Середина лета, школьники вовсю наслаждаются заслуженным отдыхом, а ответственные взрослые люди уже готовятся к новому учебному году. Готовиться есть чему – с 1 сентября во всех школах области вместо четверти вводят школьный триместр. В ряде школ региона, в их числе и ковровская школа № 15, эта система уже введена. Как будет организован учебный процесс? Почему принято такое решение? Будут ли дети меньше учится? О новой системе и о многом другом на пресс-конференции 22 июля рассказала заместитель главы администрации по социальным вопросам Екатерина УЛЬЯНОВА.
Меньше да лучше?
Чем триместровая система принципиально отличается от той, по которой учились мы, наши мамы и папы, дедушки, бабушки? Почему вдруг понадобилась эту систему менять?
— На основе анализа результатов проекта, направленного на снижение школьной учебной нагрузки, который был реализован во Владимирской области, как раз и принято такое решение, — пояснила присутствующим заместитель главы. — Все мы привыкли к четырем четвертям в учебном году. Но они разные по своей продолжительности, например, третья – 11 недель, вторая – всего семь. Учебная нагрузка распределяется неравномерно. В третью четверть – самую большую – работоспособность учащихся сильно снижается, к ее окончанию у детей происходит истощение ресурсов, как физических, так и эмоциональных, они чаще и быстрей устают. Соответственно, и оценки становятся хуже, что сказывается на итоговых результатах. Триместровая система позволяет этого избежать. Она предполагает деление учебного года на три практически одинаковых части – по 11-13 недель, между которыми остаются привычные основные каникулы. НО (!) – дополнительно — в каждом триместре вводятся каникулы промежуточные.
Общее количество дней отдыха остается таким же (просто все каникулы – немного короче), но психологически у школьников складывается впечатление, что им разрешили больше отдыхать, и это влияет на детей благоприятно. Кроме того, регулярный отдых позволяет организму вовремя восстановить силы. Исследования ученых показали, что равномерное чередование периодов обучения и отдыха положительно сказывается на здоровье учащихся, позволяет и мотивацию повысить, и работоспособность сохранить.
Таким образом, число дней учебы и отдыха при триместровой системе остается таким же, как и при четвертях – меняется только распределение нагрузки в течение года.
По продолжительности осенний триместр в новом учебном году 2025/26 утвержден с 1 сентября по 16 ноября, зимний – с 24 ноября по 22 февраля, весенний – со 2 марта по 26 мая 2026 года. А вот окончание учебного года в разных классах разное: у первоклашек учебный процесс завершается 22 мая, у учащихся 2-4, 5-8 и 10 классов – 26 мая, а у выпускников – в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации – ОГЭ и ЕГЭ.
Основные каникулы в 2025/26 учебном году: осенние — с 17 по 23 ноября, зимние – с 23 февраля по 1 марта и летние – с 27 мая по 31 августа. Промежуточные каникулы — с 8 по 12 октября, с 31 декабря по 8 января и с 6 по 12 апреля.
Екатерина Ульянова привела еще один довод «за» введение новой системы:
— Ее плюс еще в том, что аттестационный период в триместровой системе длиннее, и ученик получает больше оценок . Даже если предмет по расписанию раз в неделю, или, например, ребенок болел, у него не возникнет проблем с аттестацией.
Ковров – на четвертом месте…
Еще одной темой пресс-конференции стали результаты экзаменов. По ЕГЭ окончательные итоги опубликуют чуть позже – некоторые выпускники воспользовались правом пересдачи одного предмета. Но первоначальные итоги уже есть, и они таковы:
— ЕГЭ (всего сдавали 12 предметов: русский, математика, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, литература, география, английский и испанский язык) по русскому языку: средний балл по Коврову – 63,94 (немного ниже, чем в прошлом году), по математике профильного уровня средний балл по городу – 62,76. Самым популярным предметом по выбору был и остается обществознание, его сдавали более 50% выпускников, средний балл 61,62 (наоборот, он выше, чем в прошлом году. Тогда средний балл составил 58,02). По другим предметам средние значения колеблются от 58 до 65 баллов.
— В этом году, — сообщила Екатерина Ульянова, отвечая на один из вопросов от представителей СМИ, — по итогам Единого государственного экзамена по русскому языку 43,3 % выпускников набрали от 61 до 80 баллов, от 81 до 100 баллов – 14,5 %; по профильной математике от 61 до 80 баллов получили 45,2 % выпускников, от 81 до 100 – 9,3 %.
— Если говорить про ОГЭ, то средний балл по профильной математике в Коврове – 3,7 (в целом по Владимирской области – 3,6). По русскому языку тоже самое: по Коврову – 3,7 (по Владимирской области – 3,6); по обществознанию – 3,68, по информатике и ИКТ – 3,69, по географии – 3,81. Это три самых популярных предметов по выбору на экзамене в форме ОГЭ. Качественные показатели: оценки «4» и «5» по математике получили 59,5 % выпускников, по русскому языку — 53,6 %, что на 3 % выше среднеобластных показателей. По другим предметам самые высокие баллы девятиклассники показали по биологии и химии – средняя оценка 4,7, чуть ниже по английскому – 4,35, истории – 4,1 и физике – 4,04.
Всего экзамен в форме ОГЭ сдавали 1304 девятиклассников, государственные выпускные экзамены в 9-м классе – 128 человек, в 11 классе – 585 человек.
— 103 одиннадцатиклассника в этом году были награждены Почетным знаком «Лучший выпускник г. Коврова», — подчеркнула Екатерина Ульянова. — Это ребята, которые не только успешны в учебе и учатся практически на одни «пятерки», но и достигли результатов в спорте, культуре и искусстве, волонтерской и общественной деятельности, в том числе в деятельности «Движения Первых». И среди них отличились две девочки: выпускница 14-й школы Анастасия Пономарева, набравшая 100 баллов по химии (педагог Анна Иванова) и Арина Боженко, выпускница 9-й школы, набравшая максимальная количество баллов сразу по двум предметам – русскому языку и литературе, педагог – Галина Сурьянинова.
Указом губернатора от прошлого года установлен перечень денежных премий для учащихся, показавших выдающиеся результаты. За каждые 100 баллов ЕГЭ наши девочки получат по 50 тысяч рублей. Также денежное поощрение получит выпускница 15-й школы Дарья Зубарева – призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников — в размере 30 тыс. рублей.
Как итог: по качеству образования Ковров в областном рейтинге на четвертом месте. В список школ со стабильно высокими результатами включены пять ковровских школ: гимназия № 1, школы №№ 11, 14, 17 и 21.
Дождались!
В настоящее время во всех школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования города идет активный процесс подготовки к новому учебному году. Некоторые учреждения дождались и ремонта. Кровлю отремонтируют в девяти ковровских детских садах — №№ 4, 11, 12, 19, 29, 32, 43, 52 и 59, одной школе — № 17 и одном учреждении дополнительного образования – ЦДТ «Азимут». На эти цели направят 20 млн 956 тыс. рублей.
— В школе № 17 работы завершены, — уточнила на встрече Екатерина Ульянова. — В пяти учреждениях – процесс приемки, в остальных работы ведутся.
Продолжается ремонт в учебных и групповых помещениях в шести школах: №№ 5, 8, 10, 17, 18 и в гимназии № 1, в четырех детских садах — №№ 4, 11, 12 и 34; ремонт внутренних и внешних инженерных сетей (отопление и водоснабжение) — в двух школах №№ 2 и 21, детских садах — №№ 8, 12, 23, 43, 49, 54, 55 и 57 и в ДДК «Дегтяревец»; ремонт эвакуационных лестниц в детских садах №№33 и 41 и ремонт автоматической пожарной сигнализации в детском саду № 49, а также большой ремонт в «Родничке». В последнем налаживают гидроизоляцию и восстанавливают отмостки. Стоимость работ — 3 млн 750 тыс. рублей. К началу учебного года их должны завершить.
Екатерина Ульянова также рассказала про областную программу благоустройства территорий учреждений образования:
— Деньги на нее выделяют второй год подряд. В этом году – 22,2 млн рублей. Участниками программы стали детские сады №№ 19, 37 и 57 и школы №№ 15 и 21. В детских садах асфальтовое покрытие отремонтировали, идет приемка работ. В школах ремонт продолжается, так как на их территории в июне работал летний оздоровительный лагерь.
В трех школах — №№ 4, 9 и 18 – капитальный ремонт запланирован на следующий год. Еще трем школам придется ждать чуть подольше: капитальный ремонт в 5-я, по документам, в 2027-м, в 15-й – в 2028-м, в 10-й школе – в 2029-м году.
Поданы также заявки на участие в федеральной программе в части ремонта загородных оздоровительных лагерей. В 2026 году медицинский блок и столовую планируют отремонтировать в «Лесном городке» (сумма – чуть более 25 млн), в 2027 – в «Березке» (59,7 млн рублей).
Мария ТОМИНА.
Фото Бориса НИКИТИНА.