Главная Знай наших... ПРИВЕТ ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ

ПРИВЕТ ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ

опубликован manager

«В восточной части Черного моря прошли маневры с участием кораблей Крымской и Новороссийской ВМБ (Военно-морских баз. Прим. автора). Эти корабли составили несколько корабельных ударных группировок. Одна из них выступала в роли условного противника, пытавшегося прорваться к нашим базам и Керченскому проливу, другая отражала эту атаку, используя ракетный и артиллерийский потенциал. В эти разнородные корабельные группировки входили РКВП «Самум», которым командует капитан 2-го ранга Александр Журкин, и четыре ракетных катера бригады ракетных кораблей и катеров. В эпизодах морского учения принял участие и ракетный катер «Ивановец» (командир капитан 3-го ранга Николай Шмонов)…»

Это отрывок из небольшой заметки «Высокий уровень профессионализма», которая вышла около месяца назад во флотской газете «Флаг Родины» под рубрикой «Экзаменует море». Казалось бы, какое дело Коврову до будней Черноморского флота? Где он и где мы? Здесь даже не о тральщике «Ковровец» речь. Но…

…Но оказалось, дело все-таки есть. Ведь командир упомянутого в заметке ракетного катера — наш земляк, ковровчанин Николай Шмонов. А мама моряка — известная многим Валентина Викторовна Шмонова, руководитель танцевального коллектива «Серпантин» Центра дополнительного образования детей «Родничок».

Поскольку герой нашей сегодняшней публикации находится от Коврова за тысячи километров, связь с ним держали по интернету.

Как и для большинства ковровских мальчишек, флот не был мечтою детства Николая Шмонова — слишком уж далеко мы от моря. Но когда выпускникам 4-й школы предложили поступать в Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ушакова, юноша подумал и согласился. Профессия-то хорошая!

— В Ковров тогда приезжала выездная комиссия из Калининграда, и я сдал экзамены прямо на территории родного учебного заведения, — рассказывает Николай Валерьевич.

— Скажите, а сразу поняли, что море – это ваше?

— Нет, далеко не сразу. Поначалу было тяжело перестроиться. В семье у меня военных никого не было, только отец проходил срочную службу. Три месяца я привыкал. А сейчас? Слышали, наверное, песню Газманова «Ты морячка, я моряк»? Вот и у меня также: как только уходишь от берега – домой хочется, а дома побудешь – тянет обратно в море!

Конечно, непосвященному человеку с суши кажется, что флот – это сплошная романтика. Во всяком случае, мне так казалось точно: волны, чайки, бескрайний горизонт. На самом деле, это работа. И работа совсем нелегкая. Пройдя путь от курсанта до командира корабля, Николай Шмонов с уверенностью говорит, что главные качества для моряка — это упорство, трудолюбие и решительность.

— Я бы сказал, даже отвага. Потому что разные случаи бывают. Черное море спокойным назвать нельзя: и штормы сильные, и  как-то раз шесть или семь часов провели в отсеке по горло в воде, пытаясь устранить течь… Разные случаи, углубляться не буду. Но в целом, конечно, корабли у нас надежные. Неприятности случаются, но страха за жизнь нет: знаю — «Ивановец» любой шторм выдержит! Своему кораблю и команде доверяю безоговорочно!

При этом Николай Валерьевич признается в страхе другого рода, который он почувствовал, когда первый раз вышел в море в должности командира.

— Вот здесь другое дело! В море командир полностью отвечает и за корабль, и за экипаж. То есть ЗА ВСЕ! Он единолично принимает решение и несет за него ответственность. Не дай Бог, какая-то ситуация из ряда вон… Но постепенно и к этому привык. И к тому, что в любое время суток командир обязан быть на связи, так как за корабль и личный состав он отвечает не только в море, но и на суше. Все что угодно может произойти – телефон постоянно при мне. Бывают экстренные выходы – например, пришел домой, а через час звонят: снова в море!

Ответственность у командира корабля действительно немаленькая. Главное, люди – команда сорок пять человек. Потом сам корабль: более 56 метров в длину и более 10 метров в ширину, водоизмещение 493 тонны, вооружение: четыре пусковых установки противокорабельных ракет «Москит» плюс артиллерийские установки АК-176 и скорострельные АК-630, пусковая установка переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла» (вся информация из открытых источников) – серьезный красивый ракетоносец. На воду, к слову, он был спущен еще в Советском Союзе, в 1989 году, в 1997-м по разделу флота отошел к российской стороне, а в 1998-м после заключения договора о шефских связях с Ивановской областью получил название «Ивановец».

— Николай Валерьевич, сколько времени прошло между вашим первым выходом в море и первым выходом уже в качестве командира?

— Девять лет. Это если считать после окончания учебы. Я был тогда молодым лейтенантом, ходили к берегам Абхазии. А самый первый мой выход — на базовом тральщике в Балтийское море — состоялся еще, когда я учился на первом курсе. Было это в 2004 году. Сначала все было так интересно, а потом… А потом выяснилось, что у меня небольшая морская болезнь, захотелось быстрее на берег, — смеется мой собеседник, но при этом добавляет: морская болезнь – это не приговор, к качке тоже можно привыкнуть, и потом она уже беспокойства не доставляет. Вначале — да, бывают головокружение, тошнота, приятного, конечно, немного…

— А посвящение вас в моряки было? — спрашиваю, вспоминая незыблемую морскую традицию.

— Куда же без этого! — отвечает командир корабля. – В море чайником зачерпывают морской воды, наливают ее в плафон, и моряк, который первый раз вышел в море, должен всю эту воду выпить, стараясь не уронить ни капли. Затем пустой плафон поднять над головой и крикнуть: «Мама, я моряк!» Размер плафона не очень большой, примерно 0,7 литра, но вода-то морская, соленая. Кстати, летом она гораздо солонее, чем зимой, но зато зимой – очень холодная. Так что в любом случае испытание еще то!

Да, морские традиции нарушать не принято. Но они составляют лишь канву той ответственной службы, которую несут моряки Черноморского флота. Интересуюсь у Николая Шмонова:

— Вы — командир, а кто командует вами?

— Надо мной есть командир соединения. Все соединения образуют Крымскую военно-морскую базу. Черноморский флот состоит из двух баз – Крымской и Новороссийской.

— Какие повседневные задачи стоят перед моряками Черноморского флота? И в частности, перед ракетным катером «Ивановец»?

— Мы производим охрану объектов морской экономической деятельности: это и установки в Черном море, и Керченский мост. Производим слежение за кораблями НАТО, которые находятся в Черном море. Проводим занятия по боевой подготовке. В Сирию ходили, выполняли задачу в Средиземном море…

— А участвовали ли вы в исторических событиях 2014-го года, когда Крым был присоединен к России?

— Да, участвовал, мы это время провели в море. Тогда я состоял в должности помощника командира корабля. Задача была обеспечивать безопасность во время проведения референдума, чтобы никакие незаконные вооруженные бандформирования не проникли на территорию республики.

В целом, рассказывает наш земляк, служба на Черном море хотя и отличается достаточно комфортными климатическими условиями (например, по сравнению с Северным морем), но и очень напряженная из-за политической ситуации: рядом и Сирия, и Нагорный Карабах…

— Страны Европы и США до сих пор не признают Крым территорией России, проводят провокационные мероприятия, пытаются заходить в наши территориальные воды. Остроту в положение вносит постоянное присутствие кораблей НАТО. Так что ухо надо все время держать востро, — описывает обстановку командир ракетного катера.

Но если не брать в расчет международные сложности, для жизни город федерального значения Севастополь очень даже хорош. Особенно для моряков. Ведь он и основан был  в 1783 году как русский военно-морской порт, защита южных рубежей нашей страны. Здесь буквально каждый камень пропитан этим духом. Легендарный, удивительный, овеянный боевой славой – каких только эпитетов не заслужил Севастополь за свою историю.

— Есть тут, конечно, и свои ограничения, — говорит Николай Шмонов. — Так, из-за санкций в Крыму работают только два основных банка — банк Россия и РНКБ. С другой стороны, служебное жилье есть, это важно. К морякам в Севастополе традиционно относятся с уважением. Город красивый, активно развивается как туристический центр.

А еще в День военно-морского флота России, который обычно празднуется в последние выходные июля, в Севастополе проходит грандиозный парад, на который собираются все — от мала до велика.

— В этом году из-за коронавирусных ограничений, к сожалению, парад сократили. Для прохождения отобрали всего несколько кораблей, в том числе наш ракетный катер «Ивановец», — с гордостью продолжает мой собеседник. — В рамках праздника зрителям позволяют подняться на борт ряда кораблей, пройтись по палубам и трапам, заглянуть в капитанскую рубку. В День ВМФ посмотреть, как он командует кораблем, на «Ивановец» поднимаются жена Николая Шмонова Лена и его восьмилетняя дочка Алина.

К тому, что их любимый муж и папа по три месяца в море, они, конечно, привыкли… почти… насколько к этому можно привыкнуть. Но перейти на сухопутную службу не уговаривают. А Николай Шмонов признается, что лучший для него праздник – 8-е марта. Потому что в этот день он всегда дома.

 

Мария ТОМИНА.

Фото из архива Николая ШМОНОВА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться