Проект «ЗТ»
Национальный колорит. Формула успеха
Ковров — город многонациональный, и это легко подтверждается цифрами. По имеющейся у редакции «ЗТ» информации, в городе проживают представители более 20 национальностей. Среди самых многочисленных диаспор — татарская — более 4 тысяч человек и азербайджанская — более 3 тысяч человек. Помимо этого, Ковров стал второй родиной для чеченцев, узбеков, дагестанцев, таджиков, башкир, мордвы, киргизов… При этом представители этих (и не только) национальностей успешно реализуют себя в различных сферах городской жизни, добиваясь профессиональных высот и уважения ковровчан.
Сегодня «ЗТ» запускает проект «Национальный колорит. Формула успеха», в котором расскажем 15 историй жителей нашего города, которые преуспели в профессиональной деятельности. Среди них будут и медики, и педагоги, и спортсмены, и представители сферы культуры… А открывает проект Вячеслав Арсентьев, которого ковровчане хорошо знают. Да и как не знать человека, который много лет отработал главой города, председателем городского Совета. А вот то, что Вячеслав Тимофеевич чуваш по национальности, знают далеко не все.
Итак, Вячеслав Арсентьев и его формула успеха… Звоню бывшему главе города и председателю Совета Вячеславу Арсентьеву, чтобы договориться о встрече…
— А о чем говорить будем? — уточняет он.
— О вас, о ваших чувашских корнях, — отвечаю.
— Ничего себе! Я много интервью давал в своей жизни, но с этой стороны к моей судьбе еще никто «не подходил». Думаю, что-то новое обо мне узнаете, созвучное и сегодняшним событиям на Украине, — продолжает разговор Вячеслав Тимофеевич.
Встреча не заставила себя ждать. С первых минут общения понимаю: разговор получится интересным. Вячеслав Тимофеевич подготовился основательно и даже дал мне возможность услышать чувашскую речь…
Мама — украинка, отец — чуваш
— Я не чистый чуваш, — начал рассказывать о своих корнях Вячеслав Арсентьев. — Мама — Акулина Григорьевна Попруга — украинка, родом из Киевской области. В войну была угнана в Германию. С отцом — Тимофеем Арсентьевичем, офицером Красной Армии, прошедшим и Финскую, и Великую Отечественную войну, — они встретились в городе Галле в Германии. Там семья и сложилась.
Отец привез молодую жену в Чувашию, в родительский дом. Демобилизовался он в 1946 году. Отец, кстати, имел достаточно высокое по тем временам образование, окончил сельхозтехникум в Чувашии. В 1948-м году на свет появился я.
У нас не сугубо чувашская семья: родители, насколько я помню из детства, общались между собой на русском языке. Я русского не знал вообще.
Когда отец привез маму в Чувашию, она абсолютно не понимала чувашский. Бабушка с дедушкой по отцовской линии не знали русского. Представляете себе ситуацию: отец уезжает дослуживать и оставляет жену в чужой для нее языковой среде. Но жить-то надо, и мама освоила чувашский за два года. С сестрой Ниной мы сейчас интересно общаемся: она — на чувашском, я — на русском. Мне так удобно, уже давно и думаю на русском. Я долго говорил на чувашском. Учился в чувашской школе, в соседней деревне, а в 7-й класс отец перевел меня в райцентр, в русскую школу. И здесь, наверное, могу немного себя похвалить: достаточно грамотно пишу, русский изучал как русский, а не как разговорный язык.
Трудолюбивый народ
Переходя на тему национальных особенностей, Вячеслав Арсентьев не преминул заметить, что многое зависит от местонахождения населенного пункта.
— В глубинке традиции одни, моя же деревня Михайловка Цивильского района — относительно молодая, ей лет 100 всего, — продолжает рассказ Вячеслав Тимофеевич. — Возникла она во время строительства железной дороги. Вокруг железнодорожной станции всегда формировались хлебоприемный пункт, сельхозтехники, райпотребсоюз, лесоторговая база… Был период, когда ни один житель деревни не работал в совхозе, все — на вышеперечисленных предприятиях и ряде других.
По своей сути чуваши — народ очень трудолюбивый. Все думал, какой пример привести. 1974 год. Родители задумали строить новый кирпичный дом в 110 кв. м. Для нашей деревни дом очень большой. Так вот стены в один этаж и перегородки были сложены за двое суток. Народ там приучен так: услышали, что нужно подсобить, сами предлагают помощь, причем все — от мала до велика. Кто песок носит, кто раствор месит, кто кирпич подает… Задача хозяйки — накормить. Никто никого не звал, все понимали: когда очередь дойдет до тебя, и тебе помогут. А еще чуваши — народ честный, по крайней мере, в нашей деревне, никто чужого гвоздя не брал.
Отец занимал руководящие должности, до директора совхоза дослужился. Часто брал меня на работу. У мамы образования не было, была простой рабочей. Умерли родители в один год. Построенный когда-то всей деревней родительский дом стоит до сих пор, в нем живет сестра Нина (брат Юрий умер в 2019 году).
В этот момент разговора Вячеслав Тимофеевич легонько «чиркнув» по экрану сотового телефона затеял показательный разговор с сестрой. Чувашский переходил в русский с обеих сторон, наблюдать за этим было невероятно интересно. Язык показался мне созвучным с татарским. Когда разговор был окончен, Вячеслав Тимофеевич заметил: язык непростой. В школах Чувашии он сейчас изучается как второй, в республике в настоящий момент преобладает русский.
Про родственные связи и Чапаева
— Мама всю жизнь скрывала, что в годы войны оказалась в Германии, об этом мы узнали уже после ее смерти, — продолжает Вячеслав Тимофеевич. — На Украине остались родственники. Мы встречались с ними в Киеве в 2013 году, из-за последних событий в наших отношениях возникла легкая напряженность, но мы перезваниваемся. Сложной темы в разговоре стараемся не касаться. Жизнь все рассудит и все расставит по местам…
Логичен вопрос: ощущал ли я, что не русский? Нет. Никогда.
Герой Гражданской войны Василий Чапаев — уроженец Чувашии. Чувашская комсомолия взяла шефство над 25-й стрелковой Чапаевской дивизией, куда и отправлялись служить призывники. Так я оказался на Украине, в Полтавской области, в одном подразделении с украинцами, русскими, белорусами, прибалтами, армянами… Элементов дискриминации не ощущал никто. Если подтрунивали над кем-то, то только в шуточной форме, незлобно. Через год был назначен старшиной батальона, а к концу службы стал кандидатом в члены КПСС. В институт в мое время поступить было сложно, по всему Союзу их было всего 620, поэтому в вузах открывали подготовительные отделения для таких, как я. Государство давало льготу для отслуживших в армии или имеющим производственный стаж. Получется, что сразу после армии я поступил в Киевский институт народного хозяйства, где отучился два года, а затем по личным обстоятельствам перевелся в Чебоксары, в Чувашский университет.
Это все чувашское, родное
Продолжая тему чувашских особенностей, Вячеслав Тимофеевич отметил, что в Чувашии принято поминать усопших не в Радоницу, как у православных русских, а накануне Троицы. Этот день относится к чувашскому народному празднику Симек, во время которого в родной дом съезжаются все родственники, все вместе они и посещают кладбище.
Из чувашских традиций самой сильной названа банная. Баня по-черному.
— На Украине о такой не знали, поэтому для мамы она стала открытием. Сейчас, правда, баня по-черному становится уже экзотикой, — добавил Вячеслав Тимофеевич.
Если говорить про кухню, то в Чувашии употребляют много мяса. Один из национальных супов называется шурпе, варят его из баранины и бараньих потрохов. А еще есть шартан -традиционное чувашское колбасное изделие, считающееся деликатесом: в желудок барашка закладывают внутренности, все это отваривают, а затем запекают. Любимый чувашами и гостями республики мясной пирог называется хуплу.
А еще в Чувашии варили много домашнего пива. Но это была раньше…
— Кстати, в нашей деревне только от моей мамы-украинки женщины узнали о существовании варенья и начали его варить, — сделал акцент на детали Вячеслав Тимофеевич.
А еще он отметил, что в Чувашии очень высокая плотность населения, сама республика — маленькая.
Если же говорить о внешних особенностях, то в чувашах просматривается что-то азиатское.
— Я, например, земляка распознаю сразу: и по внешности, и по говору, — уточняет Вячеслав Арсентьев.
Кстати, сам Вячеслав Тимофеевич — внешне очень интересный мужчина. Не знаю, какая кровь — украинская или чувашская — на это сработала, но что есть, то есть.
Ковров: по карьерной лестнице
В 1975 году выпускник Чувашского университета Вячеслав Арсентьев по направлению приехал в Ковров, на завод им. В.А.Дегтярева.
— Заселили меня в общежитие на ул. Островского, — вспоминает он. — Оказался в одной комнате с выпускником медицинского института Геной Леоновым — греком из Грузии, инженером Володей Щеткиным из Белоруссии, Толей Артемовым из Челябинска. Жили мы дружно! Какие там национальности…
На Ковровской земле уроженец Чувашии сделал головокружительную карьеру: завод им. В. А. Дегтярева, горком КПСС, аспирантура Академии общественных наук при ЦК КПСС (кандидат экономических наук, доцент), экскаваторный завод, глава города, завод им. В. А. Дегтярева, председатель городского Совета, предприятие «Радомир», сегодня — директор СК «Молодежный».
Как это было заложено еще много лет назад, на работу руководитель приходит к 7 утра, уже обойдя вверенную ему территорию (раньше — объезжал весь город) и в самом начале рабочего дня ставя перед подчиненными задачи.
— Не раз от отца слышал: будет проект, будут и деньги, — говорит Вячеслав Тимофеевич, — и этому принципу я следую всю жизнь. Впитал от бати. Благодаря этому принципу в Коврове построены дороги на ул. Маяковского, Тургенева, Строителей, школа №17, два спортивных объекта в СК «Молодежный»…
Что помогает в руководящей должности? В чем моя формула успеха? Все просто. Меня с детства приучали к труду. В это сложно поверить, но после 4 класса я уже работал, и это при том, что отец руководил предприятием. Вместе со взрослыми мы, дети, разгружали вагоны на железнодорожной станции. И скотину пас, и навоз убирал, и серпом жал. Все это было в порядке вещей. Не боялся грязной работы, поэтому с уважением отношусь и к уборщице, и к рабочему. Во время учебы в школе и в университете работал и трактористом, и комбайнером, и сторожем, и водопроводчиком… Я и своих детей и внуков каждое лето отправлял на трудовое воспитание в родную деревню, чтобы знали — батоны на деревьях не растут, как и молоко появляется не сразу в бутылках.
От отца, наверное, взял еще системность в работе, он всегда думал наперед, что будет потом, потом… Ну и в Коврове попал под влияние хороших, опытных руководителей — Владимира Дмитриевича Тменова, Александра Константиновича Фадеева, Николая Филипповича Ковальчука, Ивана Васильевича Филиппова.
На вопрос — какая из руководящих должностей оказалась самой сложной — Вячеслав Тимофеевич назвал период работы главой города, но при этом добавил — сложной, но самой интересной.
— Мне и сейчас работать интересно, — завершая разговор, сказал он.
И дальше пошел рассказ о планах, связанных со спорткомплексом «Молодежный». Но мой собеседник быстро остановился, видимо, оставив место для нашей новой встречи.
Вот такой он — ковровский чуваш. Переходящий время от времени на родной язык, но думающий и прекрасно говорящий на русском. Высшим признанием его вклада в развитие Коврова стало звание «Почетный гражданин города».
И тут уж неважно — кто ты по национальности, главное — отношение к делу, к людям, к городу, который в итоге и стал родным.
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА и предоставленное Вячеславом АРСЕНТЬЕВЫМ.