На февральском заседании городского Совета, оно состоялось в первый рабочий день после празднования Дня защитника Отечества, депутаты рассмотрели почти три десятка вопросов. Первыми заслушивались отчеты о работе за прошлый год — городского Совета, ковровской полиции и управления городского хозяйства мэрии. Третий отчет «сорвался». Причина? Зам. главы по вопросам ЖКХ Юрий Морозов не смог присутствовать на Совете, в это время участвовал в совещании во Владимире, а заслушать депутаты должны были непременно его, поскольку он не просто первый зам. главы, но и начальник управления городского хозяйства. Так что «коммунальные» итоги будут подведены уже в марте.
А сегодня подробно остановлюсь на отчете о деятельности горсовета. Докладывал «главнокомандующий» депкорпуса Анатолий Зотов.
Отсчет от сентября 2019-го
Напомню: нынешний состав городского Совета был сформирован 8 сентября 2019 года. Избраны депутаты на пять лет, их в нашем Совете — 30. 2020-й стал вторым годом работы Совета седьмого созыва. В Совете создана фракция партии «Единая Россия», которая объединяет 16 депутатов. Работает пять комитетов: по жилищно-коммунальной политике, строительству, транспорту и дорожному хозяйств, его возглавляет Евгений Аганин; по социальной политике (Ирина Иголкина); по управлению муниципальной собственностью (Денис Клеветов), по бюджетной и налоговой политике (Елена Клочкова); по местному самоуправлению (Сергей Кашицын). Два последних — самые многочисленные, в них входит 19 и 18 депутатов соответственно. Помимо этого в Совете действуют две рабочие комиссии — по этике и счетная. На постоянной основе работают двое — председатель Совета Анатолий Зотов и зам. председателя — Сергей Кашицын.
Цифры, цифры, цифры…
В 2020 году усилия депутатов были направлены на подготовку, рассмотрение и принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации экономической и социальной политики, местного самоуправления, приведение их в соответствие с федеральным и областным законодательством.
Проведено 29 заседаний (в 2019-м также 29), из них 17 внеочередных (в 2019-м — 16 внеочередных), рассмотрено 294 вопроса (в 2019-м — 329), принято 291решение (в 2019-м — 329) и 103 нормативных правовых акта (в 2019-м — 100).
Из общего числа принятых решений 56 — на основании проектов, подготовленных депутатами городского Совета совместно со специалистами аппарата Совета (в 2019 году — 66), 227 решений -по представлениям главы города (в 2019-м — 256), 8 решений — по итогам рассмотрения информаций Ковровской городской прокуратуры (в 2019-м — 7).
В докладе отмечена работа следующих депутатов — Рагимова, Меланьиной, Некрасова, Шикина, Храпковой, Кашицына, Плетневой, Иголкиной, Базунова, Исаевой, Наганова, Матанкина, Семенова, Клеветова, Щербакова.
Пандемия и выборы
Пандемия, отметил Анатолий Зотов, внесла коррективы и в деятельность Совета. Для того чтобы депутатский корпус не приостанавливал свою деятельность и мог плодотворно работать, Регламент городского Совета был дополнен положениями, допускающими проведение заседаний Совета и его комитетов в дистанционной форме.
В 2020 году депутатам пришлось повторно пройти процедуру избрания главы города. Связано это было с тем, что в конце мая на тот момент мэр Коврова Юрий Морозов написал заявление о досрочном прекращении своих полномочий. Городским Советом был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы.
Первый конкурс не состоялся. Победителем второго вышла Елена Фомина, 2 сентября она была избрана главой Коврова.
Нормотворчество
В 2020 году депутаты городского Совета провели значительную работу по подготовке, рассмотрению и принятию нормативных правовых актов, направленных на решение вопросов местного значения. Для приведения в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством дважды вносились изменения в Устав города. Внесены изменения в Положение о публичных слушаниях, позволяющие в период введения режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина) проводить публичные слушания по проекту бюджета и отчету о его исполнении в дистанционной форме, в режиме онлайн-трансляции либо видеоконференции.
В апреле 2020 года в новой редакции утверждены Правила землепользования и застройки города.
В новой редакции утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории города. Была продолжена работа по формированию и утверждению перечня наказов избирателей депутатам городского Совета.
Сформированный в 2019 году перечень наказов избирателей был рассмотрен всеми комитетами городского Совета, неоднократно обсуждался на совещаниях с представителями администрации города и в июне 2020 года был утвержден депутатами с учетом материальных, трудовых и финансовых возможностей и направлен в администрацию для воплощения в жизнь.
В октябре 2020 года депутатами утвержден Порядок представления отчета главы города, который устанавливает процедуру и сроки представления в городской Совет отчета главы города, процедуру и сроки рассмотрения отчета главы города городским Советом, основные требования, предъявляемые к содержанию отчета главы города, порядок принятия решения городским Советом по результатам рассмотрения отчета главы.
В связи с изменениями, внесенными в структуру администрации города, в новой редакции утверждены положения о ее структурных подразделениях — управления имущественных и земельных отношений, управления городского хозяйства, управления муниципального заказа, внесены изменения в положения об управлении образования, о финансовом управлении.
Утвержден Порядок принятия решения о применении к депутатам, главе города мер ответственности за представление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера…
Неоднократно на заседаниях заслушивалась информация Ковровской городской прокуратуры о состоянии законности и правопорядка на территории города, в том числе в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, в сфере оплаты жилищно-коммунальных ресурсов. По результатам рассмотрения информации принимались решения по принятию мер, направленных на укрепление законности и устранение недостатков в работе органов местного самоуправления.
Экономика, бюджет, имущество
Бюджет города, подчеркнул в своем выступлении Анатолий Зотов, является финансово-экономической основой местного самоуправления, материальной базой для планирования социально-экономического развития муниципального образования. Выполнение бюджета — показатель работы власти.
«В 2020 году реализовывать поставленные задачи пришлось в сложных условиях, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, — отметил Анатолий Зотов. — Изначально общий объем запланированных назначений доходной и расходной части бюджета был сбалансирован и составлял 2 733,6 млн. рублей. Считаем, что принятие бездефицитного бюджета на начало отчетного года обеспечило его стабильное исполнение в условиях существенного сокращения поступлений налоговых и неналоговых доходов в истекшем периоде».
За 2020 год бюджет города уточнялся 19 раз, причем первое уточнение состоялось практически сразу после его принятия в декабре 2019 года. Изменения бюджета в течение года были нацелены на оперативное «переключение» средств на решение первоочередных задач.
В результате внесенных изменений доходы выросли на 686,8 млн. руб. (доходы составили 3 420,5 млн. руб.), расходы — на 693,5 млн. рублей (расходы — 3 427,1 млн. рублей). Порядка 92 % от общего объема расходов бюджета реализовывалось через муниципальные программы, ориентированные на различные сферы жизнедеятельности города — жилищное и дорожное хозяйство, благоустройство, транспорт, образование, культуру, спорт…
Несмотря на непростую финансовую ситуацию, в течение года удалось решать текущие вопросы благоустройства города; обеспечить функционирование бюджетной сферы (в т. ч. муниципальных учреждений культуры, дополнительного образования и спорта, приостановивших предпринимательскую деятельность на период введенного режима ограничений по приему посетителей); оказать финансовую поддержку подконтрольным предприятиям (ООО
«УТТ»); с 1 октября проиндексировать денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности, и должностные оклады муниципальных служащих.
24 января 2020 года состоялось подписание соглашения о передаче Советом народных депутатов города полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Счетной палате области. С этого момента вопросы организации и внешнего муниципального контроля вышли на новый качественный уровень.
«На наш взгляд при таком варианте организации взаимодействия обеспечивается именно «внешний» характер контрольных мероприятий, независимость от объекта контроля и взгляд «со стороны» на сложившиеся бюджетные правоотношения в территории», — отметил докладчик.
В течение 2020 года в рамках подписанного соглашения были проведены внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города за 2019 год, подтвердившая «чистоту и прозрачность» бюджетных трат. В ходе проверки проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс в муниципальном образовании, в том числе по формированию и исполнению местного бюджета, а также бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств. Также детально проанализированы доходная часть бюджета города (в части структуры доходов местного бюджета, динамики их исполнения), исполнение бюджета города по расходным обязательствам. По результатам проверки подготовлено заключение, в котором дан анализ организации бюджетного процесса и выражено независимое мнение о достоверности годового отчета об исполнении бюджета города за 2019 год и соответствии порядка ведения бюджетного учета, исполнения бюджета законодательству Российской Федерации. Контролировался ход исполнения текущего бюджета (рассматривались отчеты об исполнении бюджета города за квартал, полугодие, за 9 месяцев 2020 года), что позволяло в т. ч. оперативно реагировать на возникающие проблемы и определять первоочередные задачи, требующие немедленного финансирования.
Напряженной была работа по принятию проекта бюджета на предстоящую трехлетку (2021 год и плановый период 2022-2023 годов). Бюджет города сразу после принятия был уточнен на дополнительно поступившие из вышестоящих бюджетов средства, «перешагнув» на 2021 год 3 млрд. рублей. Канву расходной части бюджета составляют 18 муниципальных программ, через которые предстоит решать задачи в подведомственных сферах жизнедеятельности города.
При принятии проекта бюджета на 2021год и плановый период 2022-2023гг депутатами обращено внимание на недостаточность финансовых ресурсов, предусмотренных на выполнение наказов избирателей (3 млн. рублей на 2021 год и по 6 млн. рублей на период 2022-2023 гг.). Объемы запланированных средств на данные цели не сопоставимы с утвержденным решением городского Совета.
«Понимаем и возросшую в текущем году и переходящую в предстоящую трехлетку «напряженность» городского бюджета в части недостаточности собственных доходов, и риски невыполнения плановых значений бюджета вследствие негативных тенденций социально-экономической ситуации, и необходимость принятия бюджета как гаранта стабильности и ответственности за выполнение принятых социальных обязательств. Вместе с тем работу по воплощению поставленных избирателями задач в жизнь считаем приоритетной, соответственно и приоритеты при распределении бюджетных средств в ходе исполнения бюджета текущего периода будут выстроены с учетом необходимости бюджетного сопровождения наказов избирателей», — заметил Анатолий Зотов.
До начала рассмотрения проекта бюджета города на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов депутатами был проработан проект прогнозного плана (программы) приватизации объектов муниципальной собственности. Учитывая масштабную реализацию муниципального имущества в предыдущие годы, к приватизации будут готовить только один объектов недвижимости (многие из которых являются «переходящими» и уже ранее выставлялись на продажу), два муниципальных предприятия планируется преобразовать в хозяйственные общества.
В план приватизации 2020 года в течение отчетного периода изменения вносились пять раз. Регулярно рассматривались вопросы, связанные с утверждением и корректировкой условий приватизации, запланированных к продаже объектов: ул. Суворова, 28, ул. Полевая, 9, ул. Муромская, 9, ул. Никонова, 21, ул. Молодогвардейская 7 и 8, ул. Фрунзе 10, ул. Урицкого, 14…
Значительный блок вопросов, рассматриваемых на заседаниях городского Совета в течение года, касался вопросов управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Оказана поддержка
Для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, городским Советом предоставлялись помещения на условиях безвозмездного пользования. Подобная практика применялась и в отношении подразделений полиции, федеральных и областных структур, медицинских организаций…
Для стимулирования деятельности комитетов территориального общественного самоуправления по привлечению населения к решению вопросов местного значения и более активного вовлечения жителей в процесс формирования комфортной среды проживания, поддержки и поощрения территориального общественного самоуправления на территории города по исключительной инициативе депутатского корпуса в 2020 году принято решение об установлении ежемесячного денежного вознаграждения председателям КТОСов с 1 января 2021 года.
Приняты решения по льготной стоимости проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте: единый месячный социальный проездной билет «Автобус-троллейбус» реализуется категориям граждан, определенных постановлением губернатора Владимирской области от 15.06.2010 № 700, без ограничения количества поездок в месяц. По постановлению губернатора от 15.06.2010 № 700 право дается только на 35 поездок; установлена стоимость (722 руб.) льготного месячного проездного билета в городском электрическом и автомобильном транспорте на регулярных маршрутах по регулируемым тарифам для пенсионеров. Данная мера социальной поддержки распространена и на лиц предпенсионного возраста (льготный месячный проездной билет реализуется лицам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)); на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 и с 01.09.2021 по 31.12.2021 установлена стоимость льготного месячного проездного билета в городском электрическом транспорте, в автомобильном транспорте на маршрутах №9C, №10C, №17, №2, №12, для учащихся школ (460 руб.) и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования города (504 рубля).
Кроме этого, на 2021 года в размере 120 руб. за одно посещение определена льготная стоимость билета на услуги бани, парной МУП «Первомайский рынок» для пенсионеров по старости. Эта мера социальной поддержки распространена и на лиц предпенсионного возраста.
В Совете и с участием Совета
Основные мероприятия, проводимые в городском Совете — это заседания его постоянных комитетов и заседания Совета, на которых рассматриваются вопросы и принимаются решения по исполнению и контролю за реализацией вопросов местного значения на территории города.
Режим повышенной готовности внес коррективы в участие депутатов в торжественных, культурно-массовых, общественных мероприятиях, которые проводились с соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, таких как День города и День оружейника, патриотический форум «Скажи солдату спасибо!», День народного единства, церемония «Человек года». В начале 2020 года в преддверии празднования 75-летия Победы депутаты поздравляли лично участников и ветеранов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и тружеников тыла с 23 февраля и 8 Марта, а празднование 75-летия Победы праздновали уже в режиме онлайн.
Совет награждал Почетными грамотами и Благодарственными письмами людей, достигших наиболее высоких показателей в своей трудовой деятельности.
Депутаты и специалисты аппарата Совета участвуют в работе комиссий администрации города: балансовой, административной, по землепользованию и застройке, жилищной, по безопасности дорожного движения, по приемке выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципального образования город Коврова, в заседании муниципальной общественной комиссии, в совещаниях с руководителями предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Население: есть контакт!
В Совете ведется учет письменных, электронных и устных обращений граждан, контроль за соблюдением сроков рассмотрения обращений, проводится анализ поступивших обращений. На официальном сайте Совета народных депутатов указан адрес электронной почты городского Совета, созданный для удобства обращения жителей в представительный орган местного самоуправления. Также на официальном сайте и информационном стенде Совета размещена информация о проведении приема жителей по личным вопросам председателем, заместителями председателя, депутатами.
В связи с введением режима повышенной готовности было ограничено посещение гражданами органов местного самоуправления, что в свою очередь повлекло увеличение обращений в электронном виде.
На имя председателя Совета поступило 153 письменных обращения (в 2019 году — 91 обращение). Из администрации области в Совет перенаправлено одно обращение (в 2019 году также — одно). Ежедневно проводится работа по устным обращениям посредством телефонной связи.
По-прежнему, больше всего ковровчане обращаются по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
В плане контроля вопросы о состоянии улично-дорожной сети, ремонта и содержания автомобильных дорог, оборудования контейнерных площадок и организации вывоза ТКО ежемесячно рассматриваются на комитете по жилищно-коммунальной политике, строительству, транспорту и дорожному хозяйству.
Основные задачи на текущий год
Говоря о задачах на текущий год, председатель горсовета расставил акценты так.
Первое. Рекомендовать администрации города утвердить план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города до 2035 года, утвержденной в декабре 2017 года, и направить его на согласование в Совет.
Второе. Организовать выполнение утвержденного перечня наказов избирателей. «Работу по воплощению поставленных избирателями задач в жизнь считаем приоритетной» — отметил Анатолий Зотов.
Третье. Расширить контроль за законностью, результативностью использования бюджетных средств через увеличение перечня экспертно-аналитических мероприятий, проводимых во взаимодействии со Счетной палатой области, а также за использованием казенного имущества и работой муниципальных предприятий и обществ со 100% долей муниципалитета.
Четвертое. Усилить работу КТОСов. Администрации города необходимо закрепить ответственных должностных лиц и оказать методическую и организационную помощь председателям КТОС.
Пятое. До марта 2021 года создать электронную приемную, что позволит улучшить работу с обращениями граждан.
Подготовила Анна ШИНКЕВИЧ.
Предлагаем вашему вниманию презентацию отчета о деятельности Совета народных депутатов VII созыва в 2020 году.