Главная Новости КОГДА ПОМОЩЬ НУЖНА СРОЧНО!

КОГДА ПОМОЩЬ НУЖНА СРОЧНО!

опубликован manager

Благодарственным письмом от губернатора региона Александра Авдеева с формулировкой – «за помощь участникам СВО и их семьям» — в преддверии профессионального праздника Дня социального работника была награждена Татьяна Максимова. Чтобы получить награду, Татьяне Александровне и всему отделению срочной помощи Ковровского комплексного центра социального обслуживания населения, которое она возглавляет, пришлось проделать немалый путь. Центр помощи участникам СВО и их семьям был открыт при отделении сразу после начала частичной мобилизации — в сентябре 2022 года. С тех пор через него прошли сотни людей. Но это лишь одна категория получателей помощи. На самом деле их значительно больше. Сама Татьяна Александровна говорит так: «В нашем отделении мы помогаем буквально всем!»

Каким должен быть соцработник? Универсального ответа на это точно нет. Но мне почему-то кажется, как раз таким, как Татьяна Максимова. Позитивным и светлым, отзывчивым на чужую боль, готовым всегда помочь. Два года назад Татьяна Александровна переехала в Ковров из Ухты, и, как утверждает, ей «посчастливилось» устроиться на работу в Центр социального обслуживания населения. Другие бы, скорее, от такого счастья бежали, искали более спокойное и менее сердцезатратное место, но только не она. Признается: в своей жизни трудилась и школьным психологом, и медсестрой, а вот работа в социальной сфере позволила совместить эти профессии.
— А самая главная для меня награда – это благодарность в глазах людей! — говорит она.
***
В отделении срочного обслуживания населения Ковровского комплексного центра социального обслуживания работа кипит с утра и до вечера. За помощью сюда обращаются разные люди: и те, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию, и инвалиды, и одинокие пенсионеры, и те, кто остался без жилья, а также вернувшиеся на свободу из мест заключения. Одним словом, очень и очень многие. И помощь каждому нужна срочно! В 2022 году к уже имеющимся категориям добавились беженцы с Украины, участники и семьи участников СВО.
— Когда в сентябре 2022 года у нас открылся центр помощи участникам СВО, — рассказывает заведующая отделением Татьяна Максимова, — люди засЫпали нас вопросами: «Почему забирают моего мужа? Ему не положено!», «Как получить обещанные выплаты? Нам не на что жить!» Сплошным потоком: где, как, что, почему? Очень много приходило народу! С самого открытия центра посетителей консультировали и юристы, и медицинские работники, и психологи. Обратившимся за помощью мы старались ответить на все вопросы, писали, если это было необходимо, письма в военкомат, обращались в Сбербанк, помогали оформлять необходимые доверенности, документы.
Ковровчане и жители района в тот период были растеряны. Было много непонимания, слез. Жены участников говорили: «Не надо нам ничего. Верните только мужей!» Другие держались стойко: «Должен же кто-то Родину защищать». Ситуации были разные: у кого-то мобилизовали сына, а муж еще раньше добровольцем ушел на фронт; у кого-то сразу нескольких сыновей… Многим женщинам требовалась (да и продолжает требоваться) психологическая поддержка.
— Самая тяжелая категория, — продолжает Татьяна Александровна, — семьи погибших участников СВО. Да и раненых тоже… Каждую семью берем на контроль, стараемся не оставлять с бедой один на один. Обзваниваем. Но родственники большей частью отказываются от нашей поддержки. Но при этом они знают: мы есть, если понадобится — поможем.
А поддержка может понадобиться любая: у кого-то дом в районе – элементарно нужно дров запасти, кто-то к нужному врачу не может попасть, у кого-то нет доступа к выплатам и денег не хватает даже на канцтовары для ребенка.
— Если говорить в целом о Центре помощи участникам СВО, то на начальном этапе его работы информация систематизирована еще не была, поэтому и вопросов было много. Сегодня вся информация доступна, предоставляем ее сразу: какие выплаты положены, какие льготы, где и какую помощь могут оказать.
Мы на первоначальном этапе были, скорее, «на подхвате»: каждой семье выдавали продукты и предметы первой необходимости. И такую помощь оказываем в отделении чаще всего. Предоставляем систематизированную информацию, юридические, психологические и пр. консультации, приглашаем детей на праздники. В связке с нами работают Центр социальной защиты, Пенсионный фонд, Центр занятости населения, взаимодействуем с полицией, МЧС, предпринимателями, волонтерами. Если помощь не можем оказать сами – она, например, не в нашей компетенции, зато мы знаем, куда нужно обращаться: звоним, содействуем, чтобы людей приняли, чтобы их проблема решилась. Обязательно узнаем результат.
Татьяна Александровна отмечает отзывчивость жителей Коврова. Многие приходят в центр не за помощью, а из желания помочь: приносят вещи, собирают посылки участникам СВО. Есть те, кто просто предлагает рабочие руки.
— Жители города с самого начала спецоперации собирают помощь для фронта: сигареты, предметы первой необходимости, теплые вещи. Женщины вяжут носки, шьют балаклавы. Мы, в свою очередь, объявили акцию «Помоги солдату!», проводим и отдельные к праздникам. Люди охотно откликаются. Помочь ближнему — святое дело, думаю, Россия этим и сильна! Как-то к нам пришел раненый участник СВО, отдал посылку со словами: «Девчонки, мне самому ничего не надо, на фронт передайте ребятам …»
***
Еще одна категория, сформировавшаяся за последние два года, — беженцы с Украины. Сейчас на территории города и района четыре пункта временного размещения: это гостиница «Ковров», санаторий им. Абельмана и две небольшие частные гостиницы в городе.
— Беженцы здесь живут, получают трехразовое питание, их около двухсот человек. Примерно четыре десятка — это дети, есть и совсем малыши, те, кто родился уже у нас. Первые беженцы приехали в Ковров из Мариуполя, потом «пошли» из Харьковской области. Многие из них, к сожалению, потеряли жилье. Те, кто не потерял или надеется взамен получить другое, стараются уехать. Мы с самого начала подключали к ним психологов, юристов, помогали устраивать детей в школы-садики, пенсионерам помогали оформить пенсию, давали семьям необходимые вещи, продукты. Большинство взрослых уже работают. Часть приехавших планирует остаться в Коврове. Но есть семьи, которые без нашей помощи не справляются совсем. Женщине 80 с лишним лет, у ее сына серьезное заболевание, самой необходима была операция. Добились, чтобы ее записали на операцию во Владимир, осенью операцию должны сделать, причем — бесплатно. Она рада, говорит: «Наконец-то буду видеть!», и я рада не меньше – когда такая работа, начинаешь жить проблемами своих подопечных…
***
Лица без определенного места жительства – отдельная тема для разговора. Увы, эта категория достаточно многочисленная. Летом живут на улице, с холодами приходят в центр.
— Они нас знают, и мы их знаем, — говорит Татьяна Максимова. — Выдаем продукты, крупы, например, если есть, где сварить. Работу для них находим, пусть и временную. Оформляем в больницу, если нужно, на зиму — в специализированный центр – есть такой под Владимиром.
Работают в Ковровском центре социального обслуживания и с лицами, недавно освободившимися из мест заключения. У многих из них тоже нет жилья, просят найти хотя бы временное. Некоторые, вернувшись в обычную жизнь, вообще не знают, куда идти. На работу часто их не берут…
— Смотря какая статья, — продолжает моя собеседница. — Иногда у них и документов никаких нет, только справка об освобождении. Опять же помогаем вещами, продуктами, предметами первой необходимости. Пытаемся устроить их на работу. На время поиска предлагаем заключить социальный контракт. Это относительно новое направление работы социального центра. Так, соцконтракт можно взять на то, чтобы можно было «пережить» время, затраченное на поиск работы. Три месяца (на время поиска) человек получает деньги от соцзащиты в размере минимальной зарплаты. Плюсом — небольшую сумму от Центра занятости населения.
— Считаю это существенной поддержкой, — говорит соцработник. — Служба занятости такому соискателю активно предлагает работу. Ее сотрудникам тоже выгодно, чтобы человек долго на учете у них не стоял, и многие устраиваются таким образом. Кроме того, соцконтракт можно взять и в связи с трудной жизненной ситуацией. Мамочки-одиночки им пользуются, когда им не хватает средств, а срочно нужны деньги, например, на одежду для ребенка, на обувь, на те же канцтовары для школы. Можно взять соцконтракт и на самозанятость, если человек хочет открыть свое дело, а денег на это опять же нет.
Соцконтракт — это очень удобно, со своей стороны мы весь процесс контролируем: те, кто пользуется этой услугой, в обязательном порядке предоставляют отчеты…
***
Еще одно направление работы «срочного» отделения называется «Демография» — это сопровождение в медицинские учреждения людей в возрасте старше 65 лет из сельской местности.
— Наши специалисты, работающие с населением Ковровского района, — продолжает рассказывать Татьяна Максимова, — поддерживают связь с фельдшерами, составляют списки, и мы вывозим людей в Ковровские больницы. Их бесплатно обследуют. В основном это маммография, флюорография, анализы, онкоскрининги, а также смотрят специалисты, которых желательно пройти хотя бы раз в год…
Другое направление помощи – соцтакси. Это специализированная «Газель», приспособленная под погрузку кресла-каталки. Пассажира прямо в кресле загружают и выгружают из «Газели».
— Но есть нюансы, — уточняет Татьяна Александровна — Машина у нас одна, чтобы заказать такое такси, за три дня до поездки нужно составить договор. В первую очередь, оно предназначено для колясочников. Работаем по городу, по району, можем и во Владимир в медицинское учреждение отвезти. Водитель клиента ждет, потом таким же образом увозит домой – это все без проблем. Если кому-то такая услуга нужна, номер телефона, по которому можно с нами связаться, 2-52-60.
***
Вот кому помощь всегда нужна срочно, так это погорельцы. Во время пожаров люди в мгновение ока теряют все. Что делать, куда бежать? Люди в шоке, и снова на помощь приходят сотрудники Ковровского комплексного центра социального обслуживания.
— Во-первых, мы взаимодействуем с МЧС, — отмечает Татьяна Максимова, — оттуда нам моментально сообщают, где горит. В основном выезжаем сами. Последний крупный пожар, когда выгорела квартира, произошел на ул. Зои Космодемьянской, 7. Сначала поступила информация, что там живет семья с несовершеннолетним ребенком. Позднее выяснилось, что в квартире проживали мама и взрослый сын. Связались с ними, на следующий день семье были выданы подушки, одеяла, другие спальные принадлежности, одежда – от белья до обуви, продукты, предметы первой необходимости. Предложили им пожить в ПВР. Они отказались, сказали, что пока поживут в садовом домике, да и соседи не остались в стороне – предложили приют. Я уже отмечала, что в Коврове живут хорошие, сердобольные люди. С другой стороны, пострадавшие знают: если временное жилье им понадобится, они в любое время могут к нам прийти.
***
В общем, сотрудникам отделения, которым руководит Татьяна Максимова, не то чтобы скучать не приходится, им порой вздохнуть некогда. Кроме уже перечисленных, есть у них и другие направления работы: приемные семьи для пожилых людей, нуждающихся в уходе. Это и работа с детьми-инвалидами, и с многодетными семьями, ветеранами Великой Отечественной войны…
Всего в отделении срочной помощи, которое находится на ул. Октябрьской, 9, в настоящий момент пять сотрудников.
— Также к нашему отделению прикреплен Ковровский район – и там еще шесть человек. Для такой большой территории этого очень мало, поэтому люди неохотно идут работать в район. До сих пор не охваченными остаются несколько населенных пунктов. В случае необходимости выезжать туда приходится сотрудникам из Коврова.
Проводим информационные встречи, записываем вопросы, которые нам задают люди, стараемся быстро на них отвечать. Записываем граждан на прием в ПФР, содействуем оформлению в дома престарелых, в психоневрологический интернат, потому что нередки случаи, когда пожилые или, допустим, больные люди остаются без помощи.
Когда только пришла работать в это отделение, — улыбаясь, вспоминает Татьяна Максимова, — подумала: «Срочное отделение – ну что здесь может такого быть?»
А оказалось — спектр вопросов огромный. Когда приходят люди, порой за голову приходится хвататься: случаи сложные, не знаешь, как и чем помочь. Но берешь себя в руки и начинаешь звонить.
Мимо тех, кто на улице просит милостыню, тоже пройти не могу. Всегда останавливаюсь, расспрашиваю, приглашаю прийти в центр. Слава Богу, удалось помочь одной бабушке – бывшая учительница, младший сын сильно пил, видимо, забирал пенсию. Она с ним жила, выходила на улицу просить милостыню. Когда сын погиб, бабушка пропала, и к нам в центр обратились соседи. Бабушку удалось найти, как и ее старшего сына. Сейчас она живет с ним, милостыню больше просит. В квартире, где жила, сейчас идет ремонт, без него квартира для проживания была бы непригодной. Наши сотрудники бабушку и на соцобслуживание оформили, чтобы ходила в дневное отделение, в так называемый «садик» для пожилых. Одета, обута, сыта…
Так что, если наша помощь нужна, мы рядом!
Разрешите мне завершить наш разговор строчками поэта Андрея Дементьева:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание…
Мне кажется, что эти строки про нас — социальных работников…
Инна БУЛАТОВА.
Фото автора.

0 комментарий
0

Вам может понравиться