Во Владимирской области первым в стране принят Закон о кадетском образовании. Он стал примером единодушия обеих ветвей власти: документ на рассмотрение в Законодательное Собрание внесли его председатель Ольга Хохлова и губернатор Александр Авдеев, а соавторами закона стали вице-спикер ЗС Роман Кавинов, сам в прошлом выпускник суворовского училища, и зампред комитета по вопросам образования, спорта, культуры, туризма и делам молодежи ЗС Инна Гаврилова – директор ковровской школы № 22, где 5 лет назад стартовало обучение детей с приобщением к военной подготовке. По словам депутатов ЗС, закон поможет популяризировать кадетские классы и повысить качество образования в них. Уже в этом году на финансирование предусмотрено 45 миллионов рублей из регионального бюджета, а с 2026 года сумма увеличится до 69 млн рублей. Инна Евгеньевна рассказала о том, как ощутят на себе действие нового закона сами кадеты и их родители.
– Ленинградская и Владимирская области стали первыми регионами, где этим летом были приняты Законы о кадетском образовании. При том, что само кадетское образование в школах России ведется с 2014 года. Почему так важно этот процесс узаконить? И почему депутаты ЗС так за него радеют?
– Я возглавляю школу, в которой несколько лет действуют кадетские классы: этой весной 9-й окончили те, кого мы первыми набрали в пятый «К». И это не просто одно в неделю занятие по строевой подготовке, а образовательная система, которая стала необходимостью, так как востребованы профессии, связанные с защитой родины и безопасностью людей. Кадры для этого готовить нужно долго и качественно, создавая условия для осознанного выбора. Но тонкость в том, что федеральный закон об образовании регламентирует только работу кадетских и казачьих корпусов, а для общеобразовательных школ, имеющих кадетские классы, регламента нет. Так что до сих пор все это была инициатива педагогических коллективов и родителей, поддержанная, как в нашем случае, местными властями. На старте кадетского направления в нашей школе я обратилась в администрацию города и Совет народных депутатов, мне пошли навстречу, изыскав средства на питание, потому что кадетское образование предполагает режим продленного учебного дня. Но как не бывает спортсмена без соревнований, так и кадетское образование предполагает участие в мероприятиях, требующих особой подготовки. Чтобы дети ее имели, нужны условия для занятий и тренировок, специальная материально-техническая база, экипировка. А все это – затраты, которые существенно выше, чем содержание ребенка, получающего общее образование в школе. К тому же сейчас это выглядит так: кто что где нашел, там и состязается. А нужна единая программа мероприятий и навыков, которые требуются для участников, а также критерии отбора и оценивания, чтобы равные условия были для всех. А это невозможно без единой структуры, которая включает в себя базовые понятия, виды кадетских классов, планирование, календарь мероприятий и т.п. Вот эту систему единения и создает региональный закон. Еще один важный момент связан с шефами кадетских классов: закон предусматривает финансирование кадетского образования из внебюджетных источников, так чтобы у шефов была заинтересованность вырастить себе преемников.
– Правильно понимаю, что отдельного федерального закона о кадетском образовании сейчас нет? Не выглядит ли региональный закон в этом случае полумерой?
– Федеральный готовится, а регионы озадачены разработать свои законы. Итогом этой работы станут прописанные на каждом уровне полномочия, чтобы регионы могли получить те меры поддержки, которые может давать только федерация.
– Какие, например?
– Например, мотивационная база – по аналогии с предметными олимпиадами, достижения в которых дают школьникам преимущества при поступлении в вуз.
– Как ощутят на себе действие регионального закона о кадетском образовании его получатели?
– Материальной поддержкой. В законе введен пункт о том, что из регионального бюджета будут направляться средства на материально-техническую базу, питание, группу продленного учебного дня и помощь в приобретении парадной формы. По форме сразу скажу: средства найдены, они поступят в городскую казну, потом разойдутся по четырем школам, где есть кадетские классы. Но вот над конкретным механизмом компенсирования родительских расходов мы еще работаем. Сложность в том, что форма не массовая, у всех разная и зависит от направления, с которым работает каждая школа. Поэтому 2025-й год в этом плане – тестовый период: закон не регламентирует частные вопросы, для этого будут созданы подзаконные акты.
– Насколько востребовано кадетское образование конкретно в вашей школе? Вы сказали, что состоялся первый выпуск тех, с кого это направление началось. Сколько ребят было набрано пять лет назад, и все ли дошли до 9-го класса?
– Мы тогда набрали 36 человек (причем буквально за сутки), и они не просто дошли до 9 класса, а двое уже поступили в суворовские училища. А те, кто решил продолжить учебу в школе, пожелали остаться кадетами, поэтому у нас будет кадетский инженерный класс. А еще ребята в рамках «Урока успеха» встречались с главой Коврова Сергеем Сидориным, и когда они беседовали о будущей профессии, я отметила, насколько хорошо у них сформировано понимание своего предназначения в жизни. На вопрос «Кем хотите стать?» кадеты отвечали не просто «Ну, военным…», а называли конкретные вузы и конкретные специальности, куда намерены поступить. Причем все это были современные направления, требующие качественного образования. Вот это я считаю хорошо сработавшей образовательной системой. И уверена, что с принятием регионального закона система кадетского образования во Владимирской области приобретет не только должный статус, но и нужную форму, которая даст качественный и прогнозируемый результат.
Вера ПОЛЯНСКАЯ.
Фото Бориса НИКИТИНА (из архива редакции).
Для справки: кадетские классы в российских общеобразовательных школах появились с 2014 года. Обучение в них предполагает продленный день, в первой половине которого дети учатся по программе обычной школы, а во второй – занимаются спортивной, военной, огневой и строевой подготовкой, а также углублённо изучают математику, физику, программирование и другие дисциплины в зависимости от направленности кадетского класса. Во Владимирской области открыты 57 кадетских классов и 7 кадетских групп. Они объединяют около 1500 ребят.