Главная Национальный колорит ЕВГЕНИЙ ГЕМАЗОВ: «ВСЕ ИДЕТ ИЗ СЕМЬИ»

ЕВГЕНИЙ ГЕМАЗОВ: «ВСЕ ИДЕТ ИЗ СЕМЬИ»

опубликован manager

В рамках проекта «Национальный колорит. Формула успеха», который «Знаменка» запустила в этом году, мы рассказываем о представителях разных национальностей, проживающих в Коврове и добившихся определенных высот в своей профессии. Сегодняшний материал, на мой взгляд, будет особенно интересным, ведь герой публикации — военный комиссар Коврова и Ковровского районы Евгений Гемазов, бурят по национальности, исповедующий буддизм.

Поскольку о бурятах большинство из нас имеет весьма смутное представление, акцент в материале хочу сделать не столько на профессиональном пути Евгения Игнатьевича, сколько на особенностях этого народа. Думаю, как и мне, это будет интересно и нашим читателям.

По совету брата

Вот что рассказал о себе Евгений Игнатьевич…

Родился в Иркутской области. Когда был еще совсем маленьким, родители перебрались в Бурятию, в поселок Онохой-3, где стояла воинская часть. Работали родители на военном заводе.

— На мой профессиональный выбор влияние оказал старший брат, которого, к сожалению, уже нет в живых. Он с детства грезил мечтой стать военным и в итоге им стал. Я же после школы пошел работать на военный завод, потом поступил в медицинский колледж, подумывал идти в военную медицину, но брат отговорил, предложил отучиться на офицерских курсах, что я и сделал. И, как говорится, пошло-поехало…

Служил в основном в Забайкалье — Кяхта, Гусиноозерк, снова Кяхта, затем — Чита. В 2012-м попал под ротацию и оказался в пос. Пакино Ковровского района, был командиром батальона. В 2015 году полк передислоцировали в Ковров, отсюда в 2020 году я уволился в запас.

Выйдя на пенсию, работал в одной питерской организации, продолжая с семьей жить в Коврове. В какой-то момент услышал, что освободилось место военкома. Предложили попробовать…

Пятнадцать языковых диалектов

Если говорить языком цифр, то на сегодняшний день в мире проживает около 700 тысяч бурят, совсем немного, если сравнивать с 8 млрд человек, населяющими нашу планету. В России по статистике насчитывается примерно 460 тысяч представителей этой национальности, в Китае — 160 тысяч, в Монголии — около 50 тысяч. Но расселены буряты по всему миру… Издревле в нашей стране представители этой национальности проживали в районе озера Байкал, где сегодня и расположена этническая Бурятия.

— Буряты — единственный в Сибири народ, имеющий литературное наследие, — рассказывая об особенностях своего народа, отмечает Евгений Гемазов. — До наших дней даже дошел эпос «Сокровенное сказание монголов», написанный в 1240 году.

В бурятском языке существует 15 диалектов, поэтому иркутские (восточные) и западные буряты могут не понимать друг друга. В разных районах одно и то же слово трактуется по-разному. Вот, возьмем слово «хуряахай»: где-то оно означает «зять», где-то — «муж». Вроде бы рядом, но смысловая нагрузка у слов разнится.

Ближайшие наши родственники — монголы, хотя буряты считают себя нацией отдельной. Да, у нас в чем-то схожие традиции, обычаи, кухня, но все-таки мы разные.

От Евгения Игнатьевича я узнала, что буряты подразделяются на западных и восточных. Иркутские буряты — это, если условно можно выразиться, в основном Петровы, Ивановы, Сидоровы, на эту часть местного населения сильное влияние оказала в свое время Российская империя, восточные же буряты ближе к монголам, и среди них бурят, названных русскими именами, намного меньше.

Веротерпимость

Граница между Иркутской областью и Бурятией — это место столкновения двух религиозных конфессий. С востока — из Монголии — сюда пришел буддизм, трансформировавшийся в ламаизм, с запада — христианство. Хотя испокон веков буряты — шаманисты. Они всегда по-особому относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере. Почитали небо, считая его верховным божеством и называя Вечным Синим Небом (Хухэ Мунхе Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце — считали одушевленными.

Сегодня буряты исповедуют три религии — шаманизм, буддизм и православие, при этом терпимо относятся к вероисповеданию друг друга.

— И это тоже наша особенность, — отмечает Евгений Гемазов. — У нас даже представители одной семьи могут принимать разную веру. Моя не исключение. Я, например, буддист, а мой старший брат был православным. В дацане — буддистском храме — можно встретить русского религиозного учителя — лама, а в православном священника — бурята. Мы с уважением относимся к традициям друг друга. При этом все без исключения чтим шаманские традиции, соблюдаем шаманские обряды.

Стирая стереотипы

— Про бурятов говорят, что они медлительные, размеренные, но если принимают решение, то оно будет взвешенным, — этой информацией, взятой из Интернета, я как бы исподволь предлагаю  Евгению Гемазову перейти на другую ступеньку знакомства с бурятами.

— Это, скорее, стереотип, — уточняет он. — У нас, как и везде, люди разные. Некоторая степенность бурятам действительно присуща, но вместе с тем присуща и горячность. Это зависит от темперамента и характера конкретного человека, его воспитания. Нельзя сказать, что мы кардинально отличаемся от других. Нет. Наше отличие знаете в чем? В условиях проживания. Сибирь — край суровый, климат там резко континентальный. Насколько летом жарко, настолько зимой холодно, и это накладывает на нас определенный отпечаток. А потом, Сибирь в целом и Забайкалье в частности, — это своеобразный котел, где живет очень много народов. И буряты, кстати, не самая большая ее часть, так сложилось исторически. У меня, к слову, в роду есть тунгусская кровь, татарская… Бабушка по линии отца была татарка. Причем очень образованная: писала и разговаривала на староарабском языке. До революции окончила женское медресе,  а затем из-под Казани переехала в Иркутскую область.

Традиции

— Проживающие в Сибири люди однозначно отличаются от проживающих в других регионах, — отмечает Евгений Гемазов. — Мы очень дружно живем. У нас не редкость смешанные браки. Буряты соблюдают русские традиции, русские — бурятские.

Мы вместе отмечаем Сагаалган — бурятский Новый год по Лунному календарю, еще его называют праздником Белого месяца. Дату, кстати, высчитывают ламы по специальным календарям. Он может выпасть и на конец января, и на начало марта. В Бурятии это официальный праздник, выходной день, празднуют его 2-3 недели. Но мы отмечаем и христианский Новый год, и Пасху.

Летом проводится сурхарбаан — бурятский спортивный народный праздник. Древнее его название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»), включающий в себя национальную борьбу, стрельбу из лука и скачки…

В Забайкалье развита тибетская медицина. Лама у нас не просто человек, который молится. У нас есть эмчи лама — лекарь. В Бурятии хранится один из атласов тибетской медицины, и люди приезжают к нам лечиться нетрадиционными способами. Есть ламы-звездочеты, люди ходят к ним советоваться по разным вопросам, например, когда сыграть свадьбу. К услугам ламы обращаются как буряты, так и русские.

В традиции бурят не оставлять детей, поэтому брошенных там просто нет. Все живут в семьях. Считается оскорблением наступать на порог жилища. Традиционное жилище — юрта, хотя сейчас ее уже встретишь редко. Буряты стали оседлыми.

— На бананах в Забайкалье далеко не уедешь, поэтому наша традиционная пища богата жирами, — продолжает Евгений Гемазов. — Основа бурятской пищи — мясо и молочные продукты. В Сагаалган на столе обязательно должна быть белая молочная пища.

Буузы, или позы — самое почитаемое у нас блюдо, оно чем-то напоминает манты. В тесто заворачивается фарш, сверху делается много защипов и оставляется дырочка. Чем больше защипов сверху, тем профессиональнее считается повар. Готовятся они на пару, берутся руками.

Любим мы и чай с молоком. Раньше в него добавляли еще соль и жир, и это скорее напоминало густую жирную похлебку. Пища у бурят такая, чтобы в человеке, проживающем в суровом климате, сберегать тепло. Среди бурятских национальных блюд Евгений Гемазов выделил саламат, его варят из сметаны и муки; бухлер, варится из мяса, картофеля и зелени и шарбин — жареные буузы. В еде буряты, кстати, используют и говядину, и баранину, и конину, и козлятину…

Красивейший край, богатый историей

— Тем, кто не был в Забайкалье, советую там побывать, — призывает Евгений Гемазов. — Край у нас очень красивый. Люди даже не представляют — насколько! И сам Байкал, и природа вокруг. У нас много горных хребтов, рек и озер. Ближе к Монголии — степные районы, лесостепи есть, тайга.

А еще моя малая родина настолько сильно пронизана российской историей, что просто диву даешься! В Сибирь ехали люди, несогласные с властью, декабристы, староверы. Это один из последних оплотов Гражданской войны — атаман Семенов, барон Унгерн, адмирал Колчак… В свое время на Дальнем Востоке было сформировано буферное государство Дальневосточная Республика.

Много у нас и почитаемых святых мест. На русский манер их уже давно называют бурханами, сюда люди ходят молиться, совершать обряды… Вообще, каждый из нас должен любить свою малую родину.

Мой край считается суровым. Да. Это так. Но я, например, здешний климат с сыростью и дождями зимой переношу значительно тяжелее. Привык к другому, когда зимой под минус 40. Моя жена — с севера Бурятии, так там зимой до минус 50 доходит, и это норма.

Помимо русского языка, которым, к слову, хорошо владеет, Евгений Гемазов знает и бурятский. Правда, на нем давно не разговаривал, потому что редко бывает дома. В Бурятии у него живут мама, старшая сестра, племянники, друзья.

— Сын, окончив в Коврове 24-ю школу, уехал учиться в Улан-Удэ, в Бурятский государственный университет, — продолжает разговор военком. — Сам так решил, чем нас немало удивил, ведь молодежь стремится в Москву. Будет историком. Ему в Бурятии очень нравится. Столица Бурятии — Улан-Удэ — прекрасный город!

Так что связь с малой родиной я поддерживаю и при любой возможности туда езжу.

Формулы нет

А вот так Евгений Игнатьевич ответил на мой вопрос о формуле его профессионального успеха:

— Нет никакой формулы. Есть то, что заложили в тебя в семье. Мы же всегда на кого-то равняемся. В своей семье я равнялся на родителей, на старших брата и сестру. Считаю, что все идет из семьи. Если семья заинтересована дать что-то ребенку, она это сделает. Дети, как правило, копируют своих родителей — как поступаешь ты, так поступит и твой ребенок, он же все видит и впитывает, как губка. Будет взрослый трудолюбивым, уважительным со старшими — и ребенок повторит то же.

…Когда мы уже прощались, я обратила внимание на фотографию, стоящую в кабинете военкома. Как оказалось, сделана она в Сирии, в 2016 году, Евгений Гемазов находился в составе российских войск. Вот вам еще один штрих к его профессиональной биографии.

Ирина НАЗАРЕНКО.

Фото из архива Евгения ГЕМАЗОВА и из открытых источников.

0 комментарий
0

Вам может понравиться