— Нас не нужно бояться! – говорит Анджела Лихачева, заведующая отделом опеки и попечительства администрации города. — Мы не изымаем детей из семьи без веской причины, не прячем их от родственников. Мы открыты к общению, и всегда говорим своим подопечным, что отдел опеки – это место, где любой человек, взрослый или ребенок, может получить поддержку и помощь. Наша задача — не разрушить кровную семью, а, наоборот, помочь ее сохранить.
«Страшилки» из сериалов и фильмов, в которых «злобные тетеньки» силой вырывают ребенка из рук матери (обычно, очень хороших и добрых!) из-за недостаточно полного холодильника или отсутствия «десятой» смены белья, порой, очень сильно мешают правильно воспринимать этот государственный орган. Да, случаи, когда детей из семей изымают, бывают, но только в том случае, если ребенок действительно находится в неоспоримой опасности…
— …По 77-й статье Семейного кодекса, — пояснила Анджела Андреевна, но практически не пользуемся этой статьей. — Во-первых, потому что изъять ребенка из семьи можно только на основании соответствующего постановления, подписанного в нашем случае главой города. Во-вторых, в течение следующих семи дней сотрудники отдела опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с исковым заявлением и пакетом документов для лишения родителей родительских прав. Документы должны содержать такие вопиющие факты, чтобы судья, оценив их, немедленно согласился: прав родителей нужно лишать. Но наша-то задача семью сохранить! Поэтому, бывает, детей забираем, помещаем в социально-реабилитационный центр, а дальше работаем с семьей. Конечно, случаи бывают разные. Так, в прошлом году соседи привели к нам избитого мальчика. Стали узнавать, что к чему: выяснилось, что избила мать. Налицо факт жестокого обращения с ребенком. В семье еще есть дети. Забрали всех, позвонили в полицию. До выяснения обстоятельств поместили детей в реабилитационный центр. Ко всему прочему избитый ребенок еще и серьезными нарушениями здоровья. Провели работу с родителями. Детей вернули, но семью поставили на контроль.
***
А теперь по порядку. 30 января в администрации города состоялась встреча Анджелы Лихачевой, руководителя ковровской службы опеки и попечительства, с представителями СМИ.
Отдел опеки и попечительства выполняет государственные обязанности в отношении несовершеннолетних граждан нашего города. Именно города – при районной администрации есть своя подобная служба. Какова цель этой службы?
— Среди наших задач: своевременное выявление лиц, нуждающихся в установлении опеки и попечительства, их устройства в замещающие семьи, – подчеркнула Анджела Андреевна. — Работа по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, устроенных на воспитание в семьи, и сопровождение этих семей. Также информирование граждан о возможности усыновления детей, взятие их под опеку и попечительство. Приоритет именно семейным формам жизнеустройства. Другая задача – оказание своевременной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации на ранней стадии ее выявления.
Анджела Андреевна пояснила: сироты – это дети, у которых умерли оба родителя или единственный родитель; оставшиеся без попечения родителей – это дети, у которых один или оба родителя либо лишены родительских прав, либо ограничены в этих правах. В течение 2024-го года в Коврове было выявлено восемь детей-сирот и 18 детей, оставшихся без попечения родителей. В общей сложности, 26. Все дети, получившие статус сироты, либо оставшегося без попечения родителей, были устроены в замещающие семьи либо государственные учреждения: Дома ребенка, Детские дома.
— В Дома ребенка попадают дети от рождения до трех лет, — пояснила докладчик. — Дети старше трех лет направляются в Детский дом. Задача отдела опеки — подобрать ребенку, который по той или иной причине остался без родительской любви и заботы, замещающую семью – людей, которые не побоятся взять на себя ответственность за него, подставить плечо, подарить помощь, заботу, внимание. К сожалению, дети, оставшиеся без попечения родителей, часто отягчены грузом социальных проблем, они уже столько видели в своей жизни… И здесь задача взрослого – помочь ребенку выйти из сложной жизненной ситуации, стать для него полноценной семьей.
На учете в ковровском отделе опеки состоят 158 детей, проживающих в замещающих семьях. Главным образом, это родственная опека. Есть и те, кто приходит «с улицы», и заявляют о своем желании взять в семью нуждающегося в любви и заботе ребенка, и готовые подарить ему и то, и другое.
В России, согласно законодательству, есть разные формы семейного устройства детей. Опека устанавливается в отношении детей от трех (хотя, бывает и раньше) до 14 лет. Попечительство — с 14 до 18 лет. Опека может быть как возмездной, так и безвозмездной.
— Опека на возмездной основе, или по-другому, приемная семья, – рассказала Анджела Андреевна, — это когда замещающий родитель одновременно является и профессиональным воспитателем. Он не просто живет вместе с этим ребенком, он для него – педагог и наставник, и за свою деятельность получает вознаграждение. Безвозмездная опека, как правило, родственная, когда ребенка в семью берут дяди, тети, бабушки, дедушки – за свою деятельность по воспитанию ребенка деньги они не получают, но самих детей государство материально и социально поддерживает. Это касается всех детей, находящихся под опекой (период, когда они под ней состоят).
Еще одна форма семейного устройства – усыновление. Усыновлять можно ребенка от его рождения и до 18 лет.
— Многие стараются брать малышей, чтобы воспитывать их, как кровных детей, — продолжила Анджела Лихачева. — Немногие усыновленные дети знают о том, что они некровные и рождены другими родителями. Подростков реже усыновляют – они знают свою родную семью, часто, несмотря на обстоятельства, общаются с ней. Но в любом случае, все дети, проживающие в замещающих семьях, стоят на учете в отделе опеки. К каждой прикреплен специалист, который оказывает семье психологическую поддержку, юридическое, правовое, педагогическое сопровождение, работает и со взрослыми, и с детьми.
Какие требования предъявляются к гражданам, пожелавшим взять в семью чужого ребенка? Любой человек, зарегистрированный на территории города, имеет право обратиться в отдел опеки, чтобы стать кандидатом в усыновители (попечители или опекуны). Далее его направляют во Владимирский Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для прохождения подготовки в Школе замещающего родителя.
— Это обязательное условие для получения положительного заключения, — продолжила заведующая отделом опеки. — Причем в Школе замещающего родителя подготовку проходят оба супруга, даже если официально опекуном станет один из них. Необходимо собрать пакет документов: справку о доходах за последние 12 месяцев, справку об отсутствии у будущего кандидата судимости, справку о прохождении им медицинского обследования (есть ряд тяжелых заболеваний, при которых опекуном быть нельзя), справку о регистрации по месту жительства, с места работы, характеристики с места жительства и с места работы, письменное согласие всех членов семьи старше десяти лет. Когда документы собраны, пишется заявление. На его основании наши сотрудники выезжают на дом, смотрят условия проживания семьи и предоставленные документы. Если все в порядке — то выносится положительное заключение. Действительно оно в течение двух лет, с ним гражданин может обратиться в любой отдел опеки на территории России, чтобы его поставили на учет и включили в соответствующий региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Дальше идет работа по поиску ребенка.
Анджела Лихачева уточнила, что в законодательстве нет особых требований к возрасту или семейному положению кандидата в усыновители. На 1 января этого года в Коврове зарегистрирован 61 кандидат в усыновители, 10 человек — опекунами и попечителями. Приезжают и желающие взять ребенка в семью из других регионов.
— Сейчас очень много благополучных по всем параметрам пар, у которых своих детей нет и они становятся усыновителями, — отметила Анджела Андреевна. — Многие не боятся брать детей с инвалидностью или серьезными заболеваниями. Воспитывают, реабилитируют их, любят, оказывают всяческую поддержку и помощь. Но психологи все же советуют родителям, усыновившим ребенка, не скрывать от него этого факта. Травма у ребенка будет сильнее, если он узнает об этом от посторонних.
***
Помощь семьям в трудной жизненной ситуации – это отдельное направление работы отдела. Здесь как раз и стоит задача не разрушить кровную семью, а постараться помочь людям в сложный момент их жизни.
— Часто нам поступают сигналы от граждан, от сотрудников других учреждений, входящих в городскую систему органов профилактики о различных ситуациях, возникающих в семьях – когда родители не занимаются ни воспитанием детей, ни их содержанием, ведут асоциальный образ жизни. С такими семьями проводим планомерную реабилитационную работу, — говорит Анджела Лихачева. — Выезжаем в семьи, проводим беседы как с самими родителями, так и с их родственниками, даем консультации в ходе дальнейшего патроната. С семьями кроме нас работают и все органы профилактики: комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты… Например, когда от кого-то получаем сигнал, организуем межведомственный рейд с представителями всех перечисленных служб, выезжаем на место и уже там смотрим, что и как.
Бывают случаи – пример уже приводился выше – когда ребенка необходимо забрать из семьи. Его помещают либо в социально-реабилитационный центр «Воробышек», либо в Дом ребенка в г. Муром (на территории нашего города его нет). Пока ребенок в учреждении, общая задача всех органов городской системы профилактики – постараться сохранить кровную семью. То есть необходимо отработать с оступившимися родителями так, чтобы они создали для проживания ребенка нормальные условия.
— Рекомендуем родителям пройти лечение при наличии зависимости, трудоустроиться, оформить все положенные социальные выплаты. Навести порядок дома, наконец. Часто такая работа приносит свои положительные результаты. Когда мы видим, что родители начинают меняться, становятся ответственнее, мы даем им возможность ребенка забрать.
Семья при этом продолжает оставаться под контролем, и даже когда он будет снят, органы опеки остаются с родителями на связи. Но бывают и случаи, когда вся работа идет насмарку: делается все возможное, чтобы родители изменили образ жизни, приведший к столь печальным последствиям, но… они ничего менять не хотят. В таких случаях органы опеки обращаются в суд с исковым заявлением о лишении родителей родительских прав.
— Это крайняя мера воздействия на родителей. Причем при лишении прав, обязанность содержать ребенка с родителей никто не снимает, — продолжила зав. отделом опеки. — В 2024 году родительских прав были лишены 20 родителей в отношении 28 детей. Причины: наркозависимость, хроническая форма алкоголизма, злостное уклонение от выплаты алиментов. Много случаев, когда один родитель выходит с иском в суд о лишении родительских прав второго. В основном, матери, когда отцы полностью самоустраняются от воспитания ребенка. Детей, у которых родительских прав лишены либо оба родителя, либо единственный, органы опеки передают в замещающую семью, в детский дом или дом ребенка.
И даже в этом случае у родителя, лишенного родительских прав, есть возможность восстановить свои права. И хотя такие случаи редки (буквально два за шесть лет — с 2014 по 2020 гг.), органы опеки стараются этим людям помочь. Помогают собирать документы, если видят, что родители встали на путь исправления, выходят с ходатайством в суд.
— Еще раз отмечу: в приоритете сохранение кровной семьи! Есть две женщины, которые периодически приходят к нам в отдел, чтобы мы убедились в том, что у них в жизни все хорошо. Когда мы это видим, то понимаем: работаем не зря. Повторюсь: детей из семьи забираем только при реальной угрозе их здоровью и жизни. Если есть возможность, сразу передаем бабушкам или другим родственникам. Но бывают и случаи, когда дети помещаются в социально-реабилитационный центр или в Дом ребенка. В прошлом году в Муром увезли 17 детей в возрасте до трех лет, восемь из них вернулись.
Хочу напомнить родителям, что они ответственны за своих детей, за их воспитание, обучение, развитие, содержание! Сейчас наблюдается тенденция, когда некоторые родители, сами не справившись, начинают отпрысков пугать отделом опеки. Приходят к нам, звонят, требуют поместить их ребенка в детский дом, чтобы «перевоспитать и научить жизни». Они хотят переложить свои родительские обязанности на государство. Однако детский дом – это не место для перевоспитания. Условия там сейчас, кстати, очень хорошие. Но любому ребенку нужна семья, которая его любит, заботится, дарит тепло. Причем не просто удовлетворяет физические потребности, но и духовные. Тогда, в подростковом возрасте, ребенку будет что отдать родителю. Воспитанием надо заниматься с момента рождения, а не пугать его отделом опеки и детским домом в 14 лет.
***
Когда ребенку исполняется 18 лет, и он становится совершеннолетним, полномочия органов опеки по его поддержке заканчиваются. Но один вопрос на повестке продолжает оставаться — это обеспечение бывшего подопечного жильем.
— С 14 лет ребенок, находящийся под опекой, имеет право быть включенным в список нуждающихся, если своего жилья у него нет совсем либо оно очень маленькое, — отметила Анджела Андреевна. — Этих ребят ставят на очередь. Полномочия по приобретению жилых помещений переданы в администрацию города, в управление имущественных и земельных отношений.
Предоставляемые жилые помещения входят в специализированный жилой фонд. Предоставленная сироте квартира находится в специализированном фонде в течение пяти лет. Мы собираем всю информацию: есть ли задолженность по коммунальным платежам, есть ли жалобы на нашего бывшего подопечного, который в ней проживает, работаем с управляющими, ресурсоснабжающими компаниями, рассылаем при необходимости должникам письма, чтобы они не забывали жилье оплачивать. Через пять лет, если молодой человек работает, и в целом является добросовестным нанимателем жилого помещения, он имеет право эту квартиру (решением жилищной комиссии) из специализированного фонда исключить, заключить договор социального найма с МКУ «Город», а после ее приватизировать и использовать уже по своему усмотрению. В противном случае, квартира так в специализированном жилом фонде и остается. При этом человек из нее не выселяется. По новому закону пять лет можно сократить до трех, но при этом ужесточаются требования к нанимателю. В 2024 году по области только двое соответствовали всем заявленным требованиям.
На 1 января 2025 года очередь на жилье в Коврове составляла 79 человек (начиная с 14 лет), право на получение квартиры возникло у 35. Квартиры приобретаются за счет областных субвенций. В текущем году на данные цели заложено 19,4 млн рублей, плюс в течение года предполагается дополнительное финансирование.
— В 18 лет ребята еще не получают квартиры, но к 20 годам уже вполне могут. Кто-то из них до этого времени продолжает жить с опекунами, кто-то в общежитиях при учреждениях образования, кто-то снимает жилье, причем государство возмещает им часть платы за найм. В прошлом году такая выплата составляла 6 тыс. рублей.
В завершение нашего разговора хочу сказать всем родителям: любите своих детей, берегите их, они – самое ценное, что у нас есть!
Софья КОРОЛЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.