Главная Знай наших... СЕМЕЙНАЯ ПРОФЕССИЯ. УЧИТЕЛЯ ПРИЕЗЖЕВЫ

СЕМЕЙНАЯ ПРОФЕССИЯ. УЧИТЕЛЯ ПРИЕЗЖЕВЫ

опубликован manager

Во все времена были, есть и будут люди, которые честно делают свое дело и несут окружающим добро и свет знаний. К их числу относились и учителя Приезжевы, несколько десятилетий неустанно, подвижнически трудившиеся на ниве образования в Коврове. Это были прекрасные люди и замечательные педагоги. Не одно поколение выпускников вспоминает их с благодарностью и уважением.

Андриан Михайлович и Екатерина Александровна Приезжевы были хорошо известны поколениям 1920-1950-х годов. Нина Андриановна принадлежала к послевоенному поколению учителей. Все трое — из когорты подвижников, на таких держится российское просвещение.

К сожалению, чем дальше от тех лет уводит нас время, тем сложнее реконструировать биографии людей, живших и творивших в тот период. Екатерина Андреевна Приезжева, урожденная Никулина, родилась в 1894 году в д. Шашово Ковровского уезда в рабочей семье. Училась в одноклассной начальной школе на Заведении. Училась хорошо и по окончании школы в 1909 году поступила в Ковровскую женскую гимназию. Из поступивших тогда учениц лишь четверо принадлежали к низшему сословию, и одной из них как раз была Екатерина Никулина. Ее обучение оплачивалось из средств железной дороги начальником XI участка службы пути Московско-Нижегородской железной дороги Ю.М. Узембло. Это накладывало особую ответственность на учебу девочки, и она единственная с курса окончила гимназию с золотой медалью.

В сентябре 1915 года она пришла преподавать в школу, которую окончила сама. Школа, созданная по инициативе служащих ковровских железнодорожных мастерских, размещалась в старом двухэтажном деревянном доме с печным отоплением: девять комнат на первом и три на втором, одна из первых построек на Заведении. Здесь она познакомилась с А.М. Приезжевым, который пришел сюда год спустя, имея за плечами багаж знаний, полученных в Нижегородской учительской семинарии, и двухлетний опыт работы преподавателем в земской школе.

Свою трудовую деятельность Андриан Михайлович начал в 1914 году в Бельковском начальном училище Ковровского уезда. Несмотря на молодость, за два года работы он завоевал большой авторитет и искреннее уважение крестьян, о чем красноречиво свидетельствует сохранившееся ходатайство крестьян д. Бельково перед инспектором народных училищ о назначении вновь в их школу А.М. Приезжева. Случилось так, что Андриан Михайлович был призван на военную службу, но вскоре вернулся, признанный к ней непригодным. Место учителя в Бельково было уже занято, и он получил назначение в Ковров. Тогда-то и было написано крестьянами письмо, из которого и узнаем, что А.М. Приезжев оказывал развивающее влияние не только на сельских детей, «занимаясь с ними сверхположенное время и обучая ремеслу», но и на взрослое население, «давая крестьянам полезные наставления по сельскому хозяйству и нравственного характера». В общем, служил примером для воспитанников и для всех окружающих.

В начале трудовой деятельности семье Приезжевых выпали серьезные испытания – реформа школы. Новая советская школа  только зарождалась, и положение ее было крайне тяжелым. Учителя находились в бедственном положении, многие переходили на другую работу, шел отток кадров.

Приезжевы продемонстрировали верность профессии. Школа, в которой они работали, стала называться советской железнодорожной первой ступени. А в  здании бывшего Феодоровского двухклассного церковно-приходского училища открыли железнодорожную школу второй ступени. Управлял школами объединенный школьный Совет. Преподавательская и общественная деятельность Андриана Михайловича, судя по всему, и здесь получила высокую оценку. Не случайно он был избран в Президиум школьного Совета секретарем, а позже, в 1936-м, назначен заведующим железнодорожной семилетки, в которую реорганизовали бывшую школу второй ступени.

Давно уже нет этого деревянного школьного дома – сломали, построили на его месте здание линейного отделения милиции. А в то время принимал он не одну сотню ребятишек. Приезжевы жили при школе, оставаясь всегда «на посту». Вечерами Андриан Михайлович топил печи – их было 20 в здании. Жили скромно и дружно. Двери к ним не закрывались. Молодежь любила у них собираться. Взрослые часто шли за советом. Андриан Михайлович и Екатерина Александровна пользовались большим уважением на Заведении. Этому способствовало, конечно, и то, что добрая половина взрослых, живших в поселке, их бывшие ученики, а также и то, что в общении с людьми они были всегда доброжелательны.

Екатерина Александровна – деликатный, мягкий человек. Голос всегда ровный, спокойный, с ударением на главное. Учитель, что называется, «милостью божьей». Педагогическое чутье у нее сочеталось с широкими знаниями, которые она постоянно пополняла. Андриан Михайлович любил пошутить, придумывал постоянно что-то забавное и веселое, мог и съязвить. Немало добрых дел было на его счету. Трудных подростков, от которых отказывались другие школы, принимал в свою. Детвора к нему тянулась. По его инициативе при школе была создана детская техническая станция, объединяющая множество различных кружков. Андриан Михайлович сумел добиться финансовой поддержки этого проекта. Детской станцией заведовал Д.А. Демьянов. Кружковцы достойно представляли школу в Горьком, Москве, Киеве.

«В Москве, в павильоне юных техников ВДНХ, – вспоминал С.Д. Шапошников, бывший ученик школы, позже учитель труда средней школы № 14, – демонстрировался действующий макет участка железной дороги, который был изготовлен учениками 6-7 классов, он был отмечен бронзовой медалью. А действующая модель электровоза, представленная на соревнованиях в Киеве, получила первую премию за скоростные и силовые характеристики».

Слаженно работал учительский коллектив. И в том, что он был дружной семьей, заслуга Андриана Михайловича, который в равной степени был приветлив со всеми, кто переступал порог школы. Он был всегда готов прийти на помощь, поддержать коллегу в трудную минуту. Это вызывало чувство ответной симпатии и уважения. Педагог творил добрую атмосферу вокруг себя, создавая среду, позволявшую окружающим раскрыть свои способности, быть в постоянном творческом поиске. И он же вносил в организацию школьной жизни дух какого-то особого демократизма, еще долго сохранявшейся в стенах этой школы.

Ярким и замечательным событием в жизни Приезжевых стало награждение обоих орденом Ленина. Эту высокую награду они получили в 1949 году одними из первых в Коврове .

Продолжила семейную традицию

Семейную традицию Приезжевых продолжила их дочь – Нина Андриановна. В 1939 году она окончила с отличием школу, получив Похвальную грамоту (золотых и серебряных медалей тогда еще не было), поступила на физико-математический факультет МГПИ имени В.И. Ленина. Мечтала, как и отец, преподавать математику. Однако на 2 курсе неожиданно решила стать учителем физики. «Ты, наверное, удивишься, узнав, что своей специальностью я выбрала физику, – писала она школьной подруге Саре Эдит в Горький. – Почему физику? Да потому что у нас очень интересные преподаватели…». На ее решение оказал влияние преподавательский состав, в то время там работал Д.А. Сахаров и др.

До войны она проучилась два года. В 1941 году прервала учебу, работала воспитателем в интернате при станции Ковров, шофером на экскаваторном заводе, трактористом подсобного хозяйства завода им. Киркижа и Сеннинской МТС. Осенью 1943 года продолжила учебу в МГПИ. Придя в 1946 году в ковровскую среднюю школу № 2, в то время женскую, Нина Андриановна поразила всех своей молодостью и задором, кипучей энергией, серьезным отношением к делу. Многие педагоги школы знали ее как Нину Приезжеву, свою бывшую ученицу – честную и прямую девочку, активтстку.

Как преподаватель, она была строга и требовательна. Несмотря на это, ученицы любили ее, относились к ней уважительно. А как интересно им было с ней! Она задумала выпуск классного литературного журнала, в котором публиковались лучшие творческие работы учащихся, устраивала выходы в театр с последующим обсуждением постановок. Тщательно продумывала классные часы. Она была одержима своей профессией, своей работой, идеей воспитания людей духовно богатых, высокообразованных, патриотов, преданных социалистическим идеалам в их самом высоком гуманистическом понимании.

Степень ее влияния на учеников была огромна. В 1952 году из 47 выпускников Нины Андриановны (она выпускала два класса) 18 человек выбрали профессию учителя. Конечно, престиж учительской профессии в то время был сравнительно высок. Во многих семьях уважительно относились к учителям, их социально значимой деятельности и мечтали, чтобы кто-то из детей стал педагогом. «И все-таки, выбор многих из нашего выпуска, – вспоминала Т.С. Троицкая, заслуженный учитель школы, – был сделан под влиянием интересного, любящего свое дело, по-настоящему увлеченного классного наставника. Нас вдохновил талант Нины Андриановны».

Когда в 1961 году школа № 2 стала восьмилеткой, Нина Андриановна по приглашению директора Н.А. Кислова перешла работать в расположенную по соседству школу № 1. В те годы официальным учебником физики в школах был учебник А.В. Перышкина.

Н.А. Приезжева для работы выбрала учебник Г.С. Ландсберга, у которого был более высокий научно-теоретический уровень. Она не боялась брать на себя и ответственность за свой выбор.

«Она учила ребят мыслить, сопоставлять факты, делать выводы, – рассказывала бывшая ученица Нины Андриановны, учитель физики Г.Б. Полянская. – На ее занятиях учащиеся выдвигали свои предположения, строили гипотезы, спорили, доказывали. Такие уроки оставляли сильное впечатление, вызывали желание учиться».

Учитель математики школы № 1 Н.Н. Шишлянникова вспоминала незначительный, на первый взгляд, эпизод, однако ярко характеризующий Нину Андриановну как педагога с сильным творческим началом. Уже признанным мастером обучения Н.А. Приезжева присутствовала на уроке начинающего учителя, который, демонстрируя волны, применил металлическую линейку. Обычно в таких случаях учителя используют веревку, привязывая один ее конец к двери. Так поступала прежде и Нина Андриановна. Она не посчитала зазорным подойти после урока к молодому учителю, внимательно рассмотреть линейку, попробовать изобразить волну и в дальнейшем использовать ее на своих уроках. Вечный поиск, неустанная работа над собой, широта и глубина познания, методическое мастерство позволяли ей добиваться большого эффекта. Многие ее ученики не просто знали физику, они увлекались предметом. И для некоторых из них эта увлеченность наукой, интерес к познанию стали смыслом всей жизни.

Из героев Л.Н. Толстого Нина Андриановна, пожалуй, более всего напоминала Марию Болконскую. Некрасивая с первого взгляда, с резкими мужскими чертами лица, она преображалась, едва начинала говорить, – говорила всегда увлеченно, страстно. Ее отличали высочайший интеллект и эрудиция. Она глубоко разбиралась в литературе, искусстве, философии. Ее всерьез интересовали вопросы политики. Даже очень короткие встречи и беседы с ней превращались в светлый праздник души, – вспоминают бывшие ученики и коллеги. Она была большим мастером диалога.

Учащиеся 60-70-х годов очень любили диспуты, ведущей которых была Нина Андриановна. Спорили о взаимосвязи знаний и нравственности, что означает жить с достоинством, как не заразиться мещанством и т.д. «В ходе диспутов, которые длились часами, – вспоминала Л.С. Мишина, бывшая ученица, а потом коллега Нины Андриановны, – мы объявляли короткие перерывы, но с диспутов никто не уходил. Всем было интересно. Работала мысль. Мы были вместе и ощущали великую силу высокого человеческого общения». Источником искренности ребят, откровенности, на которые так трудно бывает их вывести, по словам Людмилы Семеновны, были собственная искренность Нины Андриановны, полное отсутствие фальши и ее подкупающая эрудиция.

Главным итогом ее работы с классом, по мнению коллег, можно считать зарождение отношений качественно нового характера между учениками, отношений ответственной зависимости. Подобные отношения не позволяли ученикам разъединяться, не давали коллективу утратить целостность. «Она сумела создать такие коллективы, – отмечала В.М. Пелюшенко, – которые собираются и через 20, 30 и 40 лет после окончания школы».

Общение Нины Андриановны с учениками не заканчивалось выдачей аттестатов. Ей звонили, писали, у нее собирались. Не было письма, на которое бы она не ответила, проявляя искреннюю заинтересованность в судьбах своих учеников. За каждого болела душой. «В судьбах выпускников, – считала Н.А. Приезжева, – отражается работа школы».

Получив в молодости педагогическое образование, Приезжевы остались верны профессии, посвятив свою жизнь делу просвещения, обучения и воспитания школьников.

Данный материал, основанный на воспоминаниях хорошо знавших Приезжевых людей, – дань глубокого уважения памяти замечательных педагогов.

Ирина ЗУДИНА.

На архивных фото: Екатерина Александровна, Нина Андриановна, Андриан Михайлович Приезжевы. 1949 г.; в железнодорожной школе № 7. Вторая слева – учитель начальных классов Е.А. Приезжева; бывшая Феодоровская мужская двухклассная церковно-приходская школа. С 1918 года – железнодорожная школа II ступени; с 1923-го – ж.д. школа-семилетка, позже – ж.д. неполная средняя школа № 7; в 1952 году – объединена с ж.д. средней школой № 6.

0 комментарий
1

Вам может понравиться