Именно так ковровчанин Владимир Борисов назвал воспоминания о своей жене – яркой женщине с не менее ярким и красивым именем Разалия (именно так, с буквой «а»). В воспоминаниях, переданных в редакцию «ЗТ», он написал: «В прошлом году, 8 июня 2024 года, не стало Разалии Сайфиевны Борисовой. Ушел из жизни добрый, отзывчивый человек. Друзья и близкие знакомые называли ее просто Розой Семеновной — это как будто еще больше сближало и одновременно исключало искажения при произношении полного имени…»
Разалия Сайфиевна, а тогда еще просто девочка Роза, родилась 3 марта 1942-го, в самый разгар Великой Отечественной войны, в г. Давлеканово Башкирской АССР. В конце того же года на фронте погибает ее отец – Сайфий Салишев, и мать Марьям остается с двумя маленькими детьми на руках – новорожденной малышкой и ее старшей сестрой, дочерью мужа от первого брака – Галиной, девочкой всего на несколько лет старше Розы. Чтобы было легче выживать с детьми в тяжелые военные, а потом и послевоенные годы, женщина с дочками переезжает в крупный город – Уфу. Там есть работа, там живут родственники. Вот что пишет Владимир Борисов:
«Детство и школьные годы будущей ковровчанки Разалии Сайфиевны прошли в Уфе. Там же она получила профессию – хорошую, нужную – технолога швейного производства. Работать отправили в Томск, где в 1965 году была определена технологом, а затем и старшим технологом на главный конвейер швейной фабрики по пошиву мужских костюмов. Она быстро приобретала практический опыт, оттачивая профессиональное мастерство. Работа требовала выполнения технологических условий при сохранении высокого качества пошива костюмов, а большой коллектив – умения создавать в нем дружелюбную, здоровую, доверительную обстановку.
Но, конечно, в жизни Разалии была не только работа. В силу своего характера – пробивного, неравнодушного – она принимала активное участие и в общественной жизни фабрики. Участвовала в городских соревнованиях по шахматам, неоднократно по выходным выезжала вместе с сотрудниками фабрики на уборку картофеля в подшефный колхоз.
Томск — город студентов и молодежи. Даже сегодня его неофициально называют студенческой столицей России, потому как каждый седьмой житель этого сибирского центра – студент. А там, где много молодежи, и жизнь, естественно, бьет ключом. Неважно, какой стоит год на дворе. Тогда в 60-е годы прошлого века зимой на городском стадионе открывали огромный каток с прокатом коньков, буфет, где можно было взять стакан горячего чая, чтобы согреться, и этот каток становился местом молодежных встреч и знакомств.
Одна такая встреча привела Разалию к хорошему знакомству со студентом Томского государственного университета Владимиром Борисовым, а в дальнейшем – в 1968 году – и к рождению молодой советской семьи.
В профессиональной жизни тоже все было гладко. Устойчивая работа главного конвейера швейной фабрики Томска, на которой трудилась Разалия Сайфиевна, позволила руководству в 1969 году назначить молодого специалиста заместителем начальника закройного цеха с сохранением за ней функционала технолога. Стоит отметить, что начальником этого закройного цеха в то время была Александра Степанова, будущий директор ковровской швейной фабрики «Сударь». Вот такое интересное пересечение судеб, которые объединит впоследствии наш город Ковров.
До переезда, кстати, осталось недолго. В 1970 году, будучи в декретном отпуске, Разалия Борисова отправляется во Владимирскую область к родителям мужа, которые проживали в Вязниковском районе. Владимир к тому времени еще не окончил свой институт, но жить молодая семья планировала здесь, в самом сердце России, недалеко от Москвы. Конечно, переезд, да еще на руках с новорожденной малышкой, родившейся в том же 70-м году, дался молодой семье нелегко. Но в трудные дни родители мужа – уже бабушка с дедом – оказывали семье поддержку и помощь, взяв на себя часть забот по воспитанию внучки. А в 1971 году Борисовы из Вязниковского района переезжают в Ковров».
Владимир, за плечами которого к тому времени были техническое училище, ковровский энергомеханический техникум, служба в армии и томский вуз (физико-технический факультет) устраивается на работу во ВНИИ «Сигнал». Забегая вперед, скажу, что он отдал предприятию 46 лет жизни, выйдя на пенсию в 2016 году с должности ведущего конструктора.
Про себя рассказывает так:
– Когда в 1958 году я оканчивал школу, то принял для себя решение стать геологом (в то время самая модная профессия у молодежи (!), и это молодого человека прельстило). Поехал поступать в геологический техникум в Свердловскую область, в поселок Ис. Вот куда занесло! Но … не судьба. С математикой у меня было все хорошо, думал, сдам ее слету. Однако неправильно записал условие задачи во время экзамена и, соответственно, не смог ее решить. Вернулся назад. Мама обрадовалась, не очень охотно меня в этот Ис отпускала. Уже на следующий год поступил в техническое училище, но не стал на этом останавливаться…
Сам Владимир Павлович тоже из тех, кого называют «дети войны». Родился в 1941 году на станции Мстера (знаменитый ремеслами, одноименный поселок от нее в 18 км)…
– У нас там во время войны был лагерь для военнопленных, – рассказывает, – в моей памяти остались большие ворота – въезд в эту зону, на каждой стороне – часовые. В зоне было три барака: в двух из них содержались военнопленные немцы – в силу возраста, я их не очень-то помню, а еще в одном было что-то вроде столовой. Потом лагерь закрыли, немцев куда-то перевели, а бараки отдали под жилье населению. На станции Мстера кирпич всегда делали, рабочие руки постоянно были нужны. Там его делают и сейчас…
Как и Разалия Сайфиевна, ее муж Владимир Борисов тоже потерял на фронте отца. Его родители расписались в октябре 1940-го, а в мае 1941 года Павла Борисова забрали на военную переподготовку в т.н. «гороховецкие лагеря».
– Когда объявили войну, он как раз уже был готовый солдат: одет, обут, прошел переподготовку. Его сразу на фронт и отправили. Мама успела с ним проститься, для этого ездила в Вязники. – В июле 1941-го отец попал в плен под Смоленском, в декабре – в лагерь, и там погиб. Но узнали мы об этом совсем недавно. В 2006 году началось движение «Бессмертный полк», Министерство Обороны приоткрыло свои архивы для граждан…
Владимир Павлович тогда сделал запрос. Получил в ответ сохранившиеся до наших дней документы, составленные педантичными немцами: отец погиб в нацистском концлагере Заксенхаузен.
Но вернемся к 70-м годам и к жене Владимира Павловича – Разалии Сайфиевне.
«В Коврове в 1971 году, чтобы сохранить непрерывный стаж, она в качестве простой швеи (а такой разряд у нее тоже был) поступила на работу на ковровскую швейную фабрику индпошива. Однако опыт, полученный в Томске, позволил ей быстро осваивать навыки работы в новых условиях. Руководство фабрики индпошива назначает ее сначала технологом, а затем заведующей ателье № 6 (в микрорайоне Малеевка) с последующим переводом заведующей ателье № 5 (на ул. Комсомольской). Ателье № 5, кроме одежды на заказ, занималось пошивом одеял и перчаток, что накладывало на коллектив и руководителя дополнительную ответственность за выполнение плана и за реализацию готовой продукции. Разалия Сайфиевна вместе с сотрудниками организовывала выезды на городские ярмарки в Коврове и в Нижнем Новгороде. Ателье успешно работало, что укрепило ее авторитет в коллективе и уважение к ней руководства фабрики. Когда в 1975 году к руководству фабрики индпошива обратился начальник военторга № 634 Родион Шенкман с просьбой оказать помощь в укреплении кадров ателье военторга. Выбор остановился на Разалии Борисовой. В том же году она была оформлена переводом в военторг на должность заведующей КБО, на которой проработала более 30 лет.
КБО – сокращенно «комбинат бытового обслуживания», в который входили ателье пошива одежды, часовая и сапожная мастерские, фотоателье, парикмахерская… Большое хозяйство, созданное для обслуживания личного состава ковровского гарнизона. В частности, основная работа именно ателье заключалась в пошиве офицерского обмундирования как для командного состава ковровской дивизии, так и для работников военкоматов Коврова и Вязников. Качество пошива обмундирования регулярно проверялось на строевых смотрах и при этом всегда отмечалась хорошая «сидка» – за парадными мундирами в ковровский военторг обращались офицеры даже из Москвы.
Работа любого ателье определяется, прежде всего, мастерством закройщика. И такими мастерами в ателье военторга были «закройщик от Бога» Владимир Макеев (он отвечал за военный пошив) и Наталья Голова – «законодатель моды» при пошиве женского платья. В процессе работы заведующей КБО военторга у Разалии Борисовой сложились добрые отношения как с командованием ковровского гарнизона, так и военкомами города (Михаил Крайнев, Виктор Кауров). Кроме того, по своему открытому дружелюбному характеру Разалия Сайфиевна часто встречалась с ветеранами Великой Отечественной войны, которые время от времени обращались в ателье по вопросу изготовления орденских планок. Особенно теплые отношения сложились у Разалии Сайфиевны с известным ковровским юристом и участником Великой Отечественной Абрамом Семеновичем Плоткиным, который подарил ей свою книгу с дарственной надписью.
В личной жизни тоже было все хорошо. Разалия Сайфиевна была любящей и заботливой женой, матерью, и, конечно, впоследствии внимательной бабушкой. Семья жила обычной счастливой жизнью, с рядовыми буднями, с радостными событиями. Одним из таких, например, стал переезд в 1977 году из комнаты в трехкомнатной коммуналке в новую благоустроенную квартиру. Потом дочь окончила мединститут, позже внук стал студентом…
В конце 90-х перемены в стране коснулись и налаженной работы Министерства обороны. Сокращались военные училища, уменьшались заказы на пошив военного обмундирования. На этом фоне упразднены были и структуры военторгов МО…
Перед Разалией Борисовой встал вопрос о сохранении коллектива ателье военторга. И здесь вновь проявился характер и умение заведующей находить пути выхода из любой ситуации. Она нашла частную фирму в Москве, с которой и выстроила логистику деловых отношений. Это позволило загрузить коллектив работой, обеспечив его достойной зарплатой.
В декабре 2007 года по состоянию здоровья Разалия Сайфиевна вышла на пенсию. Но и на пенсии старалась продолжать жить полной жизнью, встречаясь, как прежде, с друзьями, коллегами, совместно отмечая юбилеи и праздники, вместе разделяя и горечь утрат. За скромный добросовестный труд Министерство обороны наградило Разалию Сайфиевну медалями «200 лет Министерству Обороны» и «85 лет военной торговли».
8 июня исполнился ровно год, как ее не стало…»
Подготовила Инна БУЛАТОВА.
Фото из семейного архива.