Кадры решают все! Но, к сожалению, дефицит этих самых кадров — профессиональных, заинтересованных, честных, ответственных, причем в самых разных сферах деятельности — год от года ощущается все острее. Коснулся он и социально значимых сфер: в школах не хватает учителей, в медицине – врачей…
О том, как повысить региональный кадровый потенциал на примере сферы образования, наиболее близкой моей собеседнице, мы поговорили с депутатом Законодательного Собрания Владимирской области, директором школы №22 Инной Гавриловой.
— Инна Евгеньевна, начнем с общих тем. В Законодательное Собрание вы избраны во второй раз и сейчас являетесь депутатом ЗС восьмого созыва, заместителем председателя комитета с очень длинным и сложным названием – «по вопросам образования, культуры, туризма, спорта, молодежи и СМИ». В чем заключается ваша деятельность?
— Начну с того, что цель работы любого комитета и Законодательного Собрания в целом – это, в первую очередь, создание нормативно-правовой базы, чтобы реализовать те задачи, которые ставит перед областью государство. В том числе и реализация законов федерального уровня, для чего нужна их конкретизация с учетом особенностей региона. Создание и собственной нормативно-правовой базы, если это требуется, независимо от того, существуют федеральный законы на этот счет или нет. Инициативы, направляемые в Госдуму, в Совет Федерации, в Правительство по внесению изменений в федеральное законодательство, которые позволят в современных условиях развивать те или иные сферы.
Для того чтобы можно было этим всем заниматься, мы работаем соответственно с профильными специалистами разных уровней: муниципального, регионального, федерального. А с другой стороны — выявляем потребности населения в решении определенных вопросов и проблем. Для этого, например, существует такая форма работы, как прием граждан. С новым созывом график моего приема не изменился. Провожу прием в первый понедельник каждого месяца – с 16.00 до 18.00 в местном отделении партии «Единая Россия» по адресу — пер. Чкалова, 7. Но многие мне звонят и вне всякого графика — в школу, где работаю директором. Такой вариант вполне возможен. Прошу лишь не обращаться через мессенджеры и социальные сети, где сообщение может легко затеряться, особенно когда нет возможности сразу человеку ответить. Поэтому лучше обращаться либо лично ко мне, либо позвонить в приемную «Единой России» (тел. 9-18-57), где обязательно зафиксируют каждый вопрос.
— Инна Евгеньевна, время прошлого – седьмого — созыва принесло с собой много вызовов как для законодательной, так и для исполнительной власти. Его принято сейчас называть непростым. И все же, каких успехов удалось добиться в прошлый созыв? Какие из них вы считаете для региона наиболее значимыми?
— Действительно, на протяжении пяти прошлых лет были разные ситуации, нельзя было назвать обстановку стабильной: сначала к нам «пришел» ковид, затем грянула смена руководства области, что тоже принесло с собой значительные изменения, после – вопросы, связанные со специальной военной операцией на Украине. В соответствии с вызовами времени появлялись вопросы, и мы их решали. В целом, работа велась по большому спектру направлений. Пожалуй, наиболее значительные достижения связаны с решением вопроса лекарственного обеспечения льготной категории граждан. Была проведена огромная работа как индивидуальная, с людьми, которых надо было срочно обеспечить лекарствами, так и в целом с системой. Совместными усилиями законодательной и исполнительной властей региона, с помощью непосредственных участников оказания этой услуги нам удалось положение улучшить. Конечно, нельзя сказать, что вопрос решен до конца, но сбои с льготным лекарственным обеспечением сведены в области к минимуму. Второй момент. В бюджете региона появилась отдельная строка на подготовку образовательных организаций к новому учебному году. Добиться этого оказалось не так-то просто. А это и вопросы безопасности, и вопросы, связанные с соблюдением санитарных правил и норм, что, по сути, тоже вопросы безопасности. Требования к ним возрастают практически каждый день, а значит, «под них» должно быть достаточное финансирование. И регион, я уверена, должен в этом участвовать. Серьезный шаг вперед — и вхождение нашей области в федеральную программу капитального ремонта образовательных организаций. Причем мы решили ее расширить, чтобы наибольшее количество школ имело возможность войти в программу. Работа в этом направлении продолжается.
Но первый, главный, шаг был сделан в прошлом созыве: и это была заслуга целой команды, включающей работу в комитетах, выезды в Совет Федерации. В результате на территории области заработал целый ряд федеральных проектов… Касаются они и детских садов: с 2024 года федеральная программа по их ремонту тоже должна «зайти» в наш регион.
Решались и вопросы по мерам поддержки. У нас появились новые категории: участники СВО, вынужденные переселенцы с территории Украины. Проводилось много работы для того, чтобы, например, последнюю категорию граждан принять, чтобы создать для нее оптимальные условия для жизни. И это всего лишь небольшая часть задач, которые нам приходилось решать в седьмом созыве…
— И вся эта работа, как я понимаю, плавно перетекает в созыв новый?
— Комитет, в котором я состою, можно назвать ключевым, он объединяет практически все население области, охватывает разные направления и сферы. Появляются новые вызовы времени, новые вопросы, остаются те, которые по-прежнему требуют решений. Так, одна из самых актуальных на сегодня проблем — кадровая, в том числе и в системе образования.
Ряд шагов для ее решения был предпринят еще в прошлом созыве, но это оказалось недостаточным, поэтому начали кардинально менять подход к решению проблемы. При Правительстве области под руководством заместителя губернатора Владимира Куимова в настоящий момент создан штаб для решения как раз этих актуальных вопросов. Я начала в нем работать уже через день после того, как была переизбрана депутатом ЗС, выезжала на заседания, где мы обсуждали вопросы поднятия престижа педагога в обществе, как в профессию привлекать не только молодежь, но и сохранять имеющиеся профессиональные кадры.
— И к чему же вы пришли?
— В первую очередь, педагогическая деятельность должна быть эффективной. А эффективна она лишь тогда, когда есть соответствие между затраченными усилиями и полученным результатом. Нагрузка на педагогов должна быть нормализована. Проблема здесь не только в зарплате. Это целый комплекс направлений работы. Когда сегодня пытаются оценить эффективность труда, опираются на целевой показатель — на среднюю зарплату по экономике в регионе. Педагогическая зарплата, а не ставка должна быть не меньше, то есть она должна придерживаться этого целевого показателя. Что это значит? Что мы достигаем его, но держимся за целевой показатель за счет перегрузок. Я, например, не понимаю, почему педагог с высшей квалификационной категорией, с тридцатью с лишним лет педагогического стажа, высокой эффективностью работы, подтвержденной и результатами олимпиад, и поступлением учеников в вузы, должен за ставку, которая как раз и равняется норме его работы, получать чуть выше минимального размера оплаты труда? А специалисту первой категории до МРОТ вообще доплачивают. Это неправильно. О каком престиже при таком положении дел можно говорить? Пока целевой показатель достигается у нас за счет перегрузок, что, безусловно, сказывается на качестве работы педагога. При более высоких нагрузках теряется и здоровье. Творческие люди всегда работают на повышенной самоотдаче, а когда это идет в условиях перегрузок, снижается положительная эмоциональная реакция на результат, накапливается усталость. И все это приводит к тому, что люди уходят из учительской профессии, находят себя в других сферах.
Так и образуется дефицит.
Уверена — для того чтобы поднять престиж педагогической профессии, в школах прежде всего необходимо создать соответствующие условия для работы учителя, для его профессионального роста. Потому что в условиях перегрузок саморазвитие педагога останавливается. И если так происходит, то он перестает соответствовать времени, технологическим прорывам и новшествам, ему трудно находить с учениками общий язык, заслужить со стороны детей и родителей уважение. Педагог все время должен находиться в развитии. А когда ему развиваться, если у него большая нагрузка, которая приводит просто к дикой усталости? Поэтому начинать надо с условий труда.
— Но это задача, скорее, федерального уровня. На уровне одного региона с ней вряд ли справиться…
— Безусловно, это и задача федерального уровня. Это та комплексная проблема, которую обязательно надо решать. Но и на уровне региона мы должны искать новые меры, которые хорошо «пойдут» в нашей области. Например, у нас есть понятие целевых направлений, и мы из года в год такие направления в вузы молодежи даем. Причем это происходит не только в сфере образования. Допустим, ребята из нашей области поступают учиться по целевым направлениям от предприятий — у них подкрепленный финансово договор. Тем не менее, довольно часто этих ребят не пугает перспектива выплатить деньги, и я вам скажу — немалые, когда они решают нарушить условия договора. А в сфере образования договор даже финансово не подкреплен. Он лишь дает абитуриенту возможность поступить в педагогический вуз на льготных условиях, а потом решить — воспользуется этим целевым направлением или нет. То есть для выпускника «не воспользоваться» совсем не проблема. В результате мы сталкиваемся с тем, что направлением выпускники школ пользуются, а в школах работать не собираются. Опять-таки возвращаемся к престижу профессии, к созданию в школах условий. И, в первую очередь, к воспитанию мотивированного желания прийти в педагогическую профессию у детей еще на школьной скамье. Вот это уже зависит от самих педагогов, то есть от нас. Я, в том числе как директор, должна сформировать у ребенка положительное отношение к нашей профессии. С помощью тех же профориентационных мероприятий. Дети с удовольствием откликаются на предложение провести уроки самим. Есть те, кто входит во вкус, у них появляется интерес, зарождается тяга к педагогическому исследованию. И такие примеры имеются. Учитель, как психолог, смотрит, анализирует, и я уверена, что цикл подобных профориентационных мероприятий должен быть в каждой школе. С другой стороны, я, как директор, должна по своей школе прогнозировать положение дел и целенаправленно усиливать работу в тех направлениях, где мне специалисты нужны в первую очередь. Например, по какому-то предмету у меня учителя либо возрастные — могут уйти на пенсию, либо, наоборот, могут уйти в декрет, и я должна проводить соответствующую работу, в том числе нацеливать ребят на этот предмет. То есть кадровые вопросы руководитель должен всегда держать в голове.
— На примере своей школы можете рассказать, как эти приемы работают?
— Пожалуйста. В школе работают наши бывшие выпускники, приглашаю и студентов на практику. Ковровские выпускники учатся в педагогических вузах Владимира, Иванова, Нижнего Новгорода… Во время практики стараемся заинтересовать их, нацеливаем на то, чтобы вернулись к нам после окончания учебы уже педагогами. У меня есть категория молодых специалистов, которые еще даже не закончили вуз, есть работники, которые прошли профессиональную переподготовку – это тоже один из возможных путей. И тут хочется отметить, что Владимирский институт развития образования (ВИРО) разработал систему переподготовки учителей за государственный счет, то есть на бюджетной основе. Одним словом, кадровая проблема в образовании – комплексная, одновременно завязанная и на зарплате, и на разумной оценке сложившейся ситуации, и на ответственности руководителей разного уровня. Но кадровая проблема — она везде. Как сказал наш губернатор Александр Авдеев: «Все, куем инженерные кадры! Они нужны!» Значит, их не хватает. Но не хватает всех, поэтому определяем приоритеты. Я называю их «ямами». Нужно определить глубину каждой, по каждому направлению деятельности и в устранение этой «ямы» вложиться.
Мы в своей школе, например, с удовольствием куем как раз-таки будущие инженерные кадры: создаем все условия, работаем с вузами, с предприятиями. Добились того, что у нас на сегодняшний день 100%-ное поступление по профилю обучения, на что, кстати, ушел не один год работы. Но одновременно стараемся популяризировать и другие профессии, чтобы у ребенка был выбор.
Понимаю, что в моих руках – дети, будущее России, поэтому по каждому направлению обучения все нужно делать грамотно.
— Какие профили обучения в настоящий момент востребованы?
— Могу ответить на примере моей школы, но, думаю, общая картина примерно также и выглядит. Большинство ребят, которые идут в десятый класс, выбирают физико-математический и социально-экономический профили. Социально-гуманитарный сейчас выбирают меньше. И это не просто так. Это вызов нашего времени.
Страна находится под санкциями, а это значит — нам нужно развивать свои технологические и производственные сферы, выводить их на новый уровень, чтобы обеспечивать всем себя самим. А гуманитарии – они не производители, они сопровождают процессы. Поэтому считаю, что основное сегодня – это решение кадрового вопроса по тем сферам, которые особенно нужны в нашем регионе.
Беседовала Инна БУЛАТОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.