Главная Новости ЧТО НАМ СТОИТ БРОНЕВИК ПОСТРОИТЬ!

ЧТО НАМ СТОИТ БРОНЕВИК ПОСТРОИТЬ!

опубликован manager

Казалось бы, наш проект «В центре внимания — молодежь» связан с поколением NEXT. И причем тут военная техника? А связь, на самом деле, прямая. Чтобы это понять, «Знаменка» приглашает своих читателей… в гараж.

С каждым днем бронеавтомобиль БА-20 – легкий советский броневичок, разработанный в нашей стране в 30-е гг. прошлого столетия, – приобретает свои узнаваемые черты. Низкая посадка, стальной пуленепробиваемый корпус, вращающаяся башня, в которой устанавливался танковый пулемет…

Сообщение о том, что НКО «Наследники Победы» выиграли на постройку «бронеласточки» Президентский грант, появилось еще в январе.

— …Уважаемые друзья, — написал руководитель «наследников» Сергей Мостовой, — при поддержке Фонда президентских грантов мы теперь сможем реализовать интересный проект. Он поможет расширить нашу историческую экспозицию. Речь идет о строительстве реплики бронеавтомобиля БА-20. С удовольствием приступаем к делу! Здесь, в нашей группе в ВК, еженедельно будем выкладывать отчет о ходе работ – надеюсь, вам будет интересно наблюдать за процессом…

Работа по созданию реплики бронеавтомобиля кипит вовсю, самое трудоемкое и энергозатратное уже позади.

— Первоначально мы провели исследование машины, — делится Сергей Владимирович, — использовали и старые сохранившиеся документы, и всю информацию, которая есть в интернете, даже в музей для этих целей ездили.

Бронеавтомобиль БА-20 образца 1936 года достаточно редкий. До 1942 года он выпускался в Советском Союзе, ему на смену пришла другая бронемашина – БА-64, такая у нас уже была. Ее семь лет назад построили студенты Ковровского транспортного колледжа, и до недавнего времени мы ее всем показывали.

Новая машина БА-20 и более сложная, и более интересная внешне. Нам давно хотелось иметь такой экземпляр. Покупать в мастерской, где их изготавливают, дорого – более 1,5 млн рублей. Пришла мысль и затем — смелость: «Почему бы самим не взяться за дело?»

Но на это тоже нужны средства. Решили подготовить заявку на грант. Радости не было предела, когда узнали, что она одобрена!

— Провели целое исследование, чтобы определиться с маркой машины, которую возьмем за основу, какие современные узлы, агрегаты и прочее сможем в ней применить. Затем был этап проектирования. Строим бронеавтомобиль на базе ГАЗ-69, т.н. «козлика», достаточно распространенной в 60-е годы модели, в Коврове таких «козликов» сохранилось немало. По узлам, агрегатам, раме, колесам, межколесному расстоянию она нашему бронеавтомобилю максимально близка. Но и отличия есть: расстояние между осями колес у нее на 54 см меньше …

Чтобы пример БА-20 был перед глазами, купили его маленькую модельку-конструктор. Сейчас таких много продают для коллекционеров-любителей.

— Отличного качества, с хорошей детализаций! — поясняет Сергей Владимирович. — Потом появились бумажные чертежи, электронные чертежи в формате 3D. Для начала сделали фанерную модель «в полный рост». Стальные пластины для кузова вырезАли болгаркой. Но в тех местах, где нужны закругления – оконные проемы, к примеру, использовали возможности лазера. Сергей Филатов, предприниматель, нам очень в этом деле помог!

«Наследники Победы» не ставят перед собой задачу создать реплику ничем не отличающуюся от оригинала, но внешнее сходство должно быть идеальным. Чтобы машина соответствовала историческому образцу по длине, раму пришлось распилить и раздвинуть, используя вставки, ну а заклепками, внутреннюю часть которых не видно, могут служить и… мебельные болты.

— А крылья, Сергей Владимирович? Они у БА-20 действительно выдающиеся. Причем во всех смыслах.

— Нет, крылья мы покупали. Однако в таком плохом состоянии, что многое в них пришлось вырезать, заменять. Ставили латки. В одной только раме шесть изменений. Пришлось применить определенные хитрости, чтобы ее части, к примеру, не торчали наружу. Сложность в том, что к этим частям крепились рессоры, которые не уменьшишь – но мы все-таки смогли их «затолкать» под крыло. Пришлось отрезать, разворачивать вверх ногами, но, в целом, внешний вид броневика по всем параметрам сохранить удалось.

Работа завершилась. В ней активно участвовали члены нашей организации, основу которой составляет молодежь. Бронеавтомобиль покрашен в защитный цвет! Так как оригинальный БА-20 был оборудован радиостанцией, то у него была и антенна, т.н. поручневая – колоритная деталь вокруг крыши, по внешнему виду очень похожая на поручень. В оригинале эта деталь была выполнена из меди, но наши «строители» решили так: оставить ее стальной, но покрасить в цвет меди.

…Увидеть чудо бронетехники можно будет в сквере Оружейников 9 Мая, в День Победы! Еще одна широкая выставка-экспонариум пройдет в День города, в сентябре.

А настоящие легкие бронеавтомобили БА-20 в свое время участвовали в боях на реке Халхин-Гол, в советско-финской и, конечно, в Великой Отечественной войне. Они использовались как узел связи, как разведывательные машины, на них передвигался командный состав. Но, к сожалению, «бронебока» (6 мм с боков и 10 мм – лобовая броня), защищая недра машины от обычных пуль и осколков, не выдерживали атак бронебойных крупнокалиберных пулеметов. Соответственно, и сидящих внутри не могли защитить…

БА-20 пережил несколько модификаций, в 42-м на его базе был изготовлен новый бронеавтомобиль — БА-64, самый известный броневик времен Великой Отечественной войны…

— У нас уже и новая мечта есть – построить танк Т-60, — делится руководитель «Наследников Победы» Сергей Мостовой, – с пушкой, на гусеницах, но из более легких металлов, чтобы весил не больше трех тонн…

***

Правильные статус и название организации, которую возглавляет мой собеседник – Владимирская региональная общественная организация патриотического воспитания граждан. Официально она зарегистрирована в 2021 году, а начиналось все в 2015 году.

— … С подготовки к проходу первого Бессмертного полка, — отмечает Сергей Владимирович. — До этого я занимался составлением своей родословной, и задался вопросом, сколько моих родственников участвовало в войне? Оказалось, 40 человек. А руки у меня только две! О своем поиске рассказал школьникам, и мне удалось собрать группу детей, которые помогли пронести портреты всех моих родственников (вместе с личными, конечно) в рядах Бессмертного полка. В 17-й школе, с которой я сотрудничал, предложили эту работу продолжить. Подумал, что ребятам не очень интересны архивы, надо что-то живое, более наглядное…

Пришла идея собирать оружие! Стал разбираться в теме, узнал, что продаются макеты оружия, стреляющие холостыми патронами. С помощью знакомых предпринимателей удалось даже приобрести первых два образца: ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) и винтовку Мосина. С ними прошли мои первые мероприятия в оздоровительных лагерях. Там познакомился с Егором Пуховым, который стал моим ближайшим соратником. В итоге у нас появился пулемет Дегтярева, его решили поставить на мотоцикл… Так потихонечку и движемся вперед. Не сомневаюсь, что о «Наследниках Победы» в Коврове знают все. Наша организация участница практически всех патриотических мероприятий в городе, часто мы организуем их сами. Проводим большую работу со студентами, школьниками и даже воспитанниками детских садов…

И с маленькими детьми, и с подростками, и с теми, кто уже стоит на пороге взрослой жизни нужно общаться. Нужно ориентировать подрастающее поколение на правильные ценности, на бережное отношение к настоящему и прошлому, что я с помощниками и стараюсь делать. Тем более у нас есть своя, уникальная ниша, связанная с историей оружия. Причем мы учитываем возраст детей и «идем», как говорится, от простого к сложному. Очень приятно, когда ребята начинают проявлять интерес к теме, когда  в нее погружаются. Не зря говорят, патриотами не рождаются!

А сколько уникальных фестивалей исторической реконструкции провели «Наследники Победы»!

— То, что ковровчане видят во время мероприятий, лишь надводная часть «айсберга» нашей работы, — продолжает Сергей Владимирович. — Подготовительная — основная — остается «за кадром»: подготовка техники, оружия, формы…. Мы сейчас не касаемся фестивалей – их разработка идет по полгода. Основная идея: мы – наследники Победителей! Мы, ковровчане, являемся наследниками людей, которые в годы Великой Отечественной войны здесь, в нашем городе, выпускали самое лучшее в мире оружие!

Часто встречаются дети, которые не знают ни своих прабабушек, ни прадедушек, которым кажется, что все, что связано с Великой Отечественной войной, от них далеко… Поэтому наша задача, дать детям возможность осознать, в каком городе они живут, и этим гордиться! Мы пытаемся «вписать» подрастающее поколение в историю нашего города, ведь во время войны первой оружейной «столицей» был кименно Ковров. Из Тулы почти все производство эвакуировали, Ижевск еще не набрал обороты, а Ковров с первого и до последнего дня ковал оружие Победы.

Сергей Владимирович с гордостью называет имена знаменитых ковровских оружейников: Дегтярев, Шпагин, Владимиров, Симонов, Горюнов…

15 мая исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Федорова. Его по праву можно назвать основоположником не только ковровской оружейной школы, но и «отцом» автоматического стрелкового оружия в масштабах всей нашей огромной страны. К дате будут приурочены торжественные мероприятия. Сергей Владимирович поделился:

— Не так давно для нашей экспозиции мы приобрели великолепный макет автомата Федорова 1916 года. Оригинальных таких автоматов сегодня в мире осталось штук семь. В планах каждые полгода пополнять коллекцию образцами оружия, которых остались единицы в стране, но чьи реплики можно выполнить на заказ. Все эти образцы имеют непосредственное отношение к Коврову. И даже пулемет Максима, для производства которого в нашем городе были построен пулеметный завод. Потом пистолет-пулемет Дегтярева, 1934 года, 1938-го…

Ковровская молодежь должна иметь возможность знакомиться с этим оружием, его рассмотреть, держать в руках. И в этом тоже заложен элемент патриотического воспитания.

Инна БУЛАТОВА.

Фото из архива «Наследников Победы».

0 комментарий
2

Вам может понравиться