— Я самый обыкновенный человек, — так говорит о себе ковровчанка Наталья Елизарова…
И все-таки за «обыкновенностью» скрывается насыщенная событиями жизнь.
Более 50 лет Наталья Викторовна посвятила музыкальному поприщу, а сегодня – с неменьшим усердием – отдает время и силы помощи фронту. Плетет сети, вяжет носки. Рукодельной работой вместе с другими неравнодушными ковровчанками занимается в 8-й школе, где организован добровольческий пункт.
— Начинаем примерно в 10.30 и несколько часов не прерываясь плетем, — Наталья Викторовна показывает фотографии, на которых виден результат этой кропотливой работы: трехметровые, сплетенные с материнской любовью «полотна» в маскировочных пятнах серо-бурого цвета, имитирующие заснеженную землю и грязь. На момент разговора сплетено уже было 113 сетей.
— По схеме плетем, — продолжает моя собеседница. — Схема кружится-кружится, все выше и выше, даже голова начинает кружиться – руки сами все делают. И сами, останавливаются, если что-то нет так. Руки, привыкшие к черно-белым клавишам фортепиано…
Вся жизнь Натальи Елизаровой связана с музыкой. Первым местом работы для нее, еще школьницы, была спортивная школа на улице Набережной. Девушка аккомпанировала юным гимнасткам.
— Это сейчас они выступают под фонограмму, а тогда в спортшколах даже специальная должность была.
Потом учеба в музыкальном училище, и снова музыка, музыка, музыка… А сейчас, на пенсии, признается Наталья Викторовна, она может посвятить свое время чему-то другому… Тому, к чему еще с детства лежала душа.
Наталья Викторовна человек очень творческий: шьет, вышивает – и нитью, и бисером, рисует картины «по номерам»… Вяжет носки для участников спецоперации – рядом с нами на кресле партия толстых теплых добротных носков «терпеливо дожидается» отправки на фронт. Признается:
— Для меня рукоделие – большая отрада! Может быть, благодаря ему и живу…
Об отце
Наталья Елизарова (девичья фамилия Назарова) родилась в семье музыканта. Не простого музыканта, а слепого. Его имя в свое время было хорошо известно и в Коврове, и в области — особенно в музыкальных кругах. Виктор Назаров состоялся в профессии благодаря своим необыкновенным человеческим качествам. Лишившись зрения еще в детском возрасте, он был щедро одарен судьбой трудолюбием и талантом. В 2016-м году на ковровских «Рождественских чтениях» прозвучал доклад о Назарове «Музыка длиною в жизнь…» «Быль о слепом музыканте» поведала коллега Виктора Алексеевича Наталья Коротеева, педагог музыкальной школы № 1. Вот, что она писала:
«Виктор Алексеевич Назаров (13.03.1929 – 23.07.2010) — известный в г. Коврове и Владимирской области баянист-концертмейстер и хормейстер. Музыкально одаренный, влюбленный в музыку, обладающий светлой и жизнерадостной энергией, он внес огромный вклад в социокультурную реабилитацию инвалидов по зрению и развитие художественной самодеятельности Коврова…»
И конечно пример такого отца сыграл большую – если не сказать основополагающую роль — в выборе профессии его дочерей. Две старших пошли по его стопам.
— Отец с самого детства знал, что мы с Леной, моей младшей сестрой, музыкантами будем. Лена – Елена Викторовна Кузнецова – во второй музыкальной школе преподавала всю жизнь. Я последние 23 года проработала концертмейстером в первой школе. А вот наша младшая сестра Марина выбрала другую профессию. Она была поздним ребенком – папа «за музыку» уже бороться не стал.
Основная деятельность Виктора Назарова, как концертмейстера, была связана с Учебно-производственным предприятием ВОС. Под его началом самодеятельные музыканты не раз побеждали на конкурсах различного уровня. Хору, с которым работал Виктор Назаров, было присвоено звание «народного» коллектива. У Виктора Алексеевича постигал азы баянного мастерства Заслуженный артист РСФСР Валентин Петрачков. Три баянистов (В. Назаров, В. Петрачков, Р. Казаков) долгие годы пользовалось большой любовью у зрителей. Интересна не только творческая биография Виктора Назарова… Поражает контрастами и вся его жизнь.
— Папа наш – ребенок войны, — говорит о нем дочь. — Родители рано заметили в нем музыкальный талант. В их семье была большая гармонь, и папа – еще совсем маленьким – мог часами на этом инструменте играть. Гармонь – чтобы она, не дай бог, не упала — бабушка крепко привязывала к нему. Потом папа переболел корью, получил осложнение — на один глаз ослеп. Во второй — мальчишки во дворе попали осколком, когда отец был подростком. Зрение стало стремительно падать, но родители уже тогда понимали: без куска хлеба их сын не останется – он слету мог подобрать любую мелодию.
Музыка стала благословением для юного баяниста: она превратилась в профессию, подарила семью (будущая жена сначала влюбилась именно в игру Виктора на баяне, а уже после познакомилась с ним самим) и даже однажды… спасла ему жизнь. Позже травмированный «второй» глаз ковровскому музыканту оперировал сам академик Филатов.
— Он на этот глаз стал видеть немного. И до конца жизни смог это зрение сохранить, — отмечает моя героиня.
Виктор Назаров в семье пользовался непререкаемым авторитетом. Он не только «заразил» семью любовью к жизни и любому проявлению творчества, но и воспитал в детях (а те – во внуках!) жизнестойкость и трудолюбие, целеустремленность, бесконечное желание приносить пользу людям и умение развивать свой талант.
О сыне
Младший сын Натальи Викторовны, Дмитрий, – участник специальной военной операции.
— Он рос тихим, спокойным мальчиком, — отмечает она.
Окончил ковровский электромеханический техникум, ушел в армию, где – привет дедушке! – играл на трубе в военном оркестре. После устроился на работу сварщиком. Женился – развелся, вместе с бывшей женой растил сына. Судьба, как у многих…
— Как только объявили мобилизацию, Диме повестку в тот ж день принесли, — рассказывает моя героиня. — Я, конечно, заплакала, а он только и сказал: «Не переживай! Все будет хорошо!». И ушел. Позывной себе выбрал, между прочим, «Тайга». Я шутила: «А надо бы «Партизан»!» Потому что он все делал молчком, почти ничего мне не рассказывал.
Через третьи руки Наталья Елизарова узнала, что у сына случился гипертонический криз (и до наблюдались скачки давления). Вроде бы причина вернуться домой, но Дмитрий от такой возможности отказался, сказав твердо: «Мама, не надо! Кто же будет вас тогда защищать?»
О храбрости сына говорят и награды – медаль «За ратную доблесть», медаль «Участнику специальной военной операции» и орден Мужества, которым его наградили… посмертно.
Наталья Елизарова признается:
— В каждом защитнике, для которого вяжу носки или плету сети, я вижу сегодня своего сына… Они все для меня герои. Пусть ребята поскорее возвращаются с Победой домой!
Мария ТОМИНА.
Фото из архива Натальи ЕЛИЗАРОВОЙ.