15 февраля, в православный праздник Сретение Господне, наш земляк Валерий Тихомиров отметил 85-й день рождения. А двумя неделями раньше, в первый день февраля, родные, друзья и коллеги-художники собрались в визит-зале центральной городской библиотеки на открытие его персональной выставки «Семь святых земли Ковровской». Выставка и стала главным событием предстоящего юбилейного торжества.
Словесный портрет юбиляра был «нарисован» вот такими красками: родился Валерий Тихомиров за год до Великой Отечественной войны в Коврове. В армии служил на Дальнем Востоке, в Хабаровске же окончил политехнический институт. После чего вернулся на малую родину. Практически вся его трудовая биография связана с экскаваторным заводом, где он возглавлял бюро технической эстетики. Какое-то время работал художником-оформителем в ДК им. Ленина, и уже будучи на пенсии увлекся иконописью. Иконы пишет в интересной, новаторской технике «точечного» письма, которая запатентована как «Иконопись XXI века».
Валерий Александрович — постоянный участник традиционных осенних и весенних выставок ковровских художников, которые проходят в нашем городе ежегодно. В 2008 году его имя было занесено в каталог профессиональных художников России.
Среди творческого наследия юбиляра — товарный знак Ковровского экскаваторного завода, памятник Герою Советского Союза Алексею Лопатину, который с территории экскаваторного завода перенесен и установлен на улице Лопатина, памятник экскаваторостроителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, три Поклонных креста, расположенных на въездах в наш город, обложки книг….
Валерий Тихомиров — лауреат городской премии «Признание-2000», а также престижной международной премии «Филантроп».
Пишет он и картины, но главным в его творчестве стали иконы. На юбилейной выставке представлены 17 его икон и 9 картин. Иконы заняли свое место в монастырях и храмах, несколько было передано в дар Христорождественскому собору и церкви Иоанна Воина в Коврове, а также Спасо-Преображенскому собору нашего города. Его работы находятся в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом.
Валерий Александрович — человек увлеченный. Ему интересно все. Еще одна творческая его грань связана с гравировкой по металлу. Он член Объединения ковровских художников.
К «портрету», составленному «со стороны», Валерий Александрович и сам добавил несколько красок. Начал с того, что поблагодарил родителей, которых уже нет рядом, за хорошее воспитание.
— Оно может быть и «совковое», — отметил юбиляр, но этим я и горжусь. — Всю жизнь я пытался образовываться, развивать свои способности. Уделял серьезное внимание не только образованию. Активно занимался спортом, в Комсомольске-на-Амуре даже играл за профессиональный волейбольный клуб «Амурсталь». Пока служил в армии, по вечерам приходил в Дом офицеров, и меня пригласили в ансамбль песни и пляски Дальневосточного округа в эстрадную группу, конферансье. Я хорошо был знаком с Борисом Бруновым, он помог мне профессиональными советами, вел концерты у советской певицы Гелены Великановой…
На ковровском экскаваторном заводе, куда я пришел в 1965 году, работали все мои предки — прадеды, деды, родители… Это была моя вотчина. Все, что имел, я отдал этому предприятию и родному городу. Многое для Коврова делал безвозмездно. Поощрений не ждал, все делал от души!
Когда закончилась советская власть, с другом Юрием Кузнецовым мы решили заняться иконописью. Хотели привнести в икону что-то свое, не быть лишь копиистами. Стали ездить по музеям, выставочным залам… В Муроме я обратил внимание на старинную икону: на нарисованных одеждах заметил нанесенные точки — это был совсем небольшой фрагмент. И предложил Юре попробовать полностью написать икону в «точечной» технике. Попробовали. Получилось… Но сначала иконы не радовали глаз, опыта не было. Много критики пришлось выслушать со стороны и художников, и искусствоведов, которые называли наши иконы «матрешками». Но мы не сдавались, делали свое дело. И в итоге добились того, что нас признала Московская епархия.
Валерий Александрович подробно рассказал, как рождается икона, не преминув заметить, что в момент ее написания есть ощущение, что его рукой кто-то водит, что он подчиняется чьей-то неведомой силе.
На одну точку краска, оказывается, накладывается от 8 до 12 раз — так она получается объемной. Когда икона написана, ее покрывают лаком.
— Лак создает блики с разных сторон, свет и тени переплетаются, расходятся, — делился Валерий Тихомиров, стоя у своих работ. — Когда смотришь на икону, кажется, будто она шевелится, словно живая. Вот такой эффект получается. В общей сложности мною написаны около полутора тысяч икон. Меня в свое время на это благословил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.
А еще с москвичами-звонарями я занимался билами. Било — это, главным образом, металлические пластины, ударяя по которым специальным молоточком, можно извлечь хороший звук, похожий на колокольный. На билах я гравировал изображения икон. Двухсоткилограммовое било (оно было моим первым) мы повесили на звонницу Спасо-Преображенского собора. Со временем у меня появилась личная звонница, на ней играю на городских мероприятиях, а 9 Мая — около памятника экскаваторостроителям. Этот мемориал я, можно сказать, выстрадал, построен он на деньги рабочих экскаваторного завода, земля под памятником освящена, в день его открытия на памятнике был зажжен Вечный огонь, взятый с Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду у Кремля. К сожалению, после закрытия предприятия судьба памятника сложилась незавидно. И в год 80-летия Победы по этому поводу особенно болит душа…
Здесь можно было бы поставить точку, но сделать этого не удастся, потому что полная картина того, что происходило в визит-зале городской библиотеки 1 февраля, еще не нарисована.
Дополню ее маленькими, но яркими штрихами. Председатель Объединения ковровских художников Владимир Тамченко, поздравляя юбиляра, отметил, что Валерий Тихомиров — достойный человек: стабильный, надежный, активный. Он поражает своим позитивом, чтобы ни происходило…
— Иконы — это инаковость, другое видение, другая подача. Часто пишется
непрофессиональными художниками, поэтому в ней многое кажется неправильным. Но это образы, а не реальность. Икона — она другая, она отличается от реальных изображений. Она отрывает нас от реальности, ломает наше знание. В ней — символы. Можно сказать, Валерий Александрович несет служение. «Точечная» техника очень утомительна и сложна. Каноны в его иконах соблюдаются, что очень важно. Мне нравится радость, которую они несут, и в то же время они заставляют думать. Думать о том, как мы живем, зачем суетимся. Где главное, а где второстепенное…
Михаил Нахаев работал с Валерием Тихомировым на экскаваторном заводе, по жизни они так и держатся друг друга. Так вот, он подчеркнул, что открывающаяся выставка вовсе не подводит черту под творчеством юбиляра, у Валерия Тихомирова многое еще впереди. И рассказал, как примерно лет 50 назад на городских соревнованиях приметил профессионального баскетболиста Тихомирова. Несмотря на совсем не баскетбольный рост, Валерий Александрович был «мозгом» команды.
— Валерий Александрович — участник многих соревнований среди ветеранов нашего завода, — подытожил Михаил Нахаев и вручил юбиляру футболку с цифрой «85» и надписью «Тихомиров», в надежде, что она пригодиться ему на спортивной площадке. Был от семьи Нахаевых и красивый музыкальный подарок, его преподнесла дочь Михаила Петровича, преподаватель школы искусств им. Иорданского, флейтистка Любовь Чернобай.
Тепло дедушку и прадедушку поздравили внучка Яна, ее супруг Дмитрий и правнук Степан. Продолжение у Валерия Александровича тоже творческое. Яна и Дмитрий Кокленковы — руководители успешного танцевально-спортивного клуба «АЯКС», правнук Степан подает большие надежды в спортивных танцах!
— Жалко, что бабушка сегодня не с нами, — заметила Яна. — Но мы уверены, что она наблюдает за нами с небес и радуется этому дню.
А завершил встречу Валерий Тихомиров такими словами:
— Я прожил хорошую, очень интересную, достойную жизнь и благодарен судьбе за каждый день!
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.