне. Музыку любили в нашей семье, она нас всех сближала еще больше. Вспоминаю с удовольствием наслаждение этими моментами. А что касается выбранной музыкальной профессии… В моем детстве было принято давать детям музыкальное образование (не услугу!), которое приравнивалось по значимости к основному школьному. Существовал предельно строгий отбор в музыкальные школы: например, на скрипку можно было попасть только с абсолютным слухом, что само по себе — редкий дар. Поэтому со скрипкой не получилось. Зато поступила на класс фортепиано — и ничуть не жалею! Все сложилось правильно, как и должно было…

…Аурике очень повезло с педагогами: воспитание определяло суть музыкального образования: через звуки открывать красоту внешнего мира, формируя при этом свою, внутреннюю. Преподаватели воспитывали в детях человечность, настраивая их при этом и на профессиональный выбор. Именно благодаря прекрасным наставникам моя героиня состоялась как педагог: научившись сама, теперь передает опыт другим и в этом видит свое предназначение. Она полностью убеждена, что выбор и поддержка правильного музыкального репертуара – основа воспитательного компонента.

С удовольствием Аурика Яковлевна вспоминает в нашем разговоре родные Бендеры: солнце, природа, воздух, плодородная земля. А главное – нет никаких национальных предрассудков: все вместе работают, отдыхают, дружно поют национальные песни. Тепло и светло… Вплоть до 2014 года, пока это было возможно, ездили в Молдавию к родственникам, всегда тянуло туда, где и был исток становления ее личности. Воспитанной в лучших советских традициях, ей трудно принять сердцем то, что происходит сейчас в Молдове. Остается только верить, что еще будет возможность вернуться в родное для себя место, к своим традициям

Молдавские традиции

— А вы знаете, что гости для молдаван – это всегда праздник в доме? – спрашивает Аурика Яковлевна. – В молдавской культуре заложено истинное трудолюбие и жизнелюбие. Здесь принято строить два дома: один для семьи, второй – для гостей, называется он «каса маре», что переводится как большая гостиная. А для чего последняя нужна? Верно, для гостей, проведения больших семейных торжеств. В молдавском доме гостям рады всегда, там убрано и чисто, а музыканты готовы в любой момент сопроводить праздник своим умелым и задорным исполнением мелодий. До сих пор ни одна музыка не вселяет в меня столько энергии и силы, как молдавская народная! Она жизнерадостная, оптимистичная, зажигательная. Не заметишь – ноги сами в пляс пускаются. Технике молдавских музыкантов только позавидовать можно – заряжает мгновенно! Прекрасно помню, когда папа возвращался из плавания, мы ехали к родным в село и отмечали его возвращение как праздник: музыка, танцы, накрытый стол. Кухня же молдавская одновременно необыкновенно проста и очень сытна: тушеные овощи в ассортименте, мясо, плацинда (плэчинтэ) – тонкое тесто складывается конвертом, а начинка выбирается на вкус хозяйки, вареники… Многие блюда готовятся на гриле. Научившись виртуозно готовить молдавские блюда, моя мама и русскую кухню не забывала, особенно мы любили ее дрожжевые пирожки. Она утверждала, что готовить надо только в хорошем настроении, иначе получится невкусное и бесполезное блюдо. Мама вообще у нас была истинным ангелом-хранителем как собственной семьи, так и наших с сестрой.

И все-таки музыка

Воспитанная в медицинской среде, проявляющая милосердие с детства ко всему живому и нуждающемуся в помощи, Аурика тем не менее выбрала музыку. И что характерно – никаких препятствий  не встретила. Возможно, это связано со временем: планка профессии педагога была высока, а если уж речь шла об учителе музыкальной школы, то и подавно. Честью для семьи считалось появление в ней педагога, поэтому мама моей героини с благодарностью приняла рекомендации учителей Аурики по ее профессиональному самоопределению. Да и склад характера младшей дочери был иной, чем, скажем, у старшей – Юлии. Последняя занималась в спортшколе, стала кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике, имела волевой, целеустремленный, решительный характер. Она – человек сути, и медицина для нее оказалась родной стихией. А вот целеустремленность Аурики оказалась иной: ведь не только в спорте возможно ее формирование. Сильным, цельным и волевым можно стать и благодаря музыке – это и смог правильно донести до родителей замечательный педагог девочки — Татьяна Николаевна Поморцева.

Аурика Яковлевна закончила музыкальную школу, затем музыкальный факультет педагогического института в г. Измаил Одесской области. Образование получила великолепное, при этом классическое – так основательно учили по всему Советскому Союзу. Педагоги – профессионалы, каждый — личность интересная и уникальная. Каких только национальностей не было в институте среди преподавательского и студенческого состава! И все были единой семьей. Моя героиня с удовольствием ходила на занятия, активно принимала участие в общественной жизни, совместно с сокурсниками путешествовали по всей стране: Таллин, Шяуляй, Ивано-Франковск…

А еще, кроме фортепиано, освоила аккордеон, но сильной привязанности к нему не испытала. Мелодию можно подобрать на любом инструменте, а вот фактура, способ подачи… Здесь сердце Аурики Яковлевны полностью принадлежит фортепиано. Любимого Сергея Рахманинова на аккордеоне не сыграешь, да и на фортепиано, чтобы его воспроизвести, навык надо оттачивать годами. И быть при этом виртуозом.

— Когда мы вернулись в Ковров уже окончательно, — вспоминает моя героиня, — я была в декретном отпуске, сыну было около двух с половиной лет, инструментом серьезно не занималась – было не до того. А на работу нужно было устраиваться. Очень благодарна Светлане Владимировне Тменовой, которая  доброжелательно и тепло меня приняла, оказала доверие. Как я могла ее подвести? Когда в тебя верят и всячески тебя поддерживают, все получается. Светлана Владимировна – осетинка по национальности – проявляла свою самоидентичность через отношение к людям, умение создать вокруг себя команду, дружескую и творческую атмосферу. Коллектив получился под ее началом яркий и неординарный. И работается здесь приятно, и самое главное – есть желание трудиться.

***

Не обошли мы в разговоре и составляющие формулы успеха. Аурика Яковлевна убеждена, что хвалить себя и успокаиваться ни в коем случае нельзя. Ее так учили: истинный музыкант и педагог не может быть доволен собой никогда, в противном случае не над чем будет работать и не в чем совершенствоваться, оттачивая мастерство. Нельзя быть спокойным, удовлетворяющий тебя промежуточный успех достигается только постоянным трудолюбием, уважением к собственной профессии, к людям, которые тебя окружают, к родителям детей, которых ты воспитываешь. Все должно быть только в первоисточнике и настоящим. А последнее легко не дается никогда: научившись получать удовольствие от процесса труда, ты по-новому взглянешь и на мир, и на перспективы, и на саму жизнь. Молдавское жизнелюбие основано именно на этом: трудиться – значит получать удовольствие от жизни.

Татьяна САРИБЖАНОВА.

Фото из личного архива Аурики Баркуца.

0 комментарий
0

Вам может понравиться