Главная Знай наших... ЧЕЛОВЕК УДИВИТЕЛЬНОЙ СУДЬБЫ…

ЧЕЛОВЕК УДИВИТЕЛЬНОЙ СУДЬБЫ…

опубликован manager

Родился на Дальнем Востоке, учился в Сибири, воевал в Афганистане, ликвидировал аварию на Чернобыльской АЭС, жил на Украине, работал в Африке – куда только не заносила его судьба! Знакомьтесь: Олег Викулов… Сегодня его  смело уже можно назвать ковровчанином. В 90-е Олег Константинович возглавлял отделение украинского Союза ветеранов Афганистана в г. Белая Церквь на Украине. Именно с этого и начался разговор…

В то время Украина с Россией жили вполне мирно… Белая Церковь расположена в 80 километрах к югу от Киева на берегу реки Рось. Если копнуть поглубже историю, изначально город назывался Юрьев – поселение, основанное Ярославом Мудрым (в крещении Георгием) для защиты близлежащих земель от кочевников, было названо в честь небесного покровителя русского князя – святого Георгия Победоносца, одного из наиболее почитаемых христианских святых. Позже, по одной из версий историков, древнерусский Юрьев был разрушен монголо-татарами, но при этом в руинах сохранился белокаменный храм. По нему восстановленное поселение и получило столь необычное «имя» — Белая Церковь. Город стал достаточно крупным советским промышленным центром к 80-м годам прошлого столетия.

Так получилось, что Белая Церковь стала последним местом службы Олега Викулова. Он, офицер, после выхода в запас здесь и обосновался.

— В Киевском военном округе я служил в советское время, в 91-м уволился, – рассказывает мой собеседник. — На тот момент единой «афганской» организации в городе не было, и мы с товарищами, такими же ветеранами, как и я, еще в 90-м году начали ее создавать. До этого в Белой Церкви были только «афганские» кооперативы, а также «ячейки» на предприятиях (в городе располагался, к примеру, самый крупный в Советском Союзе шинный завод). Мы же создали организацию именно городскую.

До 1995 года Олег Викулов был в ней заместителем председателя. Он очень подробно рассказывает, как организация создавалась, как регистрировалась – сначала в Москве, затем как часть отдельного Союза ветеранов Афгана на Украине. Постепенно белоцерковское отделение – официально оно называлось отделением Украинского Союза ветеранов боевых действий в Афганистане и других зарубежных конфликтов — объединило немало людей:

– К нам, например, вступили два ветерана корейской войны еще 1949-53 годов, участники военных действий в Алжире…

Это действительно было другое время. Работа, которую проводила организация – будь-то обеспечение ветеранов жильем, льготами или путевками в санатории, увековечивание памяти павших, патриотические встречи со школьниками, спортивные состязания и праздники, создание «комнаты афганцев» в музее — была по-настоящему плодотворной. Олег Викулов рассказывает о ней с гордостью. Так же, как и о членах организации – своих друзьях, ветеранах-«афганцах», получивших ранения в тяжелых боях:

— Легендарная личность Евгений Молчанов, ему пуля в Афгане попала в бедро. Несколько лет он лечился в клинике Бурденко в Москве. У радиста Валентина Юрченко во время боя с душманами граната, вылетевшая из автоматического гранатомета, пробила грудную клетку, а после, не разорвавшись, застряла в плече. Хирург, который провел операцию, каждую секунду рисковал своей жизнью, но вытащил снаряд. Недавно подобную операцию хирурги повторили на СВО…

Ветеранская организация Белой Церкви была в то время одним из самых крупных городских отделений на Украине. Олег Викулов был ее председателем с 1995 по 2000-й год (к тому времени в организации состояла почти тысяча человек). Есть события и дела, которые наш герой вспоминает сегодня с особенным чувством.

— В 1996 году мы торжественно открыли часовню-памятник  погибшим «афганцам», – продолжает рассказывать он, — освятил ее Владыка Белоцерковский и Богуславский Серафим. Наша часовня святого Георгия Победоносца относилась к Московскому патриархату, хотя представители ПЦУ предлагали профинансировать эти работы с условием, что церковь будет относиться именно к ним. 6 мая 1996 года состоялось торжественное открытие. Часовня – высотой 18,5 метров, по бокам незавершенные архитектурные арки, как «крылья», символизирующие разрушенную войной человеческую жизнь. Внутри часовни на плитах выбиты имена 132 погибших в Афганистане. К этому событию – открытию часовни – в городе даже дорогу заасфальтировали, по которой несколько километров шел крестный ход.

В тот же день в Белой Церкви проходил республиканский этап международного фестиваля афганской песни. К нам приехали делегации из Минска, Борисова и Ногинска – побратимов нашего города, Баку, Кауанаса, конечно, Москвы, нескольких других городов. В 99-м делегация из Баку снова приехала к Белую Церковь, чтобы выйти через нас на главу украинского союза Сергея Червонопиского, а через него – на Бориса Громова. Речь шла о вступлении азербайджанцев в международное «Боевое Братство», председателем которого был и остается по сей день Борис Громов. Таким образом, нам — городской, по сути, организации — пришлось участвовать в решении вопроса международного уровня: вместе с Червонописким и Громовым летали в Баку…

Олег Викулов достает фотографию, показывает: вот Громов, вот зам.главы  азербайджанского союза ветеранов Афганистана, а вот он сам…

***

В начале 2000-х большая и дружная ветеранская организация Белой Церкви стала распадаться, к руководству в ней пришли другие люди. К сожалению, слишком охочие до личной выгоды, рассказывает наш герой. А в 2014-м Олег Константинович переехал в Россию, собственно, на родину, пусть и в мало знакомый для него город Ковров.

— Сам я родился в Находке. Отец – из Нижнего Новгорода, военный, участник Великой Отечественной войны. После войны служил в Прибалтике, демобилизовавшись, получил квартиру в Жданове (сейчас — Мариуполь), и вся наша семья приехала туда жить. В 1978 году я окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, служил под Биробиджаном, «как лучший комсомольский работник», как мне сказали, был направлен в Афганистан. Было это в декабре 1981 года…

В Афганистане Олег Константинович — в должности заместителя командира батареи по политической части (201-я мотострелковая дивизия, город Кундуз) – служил почти два года (всего без двух дней). Говорит, был представлен к ордену «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, но так его и не получил…

В 1986-м Олег Викулов принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вот такие причудливые (а может для военного и не очень) зигзаги судьбы. Там – заместитель командира батальона спецобработки по политической части.

— Но основная наша с начальником штаба работа состояла там в том, чтобы ездить на станцию старшими рабочих смен. Батальон работал между третьим и четвертым реакторами. Расчищали территорию станции — мусор, который скидывали с крыши третьего энергоблока, надо было грузить в металлические контейнеры, вывозить на хранилище радиоактивных отходов (т.н. «могильники» – между пятым и шестым реакторами; контейнеры зарывали там в землю — в несколько этажей). Ребята же, работавшие на третьем энергоблоке, надевали, как положено, защитный костюм, в том числе тяжеленные свинцовые фартуки, выбегали с лопатами на 30-40 секунд – успевали-не успевали – им надо было дальше лопату поднять, зацепить радиоактивный кусок, сбросить вниз и… быстро назад, чтобы как можно меньше дозу радиации получить. Внизу другие ребята уже загружали все в короба. Как старший офицер, сам я лопатой не работал, но находился там же, вместе с людьми. Задача была – контролировать процесс. Так что считаю, что все 43 полноценные смены – также мои.

***

После того, как Олег Викулов ушел с поста председателя белоцерковского отделения ветеранов Афганистана и других военных конфликтов, он собрался и уехал… в Африку.

— Мы тогда создали свою ЧВК. Жили прямо в джунглях в палатках. В качестве инструкторов, готовили в Руанде местный спецназ – национальную гвардию президента Пола Кагаме. Это 2002-2003 годы. Вернулся на Украину, а там – президентские выборы, баллотировались Янукович и Ющенко. Вышли мы с товарищем на Крещатик, видим, собрание. Среди тех, кто командует украинской милицией, была слышна американская речь. Именно американская, потому как от классического английского языка она отличается. Готовили третий тур выборов. Сами помните, что тогда было. После этого состоялась моя вторая «африканская» поездка – в Бурунди. Третья и последняя — уже в Конго, связанная с разведкой и добычей алмазов. Это были 2011-й и 2012-й годы.

Оттуда у Олега Константиновича множество фотографий: и с человеческую голову ананас, и термитник, и челюсти бегемота, выдолбленная из цельного ствола дерева лодка, и застреленный местными охотниками крокодил. Впечатления от Африки положительные и не очень: малярия, которой только в Конго переболел несколько раз; практически «домашние» прилипчивые шимпанзе; конголезский, очень хороший кофе, продающийся молотым тазиками; банановые рощи и громадные кактусы; колдуны, без «отмашки» которых нельзя проводить никакие работы…

Из африканского «рая» вернулся Олег Викулов уже совсем в другую Украину, вот тогда и принял предложение бывшего однокашника по военному училищу переехать в город воинской славы Ковров…

Елизавета БЕЗРУКОВА.

Фото из архива Олега ВИКУЛОВА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться