Детство и школьные годы нашего сегодняшнего героя прошли в самой крупной из кавказских советских республик – солнечном Азербайджане. Потом было танковое училище и 25 лет безупречной воинской службы, выход на пенсию, работа на заводе имени Дегтярева, которая продолжается и по сей день… В Ковров он впервые приехал в 93-м – после того как советские (на тот момент уже российские) войска вывели из Польской народной республики. Здесь и обрел свой второй дом. А первый остался в любимом Азербайджане, который вдруг стал отдельным независимым государством…
В 2019-м году баллотировался в депутаты – по самому, наверное, тяжелому округу. На вопрос «Почему решил стать депутатом?» отвечает просто: «Есть желание помогать ЛЮДЯМ!»
Итак, новый герой нашего проекта «Национальный колорит. Формула успеха» — депутат городского Совета по округу № 2 Сарван Таптыг-оглы Рагимов.
— Форма мне всегда очень нравилась, — признается Сарван Рагимов. – Помню, увидел в семейном альбоме фотографию дальнего родственника, который работал машинистом, и подумал: «Вот было бы здорово выбрать такую профессию, чтобы всегда носить форму!» Я тогда еще маленьким был. Подрос, об этом забыл – решили с отцом, что буду автомехаником. А потом отца не стало, двух старших братьев забрали в армию, и я остался в семье за старшего. Школьный учитель по начальной военной подготовке сказал мне тогда: «Знаю, как можешь братьям и сестрам своим помочь. Тебе надо стать военным!» Брат присылал из армии фото – он служил механиком-водителем танка. Тогда-то я и решил: «Буду танкистом!»
***
Родился Сарван Рагимов в многодетной семье – семь братьев, четыре сестры, – мама была награждена орденом «Мать-героиня». Издревле Азербайджан славился культом большой семьи, когда сразу несколько ее поколений отлично ладили между собой под одной общей крышей. Жили Рагимовы в селе Куйбышев (Агжабединский район Азербайджанской ССР), сегодня – это село Аран. Отец отвечал за работу водокачки, которая обеспечивала полив обширных местных виноградников, — в мягком субтропическом климате южного Азербайджана виноград всегда рождался отменный.
В школе Сарван учился отлично, и после ее окончания поступил в Казанское высшее танковое училище. Окончив его в 1989 году, начал службу в северной группе войск командиром танкового взвода.
— А дальше пошло-поехало – служил там, куда направляла Родина. Был и танкистом, и автомобилистом, и мотострелком, — рассказывает герой публикации.
В ковровский окружной учебный центр Сарван Рагимов прибыл в 1993 году, заступил на должность командира учебного взвода. За 10 лет службы его послужной список пополнился записями о назначениях на должности командира учебно-мотострелковой роты, заместителем командира учебно-мотострелкового батальона, руководителя отдельной дисциплины огневой, технической подготовки и вождения на курсах младших лейтенантов. В 2013 году подполковник Сарван Рагимов был уволен в запас в связи с выходом на пенсию.
Немногословный и сдержанный, как, наверное, большинство военных, мой собеседник про свою службу рассказал буквально в двух словах, хотя и отдал ей четверть века. Однако в завершение этой части повествования добавил от сердца: «Как подумаю, сколько молодых людей воспитал, скольким дал полезные знания, навыки… Для меня все это дорогого стоит! Были и ковровские ребята. Иногда едешь на машине по городу – кто-то сигналит, смотришь – бывшие срочники так со мною здороваются. Вспоминают до сих пор добрым словом – поверьте, это многое значит!»
У самого Сарвана Таптыг-оглы двое уже взрослых детей — сын и дочь. Кстати, еще во время учебы в Казани молодой азербайджанец-курсант познакомился с русской девушкой Оксаной, которая там же училась на медика. Когда наш герой перешел на четвертый курс, они поженились, и к месту службы молодого супруга ехали уже вместе…
***
Обычно офицеры запаса находят себя в гражданской профессии. Сарван Рагимов пришел в УТТ – инженером по охране труда, а в апреле 2017-го – на завод им. Дегтярева. В настоящее время он работает помощником начальника производства.
Немногословность и сдержанность настоящего подполковника все-таки уступает место кавказскому темпераменту, когда речь, наконец, заходит о депутатских буднях. Взять хотя бы военный городок – он в полном упадке. Когда-то это была цветущая, благоустроенная территория, многие еще хорошо ее помнят. Но Министерство обороны постепенно отказалось городок содержать. Жилые дома, построенные когда-то для военнослужащих, и вся гражданская инфраструктура – магазины, детские площадки – в какой-то момент оказались брошенными, сети ветшали, разрушался асфальт – без финансовых вложений все вокруг приходило в негодность. Из благополучного и красивого уголка, каким он был раньше, военный городок превратился в запущенный микрорайон на отшибе. В течение нескольких лет – с огромным трудом и через многочисленные судебные тяжбы – жилфонд военного городка передали городу. Но… и город, судя по всему, оказался к этому не готов. Слишком уж большие затраты нужны, чтобы восстановить территорию.
— Недавно все же отремонтировали дорогу, которая ведет через бывший КПП № 3. По ней ходит и общественный транспорт. Водители зимой порой отказывались там ездить, поскольку старая дорога была в сплошных ямах, на ней легко можно было перевернуться. Жалоб от жителей поступало столько…
Впрочем, в военном городке, по известному выражению, не знаешь, за что хвататься. Одна из самых серьезных проблем – отопление в домах. Устаревшие морально и технически котельные не справляются, сети ветхие. Еще несколько лет назад администрация города озвучивала план построить в микрорайоне современные котельные — модульные.
— Но пока не получается реализовать планы. Идет модернизация старых котельных. Здания те же, оборудование постепенно меняют. За счет этого мощность котельных должна значительно увеличиться, чтобы исключить проблемы с теплоснабжением в городке. Что же касается сетей водоснабжения и водоотведения, то цех № 63 ЗиДа провел в военном городке огромную работу по замене труб вводов и выпусков на домах. В городке постоянно работали бригады водопроводчиков. И сегодня в случае порыва, на трубу не поставят хомут, сразу меняют участок трубы. Получается намного практичнее и долговечнее, — поясняет Сарван Рагимов.
Конечно, за столько лет проблемных вопросов у жителей военного городка накопилось немало. Территория специфическая. Еще один немаловажный вопрос – периодические отключения уличного освещения в военном городке. Спрашивается, почему же они происходят? Оказывается, линия электропередачи, которая проходит в этом микрорайоне, муниципалитету не принадлежит, и ковровские организации ремонтировать ее не имеют права. Поэтому есть даже угроза полного отключения. Что касается администрации города, к сожалению, каких-то конкретных мер, чтобы решить этот вопрос, ею пока предпринято не было.
Одним словом, военный городок — большая головная боль. Взять хотя бы то, что эта территория застраивалась когда-то как совершенно обособленное пространство – дороги узкие, даже на центральной из них не особенно развернешься. Да и магазины «сбежали».
— Но уверен, развитие этой территории необходимо планировать. Люди не должны чувствовать себя брошенными. Хорошо, если до конца моего депутатского срока полностью удастся решить вопрос с отоплением. Это из крупного. Есть также наказы жителей, которые касаются отдельных домов. Их тоже нужно выполнять.
***
Второй проблемный участок, который входит в избирательный округ Сарвана Рагимова, – микрорайон имени Чкалова.
— Одна из проблем микрорайона — в его удаленности. А значит, на первый план выходит транспортная доступность и все, что с ней связано: дороги, остановочные пункты. По одному из моих обращений в городскую администрацию недавно получен положительный ответ: в ближайшее время около нового предприятия с двух сторон должны оборудовать автобусные остановки.
Но есть и другие моменты. Зимой, когда кругом сугробы, люди вынуждены идти по проезжей части, что крайне опасно и является нарушением ПДД. А все потому, что нет нормального тротуара и уличного освещения. Или вы оказались, к примеру, на больничном и должны для лечения пройти курс инъекций, вам каждый день придется ездить в ближайшую поликлинику, которая находится совсем не близко. В микрорайоне нет элементарного медпункта.
Ковровчанам известно, что в микрорайоне имени Чкалова расположены участки для многодетных семей. У них своя многолетняя история. Положенную от государства землю семьи получили, а обустроиться на ней не могут из-за отсутствия коммуникаций.
— Вопрос решается, но очень медленно. Знаю, что у главы города он на постоянном контроле, — продолжает депутат, — но процесс явно затянулся. В настоящий момент в микрорайоне сформировано около трехсот земельных участков. Инженерная инфраструктурой обеспечены только 34. Одним словом, работы — непочатый край… Появись возможность привлечь к решению проблемы областные или федеральные средства, все можно было бы решить намного быстрее.
***
— Сарван Таптыг-оглы, вы говорите, что пошли в горсовет с желанием помогать людям. А получается ли это делать?
— Хотелось бы большего… – с сожалением говорит депутат. – От моего желания не так уж много и зависит. В первую очередь хочется, чтобы администрация УСЛЫШАЛА проблемы людей и постепенно начала их решать. С одной стороны, соглашусь: городской бюджет это все равно что бюджет семейный – я-то думаю только о проблемах своего округа, в то время как администрации необходимо решать все городские проблемы в целом. А с другой стороны, отталкивает такое отношение к депутатам: говорим о проблеме, «звоним в колокола», а администрация никак не реагирует, не слышит или не хочет слышать. Не понимаю я этого.
В завершение нашей встречи разговор снова переходит на Азербайджан. Спрашиваю своего героя: не хотелось ли, когда он совсем уже выйдет на пенсию, туда – поближе к отчим местам – переехать?
— Думаю, уже нет, — отвечает. – Хотя один наш мыслитель сказал: «Гулять лучше на чужбине, а умирать на родине». Я стараюсь каждый год бывать в Азербайджане, посещаю могилы родителей, общаюсь с родными. У меня там остались братья, сестры – можно сказать, расселились по всей стране. И там очень красиво, конечно. Но жена-то у меня русская, — с гордостью заключает Сарван Рагимов, — и, кстати, азербайджанские блюда готовит не хуже моих сестер…
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива Сарвана РАГИМОВА.