Главная Знай наших... ВРЕМЯ КУКОЛ ТАТЬЯНЫ АРТЕМЬЕВОЙ

ВРЕМЯ КУКОЛ ТАТЬЯНЫ АРТЕМЬЕВОЙ

опубликован manager

В детстве ей не хватало альбомов, и она рисовала на обоях. Школьницей мечтала стать фальшивомонетчицей, а повзрослев, стала посещать помойки, на которых удавалось найти старинные или полезные вещи… Не подумайте ничего плохого. Это всего лишь штрихи к портрету неординарной личности, талантливого художника, уникального мастера-кукольника, чьи «шедевральные» работы представлены в Ковровском историко-мемориальном музее.  Сегодня Татьяна Артемьева с присущим ей чувством самоиронии рассказывает о себе и своем творчестве.  

– Родилась я в Коврове в обычной семье. Мама работала шеф-поваром в профилактории им. Абельмана, отец – на железной дороге. Родители постоянно на работе, поэтому за мной присматривал мой дедушка, Петр Михайлович. Удивительный, я вам скажу, человек. Участник советско-финской войны 1939-1940 гг., он много знал, был хорошим рассказчиком. А поскольку быстро уставал (80 лет не шутка), любил подремать в кресле-качалке. В такие минуты, предоставленная сама себе, я рисовала. Альбомов часто не хватало, поэтому переходила на обои. К имеющимся принтам подрисовывала то водителей в кабинке автомобилей, то облака и солнышко на небе…

Думаю, что дед все-таки подсматривал за мной, но творить не мешал. Когда родители приходили с работы, они внимательно рассматривали мои «картины». Отец больше молчал, а мама при этом восклицала: «Боже мой, какая красота!» Как важна была для меня ее похвала и негласная поддержка отца и деда. Сами того не подозревая, они помогли мне сохранить в себе «внутреннего творца», который остался со мной на всю жизнь. Обои родители время от времени переклеивали, а потом записали меня в изостудию, которую я посещала до окончания школы. По мужу – я Ершова, но в память о близких людях подписываю свои работы девичьей фамилией – Артемьева.

– А что за история с фальшивомонетчицей? Задавая этот вопрос, я знала, что Татьяна Александровна, как все неординарные личности, умеет видеть смешное в самых обычных вещах и может шутить на самые серьезные темы.

– Моей маме очень нравились духи «Серебристый ландыш». В то время они стоили 2 руб. 50 коп. Я решила сделать ей сюрприз: нарисовала картинку с указанным номиналом и пошла с ней в один из магазинов на Текстильщике. Продавец оказалась мудрой женщиной. Повертев в руках нарисованную «купюру», она сказала: «Танюша, с такой большой денежки у меня нет сдачи». Разумеется, родителям тут же стало известно о несостоявшемся сюрпризе. Вечером слышу, как мама говорит отцу: «Только бы она не стала фальшивомонетчицей!» Мне так понравилось это слово, что я его запомнила надолго. Когда пошла в школу, и состоялось первое знакомство с одноклассниками, меня спросили: «Кем ты хочешь стать?». На что я с гордостью ответила: «Фальшивомонетчицей!» Пришлось родителям объясняться с учительницей.

После окончания средней школы перед Татьяной Артемьевой не стоял выбор: куда пойти учиться? Она поступила в Институт лаковой миниатюры им. Модорова во Мстере. Занималась у известного мастера и педагога, заслуженного художника России Л.А. Демидовой. По праву отличницы, после окончания учебного заведения Татьяна выбрала местом работы бюро эстетики завода им. Дегтярева. Спустя много лет, она с теплом и благодарностью будет вспоминать талантливых художников, с которыми довелось работать, и которые научили ее творческому мышлению, различным техническим навыкам, щедро передав накопленный практический опыт.

После того, как бюро эстетики расформировали, Татьяну Артемьеву пригласили в ДДК «Дегтяревец» сначала художником-постановщиком, затем педагогом дополнительного образования. Позднее она возглавит отдел декоративно-прикладного творчества. Последняя должность окажется не столько творческой, сколько административной. Однажды Татьяна Александровна признается себе в том, что как художник она не развивается, а стоит на месте. Поэтому в одночасье, не испугавшись возможных неудач, круто меняет свой жизненный ориентир. В 55 лет поступает в  Московскую академию искусства и культуры и в 2020 году окончивает ее по специальности «Искусствовед-культуролог».

В процессе обучения Татьяна Артемьева постоянно думала о том, как найти свое творческое лицо, которое позволит создавать что-то новое и уникальное. Посетив однажды московскую выставку «Искусство куклы», она поймет: вот оно, то самое направление, которое объединяет в себе сложный, но такой увлекательный процесс создания интерьерной куклы, в который входят разработка дизайна, лепка и роспись лица персонажа, пошив костюма, изготовление бутафории, аксессуаров и т.д.

Из чего же, из чего же, из чего же?…

Сегодня на этот вопрос Татьяна отвечает уверенно и без утайки: ее куклы сделаны из запекаемого пластика, как наиболее удобного материала. А поначалу было много сомнений, проб и ошибок. Купив однажды обучающий диск за 18 тысяч рублей, телесный пластик, духовой шкаф, необходимые инструменты, мастер приступила к работе. Как ни старалась, куклы не получались. Из-за постоянных неудач появлялось желание бросить все и заняться другим делом. Однако внутренний голос убеждал: «Ты же сама этого хотела!».

Шаг за шагом Татьяна упорно осваивала непростую технику. Процесс создания интерьерной куклы оказался долгим и трудоемким. Кукольные персонажи не терпят суеты. Им некуда спешить. Не торопила себя и наша мастерица. Сначала лепила голову, руки, ноги, потом все отдельно запекала. Далее изготавливала каркас туловища из стальной проволоки, работая с пассатижами, кусачками и другим «мужским» инструментом. После того, как форма набьется синтетическим материалом, все это закрепляла и собирала.  А дальше думала о том, как куклу одеть, обуть, причесать, продумать аксессуары. Изучала историю создания костюма…

– Какой этап изготовления куклы самый кропотливый и ответственный?

– На мой взгляд, когда лицо будущей куклы обретает черты. Сначала она больше похожа на старичка: глубокие носогубные складки, шероховатости на щеках и подбородке выглядят как морщины. Но руки мастера легко их сглаживают, выравнивают с помощью разных стеков. Главное – не переусердствовать.

– И здесь, как вы сами признаете, важно ваше настроение. Как видно, кукла «Казанова» попала «под горячую руку» художника. Старый щеголь не пользуется больше дамским вниманием, и по выражению его лица видно, что он очень обижен. Но это такой задуманный автором типаж. А если все-таки «кукла или клоун выйдут плохо», как поется в одной известной песенке, вы их обзовете и выбросите в корзину?

– Я отвечу словами из той же песни Сергея и Татьяны Никитиных: «Ты их лепишь грубовато, ты их любишь маловато. Ты сама и виновата, а никто не виноват!» Когда делаешь куклу, ее нельзя ругать, обзывать (даже если что-то не получается). Это одно из правил художника. Второе – куклу надо обязательно любить и даже хвалить. Мне трудно было найти взаимопонимание с персонажем «Пеппи Длинный чулок».  Она постоянно капризничала, показывая свой язычок, и в результате получилось такой, какой сама захотела быть.

– В таком случае непонятно, кто кому должен создавать настроение: мастер – кукле или наоборот. Кстати, как запекается глиняная часть того или иного персонажа?

– Детали куклы запекаются в два приема. Сначала я устанавливаю в духовом шкафу малую температуру и провожу полузапекание. После этого достаю куклу и вновь накладываю пластик на места, где это необходимо. Если все нравится, запекаю окончательно. После обжига глина становится как камень. Затем в ход идут масляные краски – они более яркие и сочные. Для раскрашивания глаз приходится брать в руки лупу, тогда зрачок, радужка и реснички получаются более реалистичными. Глаза покрываю лаком.

– Не подскажете, из чего сделаны слезы персонажа выставки «Василисы Микулишны», отрезавшей косы и притворившейся послом Золотой орды?

– Это авторская находка, поскольку она не запатентована, секрет не раскрывается.

– Художник-дизайнер и скульптор, визажист и парикмахер, швея и костюмер… Представляю, сколько времени и сил вы затрачиваете для изготовления одной куклы. Не планируете найти более легкое направление творчества?

– Я о таком не знаю. Каждое художественное направление требует большой самоотдачи, если вы считаете себя настоящим художником. К тому же я очень долго к этому стремилась. Не спорю, процесс создания куклы очень медленный, кропотливый и трудоемкий. Однако очень увлекательный и познавательный. Вы, наверное, обратили внимание на то, что веера в руках придворных дам ажурные, в маленьких дырочках. Между тем, это не моя прихоть, как создателя куклы, а явление моды и этикета. Оказывается, в 18-19-м веках такие веера использовались для незаметного наблюдения за людьми, в том числе дамами за кавалерами на многочисленных балах. Существовало даже такое понятие, как «язык веера»…

– Среди важных специалистов, которые участвуют в изготовлении представленных на выставке кукол, мы не назвали бутафора и столяра…

– Эти обязанности взял на себя муж, Андрей Владимирович, который целиком и полностью разделяет мои увлечения и всячески  помогает во всем. Вместе мы более 40 лет и составляем успешный семейный и творческий тандем…

– …Он сложился не после того, как вы принесли с помойки деревянного скакуна?

– (смеется). Нет, гораздо раньше. Но если мне что-то понадобится для работы, я ни перед чем не остановлюсь. Выброшенная лошадка (после обработки и реставрации) очень пригодилась для очередного кукольного персонажа – «Наездница».

– Кстати, вы не единственная в своем роде «барахольщица». Известны случаи, когда старинная мебель, выброшенная на помойку, после реставрации обретала вторую жизнь и уходила к любителям старины за баснословные деньги, а сломанные музыкальные шкатулки, благодаря умелым рукам местных рукодельниц, превращались в изысканные камины с миниатюрными кукольными персонажами…

«…И шо я в тебя такой влюбленный?!»

Фраза Попандопуло в исполнении Михаила Водяного ушла в народ сразу после выхода в свет фильма «Свадьба в Малиновке». Не удивительно, что среди кукол Татьяны этот колоритный персонаж нашел свое место. Много эмоций возникает при виде знакомой троицы из «Кавказской пленницы», интересна эффектная «Солоха» с лохматым чертом из кинофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»», смешон «Паниковский» в обнимку с гусем из художественного фильма «Золотой теленок», вызывает сочувствие «Марфушенька-Душенька» из киносказки «Морозко». В толстенном тулупе с читаемой фразой на недовольном лице: «Жениха давай, да поскорей!» Всего не перечесть.

– Татьяна Александровна, кого труднее создавать – портретных, литературных, исторических или сказочных персонажей? Для вас важна полная узнаваемость выбранного героя? Вы довольны результатами?

– Все куклы требуют внимания и работы над образами. При изготовлении известных персонажей, конечно же, важна их узнаваемость. О том, получилась или нет, судить посетителям музея.  Мне кажутся очень похожими на своих киногероев «Старик Хоттабыч» и «Барон Мюнхгаузен». В «Клоуне» можно разглядеть черты лица знаменитого Олега Попова. Обольстительная и коварная «Солоха» у меня напоминает актрису Людмилу Хитяеву (кстати, черт – невольно поверишь в мистику – пять раз падал с подставки, не хотел стоять). Не могу сказать, кто из персонажей мне более симпатичен. В каждую куклу я вкладываю не только мастерство, фантазию, время, но и душу.

– Татьяна Александровна, расскажите, откуда берутся и как рождаются образы будущих персонажей?

– Из воспоминаний, ассоциаций, впечатлений, фантазий и даже снов. Одна из моих любимых работ – придворный королевский шут, одетый в традиционное платье с бубенчиками. Достигнув почтенного возраста или позволив себе неуместную шутку (мы точно не знаем), он изгнан из любимчиков и вынужден влачить жалкое существование в тесной каморке. Подкармливая такого же, как сам, одинокого котенка, он со слезами на глазах размышляет о горькой судьбе придворного шута, которого по королевской прихоти могут разжаловать, прогнать со двора и даже казнить.

– Я слышала, что в Санкт-Петербурге раз в два года проводятся международные выставки под названием «Время кукол», нередко похожие вернисажи устраиваются и в Москве. Не появлялось желание принять участие в одном из них? Выйти на другой, более высокий уровень?

– Я часто выезжаю за пределы Коврова с персональными выставками по приглашению тех, кому интересно мое творчество. Пока в пределах Владимирской области. И меня это устраивает. Не так давно получила выгодное предложение от директора Нижегородского зоопарка «Лимпопо», открывшего на своей территории несколько стационарных экспозиций. Но я не спешу переезжать со своими куклами в Нижний Новгород в надежде на то, что для них подберут отдельное помещение в Коврове. В моем коттедже им уже тесно.

– А вы не пробовали продавать своих кукол,  учитывая, что на их изготовление уходит вся ваша пенсия, а полимерная глина, ткани и прочая атрибутика стоят больших денег? Наверняка найдутся обеспеченные люди, которые не пожалеют средств для приобретения оригинальных авторских кукол, способных украсить любой интерьер?   

– Я уже говорила, что куклы – мои дети. Часть моей души. Разве можно торговать детьми или рвать душу на части?

– Думаю, что вы ответили на все наши вопросы. Благодарю вас за интервью. Успехов во всех начинаниях!

Серафима ПАНТЕЛЕЕВА.

Фото Бориса НИКИТИНА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться