Региональный проект «Владимирские киновстречи», который реализует Киноцентр Владимирской области, в этом году посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В его рамках жители Коврова и Ковровского района имеют возможность поближе познакомиться со столичными артистами, с их творчеством.
Очередная такая встреча состоялась в конце апреля в ДК «Современник». Моноспектакль по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» в Ковров привезла Народная артистка России Анна Якунина. Анна Якунина известна нам по сериалу «Склифосовский». Ее персонаж Нина Дубровская полюбилась телезрителям, которые узнавали в обычной сотруднице регистратуры себя или близких знакомых. На счету актрисы не менее заметные роли и в других картинах.
И вот она на сцене «Современника»…
***
Приветствуя ковровского зрителя, Анна Якунина отметила важность предстоящей даты – 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
– Конечно, нужно читать такие произведения, как «А зори здесь тихие». Я его, кстати, обожаю! Когда читаю, сердце каждый раз разрывается. По-хорошему, его надо читать молодым. Когда в детстве я посмотрела фильм «А зори здесь тихие», то заболела им, книгу прочитала уже позднее. Сейчас новый фильм сняли по повести «А зори здесь тихие», с молодыми артистами. Бог его знает, кому как интереснее… Но все-таки я поклонник того, старого, фильма. Кстати, когда собиралась стать артисткой, мечтала кого-нибудь из девчонок сыграть. Мне не посчастливилось. Что остается? Только читать!
Итак, Борис Васильев, «А зори здесь тихие»…
Анна Якунина, одетая в черное, заняла место на стуле, установленном на сцене. За ее спиной замелькали фотографии, сделанные с кадров одноименного фильма. Фоном зазвучала музыка из той же киноленты.
***
Шел май 42-го года. Старшина Федор Евграфыч Васков после ранения был назначен комендантом 171-го железнодорожного разъезда. Место тихое и, в общем-то, спокойное, вдали от фронта.
Но так спокойно служилось Васкову до тех пор, пока на разъезд для охраны объекта не прибыли зенитчицы. Девчонки, стайка шумных, задиристых девах, которые по ночам лупили из всех стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки.
Вот так время шло спокойно, размеренно, пока однажды случайно одна из девчонок Лидка Осянина, отлучившись в тайне по очень важному для себя делу, не обнаружила в лесу двух фашистских разведчиков. Испугалась, паника, назад.
– Федот Евграфыч, миленький, там немцы, немцы, немцы…
Девчонки всполошились.
– Евграфыч, милый, родной, что же делать. Здесь немцы. Откуда?
Он стал думать, думать, думать… Что они хотели? В чем замысел врага? Дорога им железнодорожная нужна. Вот так подумал Васков. Конечно, дорога. Дорога к железке одна – через озеро. Короткого пути через болото немцы не знают. Вот тут-то мы их и прищучим. Мы раньше туда доберемся и живыми их возьмем.
И вот Васков собирает отряд из пяти девочек: Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич и Гали Четвертак.
Через болото путь был опасный, тяжелый… После него еще часа полтора пути. Но вот отряд из пяти девочек на месте. Выбраны позиции, обзор хороший, затаились… Осталось дождаться тех, двоих…
– Один, два, три, – товарищ старшина, – четыре, шесть, восемь. Мамочка, мамочка, их двенадцать… Четырнадцать, шестнадцать. Господи, шестнадцать! прямо перед ними на том берегу шестнадцать немцев. Озираясь, медленно они шли к железной дороге. Шли прямо на него, на его бойцов…
… Он копил силы. Их было мало. Очень мало, а левая рука уже ничем не могла помочь.
Он все вложил в этот удар, все, до последней капли. Немец почти не вскрикнул, только странно, тягуче вздохнул и сунулся на колени. Старшина рванул скособоченную дверь, прыжком влетел в избу и заорал:
— Хенде хох!..
А они спали. Отсыпались перед последним броском к железке. Только один не спал, в угол метнулся, к оружию, но Васков уловил этот прыжок и почти в упор всадил в немца пулю. Грохот ударил в низкий потолок, немца швырнуло в стену, а старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал:
— Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!.. Сволочи….
Откуда берутся силы, когда ты в меньшинстве? В час, когда на душе так черно от боли, от горя, когда ты остался один, без своих бойцов, без помощи и даже надежды. Когда от ран теряешь сознание. На эти вопросы старшина Васков ответил еще тогда, в 42-м, когда один на один принял последний бой. Незримо они были с ним, его бойцы, его девчонки: Лида, Галка, Соня, Лиза, Женька. И Родина была с ним. Это они давали ему сил и посреди огня войны.
– Ну что, гады, взяли, да. Взяли. А… пять девочек. Всего пять, а не прошли вы, гады. Никуда не прошли. – Он кричал и плакал. Плакал и кричал и боялся потерять сознание. И только тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули его и понял он, что помощь пришла. СВОИ.
***
В течение часа Анна Якунина читала отрывки из повести «А зори здесь тихие». Делала она это эмоционально, порой на разрыв.
Литературная композиция, которую она представила, объединила в себе кульминационные и значимые моменты повести Бориса Васильева — истории о пяти девушках, мечтавших о любви и светлом будущем, но волею судьбы оказавшихся лицом к лицу с врагом во время Великой Отечественной войны. Это искренняя, звенящая, пронзающая душу история на все времена.
Спасибо Анне Якуниной за проникновенное прочтение повести! Спасибо артистке за талант!
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.
P.S. Я специально сделала выдержки нескольких кусочков, прочитанных Анной Якуниной, в надежде, что кто-то из читателей «ЗТ» захочет повесть перечитать, либо еще раз пересмотреть многими любимый фильм «А зори здесь тихие». Время сейчас такое особое, чтобы вспомнить, напомнить, и главное – не забыть.
P.P.S. Жаль, что зрителей на моноспектакле оказалось совсем немного. А ведь в рамках «Владимирских киновстреч» все мероприятия для жителей бесплатные. Городское Управление культуры здесь явно недоработало.