Главная Новости РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. АНГЕЛ ПРИЛЕТЕЛ…

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. АНГЕЛ ПРИЛЕТЕЛ…

опубликован manager

В конце декабря и в первые январские дни со всех сторон звучат радостные поздравления «С Новым годом и Рождеством!» Великий праздник Рождества Христова в этих поздравлениях как бы отходит на второй план, хотя всего чуть больше века назад именно Рождество было для всех самым главным и самым любимым зимним праздником – в старинных богослужебных книгах его иногда даже называли Зимней Пасхой. Что же это за праздник такой? Какие традиции с ним связаны? Какая подготовка ему предшествует?

— На самом деле этот день – этот великий двунадесятый праздник — столько в себя вмещает, что рассказывать о нем можно долго. И все равно не передать и доли его значения, — говорит клирик ковровского храма Феодоровской иконы Божией Матери иерей Павел (Андреев).

Рождество – праздник, в который сам Бог, Спаситель мира, воплотился в человека. День, о котором говорилось во многих пророчествах и ожиданием которого человечество жило в течение долгих веков. Согласно Пятикнижию Моисея, первые слова о пришествии Искупителя мира слышат уже находящиеся в Раю Адам и Ева, сразу после своего грехопадения. После Господь возвещает прародителю Аврааму, что Мессия произойдет из его рода. В Книге Исайи, жившем в седьмом веке до Рождения Христа, тоже есть удивительные указания, посеявшие сомнения в душе праведного Симеона: «Се, Дева, во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Заменив слово «Дева» на более, как ему показалось, подходящее слово «Жена», Симеон был наказан: он не мог умереть, пока не увидит исполнения святого пророчества.

— Через триста лет, взяв на руки младенца Иисуса, рожденного Пресвятой Девой Марией, старец Симеон воскликнул «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром…» Он же предсказал и страдания Христа на кресте, сказав Богородице, что «душу Ее пронзит оружие печали и скорби…», — продолжает иерей Павел. — Таким образом, сколько в празднике Рождества радости, столько же в нем и грусти. Рождается Спаситель наш в мир, и Его тут же ищут убить. Все мы знаем, как мир наш встретил приход Мессии: испугавшись, царь Ирод повелел в окрестностях Вифлеема убивать всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

События Рождества Христова хорошо описаны в Евангелии от Матфея, начиная от Благовещения – вести о будущем рождении Богомладенца, принесенной архангелом Гавриилом Деве Марии. Напомним и мы, как это было. В год, когда должен был родиться Христос, император задумал провести перепись населения – всем жителям надлежало переписаться именно в том городе, где они появились на свет. Иосиф, которому Господь поручил Деву Марию, вместе с ней ожидавший Младенца, поспешил в Вифлеем. Однако по дороге туда в гостиницах места путникам не нашлось – на свет Спаситель мира появился в хлеву: только что родившегося Богомладенца положили не в кроватку с белыми простынями, а в  ясли, или другими словами — кормушку для животных. Таким образом, Господь с самого начала показывает, что все ценности мира, все то, что этот мир признает значимым: богатство, высокое положение, власть, престиж — не имеет для Него никакого значения. С самых первых секунд земная жизнь Христа – жертва. Он должен был прийти, чтобы сразиться с грехом; должен был быть презираем и отвержен людьми, изранен за их беззакония, должен был быть покорен до самой смерти, заплатив за освобождение людей великую цену – цену Своей крови.

К лежащему в яслях младенцу Христу приходят поклониться волхвы. Кто же это? Восточные астрологи, мудрецы, которые также задолго до рождения Иисуса знали о предстоящем событии и заранее отправились в путь поклониться тому, кого еще до появления на свет называли не раз Царем Мира. Как мы знаем, когда родился Христос, путь волхвам осветила Вифлеемская звезда. В дар младенцу они принесли ладан, золото и смирну – символически признавая Его Богом, царем и обычным смертным.

— Бог так возлюбил этот мир, что послал в него Сына Своего с тем, чтобы всякий, кто будет в этого Сына верить, будет иметь жизнь вечную, – говорит отец Павел. – Рождается ребенок не естественным путем, а из ребра Девы Марии, и это также признак Его необычности, святости. Был еще один интересный момент: по еврейской традиции, когда малышу исполнялось пару недель, его переворачивали на животик и клали вокруг разные предметы: к чему потянется, тем и будет. Христос потянулся к молотку и гвоздям. Окружающие подумали: это из-за того, что Иосиф Обручник был плотник. Но с самого рождения своего Спаситель знал об уготованной Ему участи.

В иерархии православных праздников Рождество Христово занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост (о нем мы писали отдельно в №50 от 21 декабря), особая суббота перед Рождеством, предпразднество и рождественский Сочельник.

6 января во всех храмах совершается особое богослужение, во время которого вспоминаются и почитаются все ветхозаветные события, ведущие к рождению Христа. Неделя перед Рождеством – это еще время строго поста, а в сам Сочельник, по установлениям церкви, есть нельзя «до первой звезды». То есть разрешается принимать пищу после вечернего богослужения, но до 18 часов (чтобы верующие смогли причаститься на ночной Литургии). Раньше существовала традиция, по которой для Сочельника готовили 12 постных блюд (по числу всех двунадесятых праздников), главным из которых было сочиво – пшеничная или рисовая каша с маком, медом, орехами. От ее названия день и стали именовать «Сочельник».

— Его нужно проводить в серьезном понимании грядущего великого события – рождения в мир Христа, — поясняет иерей Павел (Андреев). – В дни поста мы готовили свои душу и тело к этому празднику, а сейчас нужно подготовить для Бога место в нашем сердце. Как это сделать? Размышлять о предстоящем событии, посетить особые праздничные богослужения. Одним словом, постараться полностью окунуться в праздник. В Коврове во всех храмах с 6-го на 7-е января совершается ночная праздничная Литургия, на которой верующие могут причаститься, утром 7-го числа — утренняя Литургия.

Есть еще традиция на Рождество сооружать рождественский вертеп – символическую пещеру, в которой родился Христос. Его обычно устанавливают в храмах, но каждый верующий может сделать небольшой вертеп и у себя дома. Центральные его фигуры – Богоматерь с Младенцем и святой Иосиф, рядом –фигурки животных (обычно овец), пастухов, которые первыми пришли поклониться Богомладенцу; волхвов с дарами. Над вертепом устанавливают фигурки ангелов, возвещавших миру о рождении Иисуса. А венчает все Вифлеемская звезда. Также на Рождество принято наряжать ель (это делают и в храмах), украшать гирляндами дома.

— Эта традиция установлена, — говорит иерей Павел, — в воспоминание того, что, когда родился Христос, вся природа воссияла божественным светом. Православные в праздновании Рождества больше, чем западные христиане опираются на Евангелие. И рождественский пост у нас носит характер совсем не символический, как это происходит во многих странах. Ночь с 31 декабря на 1 января, конечно, привносит свои трудности. Расслабившись, очень трудно войти в русло поста. Но в то же время считаю самым главным в предрождественские дни — сохранять мир и спокойствие в семье.

Несмотря на то, что традиции празднования Рождества везде разные — в этот день всех православных христиан объединяет праздничная служба и понимание значимости происходящих событий. Встретив праздник с семьей, отмечает отец Павел, мы должны поделиться радостью с родными и близкими. Как раз этому и служат колядки – славящие Христа песнопения, с которыми раньше было принято ходить в гости во время святок – святых дней, которые продолжаются после Рождества Христова в течение двух недель — до Крещенского Сочельника. Впрочем, и сейчас колядки не забыли. Кто не умеет петь, может просто сказать: «Мы пришли Христа прославить, с Рождеством вас всех поздравить!» – это и будет поздравлением с Рождеством.

— Но нужно помнить, что за радостью, связанной с рождением Христа, мы не должны забывать, зачем Он пришел в этот мир, — в завершение подчеркивает иерей Павел (Андреев). – И что за безусловной радостью Рождества стоят дни страданий и распятия Спасителя. За радостью, которую мы испытываем в Рождество, должно стоять обещание Богу. Мы как бы говорим: «Господи, Ты за меня родился в этот мир, Ты за меня претерпевал, я буду стараться, чтобы с каждым днем становиться все лучше и лучше!» И радость, которая поселяется в нашем сердце во время рождественской праздничной службы, надо сохранить. И не просто эгоистично беречь ее для себя, а делиться ею со всеми!

Инна БУЛАТОВА.

Иллюстративное фото.

0 комментарий
0

Вам может понравиться