Главная Новости «ЧЕТЫРЕ ТАРАКАШКИ» И… ПЭЧВОРК

«ЧЕТЫРЕ ТАРАКАШКИ» И… ПЭЧВОРК

опубликован manager

12-я традиционная городская  выставка декоративно-прикладного творчества и искусства «Живой родник», которая открылась недавно в Ковровском историко-мемориальном музее, удивила многообразием представленных рукотворных изделий. Сувениры и женские украшения, столовая посуда и мозаичные панно, предметы одежды и забавные композиции, текстильные авторские куколки, зайчики, таракашки и другие креативные поделки, которым не сразу подберешь определение,  радовали глаз и создавали праздничное настроение. 29 мастеров из Коврова представили на суд зрителей 204 творческие работы, которые разместились в четырех выставочных залах музея – каждая на своем месте.      

Предваряя  экскурсию по вернисажу, напомним, что в данном формате выставки проводятся с 1989 года. Автор идеи – заведующая научно-методическим отделом музея Любовь Плеханова. Под ее руководством выставки организуются и проводятся раз в три года. Считается, что этого времени достаточно для того, чтобы мастера декоративно-прикладного творчества освоили новые тенденции и реализовали творческие фантазии. Все выставки «Живого родника» создавались с учетом разнообразных видов декоративно-прикладного творчества, с привлечением произведений народного искусства, народных ремесел и промыслов нашего края. В разные годы было много работ с вышивками и вязанием, художественной резьбой и плетением, кузнечные изделия занимали целые залы и т.д.

В этом году акценты расставлены несколько по-иному. При строгом отборе, дается возможность проявить себя малоизвестным любителям декоративно-прикладного творчества, для которых этот вид рукоделия – всего лишь хобби.  Впервые участвуют в выставке  Ковровский специализированный дом-интернат и общество слепых. Присутствуют изделия известных мастеров, открывших свои частные мастерские и студии. На вернисаже представлены  работы  сотрудников музея – профессиональных художников. По-прежнему в центре внимания работы  преподавателей различных творческих объединений города,  имеющих  авторский стиль и, конечно же, знаменитых мастеров земли владимирской, которые, находясь в «свободном плавании» продолжают удивлять ковровчан и гостей города своими рукотворными шедеврами. Уровень их художественных произведений позволил руководству музея придать нынешней выставке статус не только декоративно-прикладного творчества, но  и искусства.

Однако пора познакомить вас с художественными произведениями, представленными на вернисаже. Сразу предупреждаем: техники и секреты изготовления рукотворных изделий даже наметанному глазу непросто  разгадать, а уж визуально узнать, из каких материалов (подкрашенных, отполированных, искусно обработанных) вся эта красота сделана, и подавно. Разве что на ощупь. Но этого делать мы не советуем. В лучшем случае, разобраться, что к чему вам поможет специалист музея по выставочной работе Анна Пичугина. Профессиональный художник, она может рассказать о любой технике изготовления того или иного художественного изделия и даже продемонстрировать собственное ручное творчество. Но об этом позднее.  Пройдемся по вернисажу.

Имя Елена Болотских вам о чем-нибудь говорит? Ну как же. Елена Григорьевна – известный российский живописец, дизайнер, мастер гобелена, педагог, профессор, кандидат педагогических наук, Почетный член Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ.  Нам невероятно повезло, что жительница Москвы, имеющая ковровские корни,  много лет преподававшая в США и удостоенная высоких наград, нашла возможность представить свои произведения в Ковровском музее. Сегодня она работает в направлении «визуализация невидимого». Нашему вниманию предложены шесть философских работ. Вы их сразу увидите в центральном зале. Духовное и вечное переносится  в современность и транслируется  в таких картинах,  как:  «Уходящие», «Космический  фрагмент», «Оси координат для ангела»… Кто-то из великих, кажется, Пикассо сказал: «Если есть тайна – есть искусство». В работах Елены Болотских тайна однозначно есть. Попробуйте ее разгадать!

Если  творчество Елены Болотских и ее личностные устремления нам еще предстоит понять, то  лоскутными шедеврами Ольги Миловановой можно просто восхищаться. Респект сотрудникам музея и самой мастерице, позволившей нам  познакомиться с ее рукотворными чудесами: «Цветение каменной розы», «Алхимия апреля», «За полчаса до весны» и др. Приятно осознавать, что наша землячка – обладательница Гран-при международных конкурсов во Франции, участница престижных выставок в Англии, Германии,  США, Японии, персональных выставок в Москве и С.-Петербурге…  Будем надеяться, что Ольга Милованова согласится на творческую встречу с почитателями ее таланта и наглядно продемонстрирует отличие обычного пэчворка от ее художественных полотен. Мы уже в предвкушении!

В стороне, но в людях разместились роскошные  куклы Татьяны Артемьевой из запекаемого пластика – «Дама с собачкой», «Дуняша» и «Портовый грузчик». Пока три, но какие выразительные! Куклы поражают воображение зрителей – они максимально реалистичны, их лица выражают конкретные эмоции, в глазах – блеск, видны даже вены на руках, а какой плутовской изгиб тела у грузчика с коробкой «почти настоящего мартини». Отдельный вид искусства — костюмы персонажей, выполненные  с фантазией и точностью, какой только удается достичь.

Здесь же и в соседнем зале можно увидеть две красивые и очень сложные для исполнения  работы Елены Романовой. Это гобелен «Осеннее солнце» и роскошная шаль, выполненная в технике «батик». Елена Васильевна – профессиональный художник и руководитель Образцовой студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Отражение» Дворца культуры «Современник», где дети в возрасте 10-17 лет обучаются среди прочих дисциплин основам художественного ремесла. Через  три года надеемся увидеть работы ее повзрослевших воспитанников на очередной выставке.

А вот Анатолий Паршиков, педагог-организатор детского клуба «Ровесник» ДЮЦ «Гелиос», не стал дожидаться совершеннолетия своей ученицы  Анны Фокиной и представил на выставке ее изящные ажурные маски из джута. «Нимфа», «Клеопатра» и «Шут» авторства молодой мастерицы, которой всего 16 лет, на вернисаже не потерялись. Напротив, вызвали большой ажиотаж у посетителей. А джутовая филигрань «Карусели» и «Летучего корабля» буквально пробудила в каждом из нас романтические настроения.

Как всегда, оказались на высоте креативные художественные изделия, выполненные золотыми руками мастера Анны Холиной. За лаконичными пояснениями к представленным за стеклянной витриной образцам — «комплект «Синяя птица», головные уборы, гривна, серьги  —  джинсовая ткань» — только слепой не увидит полет творческой мысли, талант и необыкновенное трудолюбие этого художника.

Как-то совсем незаметно мы подошли к завершающей точке вернисажа. В центре ударного выставочного зала – уже знакомые ковровчанам изделия ателье «ВиСтА» из многообещающей коллекции авторской одежды под названием «Родина малая-любовь большая». Известно, что дизайнер-модельер Виктория Песко и художник Дарья Соколова, вдохновившись однажды символикой Коврова,  решили вписать ее в современный гардероб. Не уверены, что молодежь примет ее «на ура», поскольку предпочитает в большинстве своем не сдержанные, а яркие цвета одежды. В любом случае,  будет интересно встретиться в рамках выставки с создателями оригинального бренда, чтобы познакомиться поближе.

Студия керамики «Не треснет» скромно и благочинно  представила  свои ремесленные изделия:  авторскую столовую посуду, вазы, подсвечник «Христорождественский собор» и панно «Церковь успения Пресвятой Богородицы». Конечно, в залах историко-мемориального музея особо не разгуляешься, но какой-нибудь гончарный круг в уголочке и мастер-класс с «живым» материалом произвели бы большее впечатление на посетителей на том же открытии выставки.

Если бы не подсказка специалиста, никогда не догадалась бы, что  живописный шарф «Озеро с камышами» и нарядные сумки с манящими названиями «Грозовое небо», «Маки», «Русское поле», авторства  Анны Пичугиной, изготовлены из шерсти. Этот вид рукоделия называется «фелтинг», что в переводе с английского означает «валяние». Существует легенда, что самый первый валяный ковер был создан еще на Ноевом ковчеге. Как бы там ни было, сейчас фелтинг остается популярным, увлекательным и недорогим видом рукоделия, с помощью которого мастерицы создают из шерсти разнообразные изделия.

При выходе из зала не забудьте взглянуть на работы москвича Сергея  Конова.  Он фотограф, но со своим, оригинальным взглядом на этот вид творчества. Впечатления от просмотра его  работ необыкновенные. Разглядывая  «Иисуса», «Шамана» или «Ежика в тумане», понимаешь, как это сложно – переносить фотографии на холст, металл или дерево, придумывать красивые, непохожие друг на друга обрамления для поистине творческих работ. По мнению самого художника, пока это самодеятельность на уровне интуиции, но зрители уверены: с большими предпосылками к высокому искусству.

Невозможно перечислить все экспонаты, представленные на выставке декоративно-прикладного творчества и искусства «Живой родник». Все они достойны наших аплодисментов и наград. К сожалению, работы ручного творчества не будут оцениваться сотрудниками музея по номинациям, но что гораздо важнее, они войдут в историю, а точнее — в музейный каталог-2025, который важен как показатель достойного уровня творческих работ наших земляков.

Сегодняшнюю выставку «Живой родник» можно было бы назвать успешной, если бы не маленькая ложечка дегтя. По собственному признанию и большому огорчению Любови Плехановой, автора проекта, половина тех мастеров декоративно-прикладного творчества, работы которых хотели бы видеть на выставке, не приняли в ней участие, хотя и заявляли о себе. Не будем их называть, как и вникать в причины отказа. Надеемся, что интернет здесь ни при чем. Не отрицаем, что «всемирная паутина» открывает новые имена, помогает популяризировать то или иное творчество мастеров, но живое восприятие  рукотворного чуда – гораздо сильнее.

Тем более  что наш Историко-мемориальный музей всячески этому способствует. Выставочные залы не первый год знакомят горожан с творческими достижениями художников высокого уровня, их посещают  сотни любителей и ценителей прекрасного. Недавняя большая экскурсионная группа из Коломны с восторгом отозвалась о представленных на выставке экспонатах мастеров декоративно-прикладного творчества земли ковровской, и эту славу, мы уверены, они разнесут «по всему свету».

Чуть не забыли! Выставка «Живой родник» будет работать до 18 мая, планируются творческие встречи с лучшими ее участниками. Не пропустите!

А что касается обозначенной проблемы, то это забота, на наш взгляд, не только Историко-мемориального музея, но и специалистов городского управления культуры: следить за тем, чтобы «Живой родник» декоративно-прикладного творчества ковровчан не иссякал, чтобы он, говоря словами председателя городского Совета Елены Фоминой, произнесенными на открытии выставки, «бил ключом и давал прекрасную, вкусную и полезную воду».

Серафима ПАНТЕЛЕЕВА.

Фото Бориса НИКИТИНА.

 

0 комментарий
0

Вам может понравиться