Главная Спорт МОТОКРОСС. ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

МОТОКРОСС. ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

опубликован manager

Середина прошлого века положила начало традиционным зимним соревнованиям по мотокроссу в Коврове. Это всегда был праздник, которого ждали с нетерпением, старались не пропустить ни одного заезда и выходили поболеть за мотокроссменов всей семьей. Многие подростки и молодые люди буквально «жили» мотоциклами, гонками и постоянным совершенствованием своей езды. Сегодня мы не будем ностальгировать по прошлому, а обратимся в настоящее данного вида спорта, и поможет нам в этом Владислав БАРСУКОВ, Чемпион России, призер кубка России, мастер спорта по мотокроссу, главный тренер команды СТК «Заречье». Владислав тренирует в данный момент тех, чье сердце отдано скорости, адреналину и безграничной любви к мотоциклу.  

Владислав Михайлович – ковровчанин, любовь к мотокроссу с детства привил отец – Михаил Михайлович. Он в юности и сам занимался данным видом спорта, а его работа на ЗиДе также была связана с мотоциклами: работал испытателем в рекламации. Часто ездил по городам и странам, ремонтировал мототехнику, отстаивал честь завода. У Владислава с детства перед глазами всегда были мотоциклы, можно сказать, воспитывался он среди «железных коней» в гараже отца. Сам он утверждает, что эта любовь у него – в крови. Сев за руль в восемь лет, с тех пор не расставался с мотоциклом уже никогда.

Владислав, расскажите, пожалуйста, как появился замысел строительства данной трассы?

— По молодости выступал за команду завода им. В. А. Дегтярева, ездил по стране и всегда для себя отмечал достоинства и недостатки трасс для выступления. Особенно восхищали трассы, подготовленные к Чемпионатам России, – настолько они были профессионально сделаны. Получается, как бы собирал для себя на будущее материал. В конце концов дожил до того момента, когда загорелся постройкой своей трассы с учетом всего когда-то увиденного: продуманную до мелочей, безопасную для спортсменов, имеющую достойный уровень и при этом достаточно зрелищную для болельщиков. Ведь мотокросс в Коврове всегда был вторым праздником после Нового года. На Ширину гору раньше съезжался весь Союз. Вот и хотелось сделать так, чтобы зрителю было интересно, чтобы люди отдыхали, в том числе и активно.

— Идеи и замыслы – это хорошо. Но ведь они требуют, в первую очередь, немалых материальных затрат…

— Конечно, материальная составляющая – основа начинания. С узким кругом моих единомышленников мы являемся фанатами дела, для нас самое главное – начать. Вот мы и начали с восстановления трассы в Глебово. Довольно быстро поняли, что местоположение ее не очень удачное: она находится вдалеке, при этом и хозяина у данного земельного участка нет. Последнее влечет за собой сложности в оформлении документов. Пришлось эту идею оставить. Вышли на восстановление трассы в Мелехово – пошла конкуренция. Считаю, это и хорошо, что так получилось: началось движение к возрождению.

Александр Меньшиков, генеральный директор агрофирмы «Заречье», предложил восстановить старую тренировочную трассу в районе деревни Ручей. Это человек, который сам ведет активный образ жизни и старается в него вовлекать других, ему очень нравится мотокросс. Безмерно ему благодарен за ту поддержку, которую он тогда нам оказал и продолжает оказывать до сих пор. Давно уже заметил: закрывается одна дверь – непременно найдется другая, которую можно открыть, обязательно встретятся люди, которые поддержат все твои начинания.

И вот приехали посмотреть трассу для начала. Как профессионал, я мыслю перспективно, поэтому сразу отметил для себя неудачное для проведения официальных соревнований по мотокроссу расположение, вызывала вопросы и сомнения также безопасность спортсменов и зрителей во время выступлений… Место больше подходило для тренировок, а не для заездов. И тут я в буквальном смысле «углядел» поле, находящееся перед осматриваемым местом. На нем когда-то паслись коровы, и вот оно-то подходило под трассу гораздо лучше, чем предлагаемый объект. Решил пробовать строить задуманное там.

В 2020 году после согласования размеров и площади, которую можем использовать, приступили к разработке. Заняло это больше месяца. Сначала все воплотил в схеме, дальше ее поэтапно реализовал. Я ставил перед собой цель, добивался ее, а дальше… ставил другую. У спортсменов данное качество развито хорошо.

— Сложно ли построить трассу для мотокросса?

— Непросто. Если кто-то хочет оценить степень, может попробовать это сделать сам. Только кажется: чего там делать – просто насыпь бугорок. На самом деле усилий прикладываешь очень много: рассчитываешь на два ковша для бугорка, а уходит 25. Работа очень кропотливая. При этом строили элементы, и я же сам их параллельно пробовал, по возможности сразу дорабатывал.

Несмотря на очень существенную поддержку Александра Юрьевича с погрузчиками и тракторами, пришлось, конечно, вкладываться материально и самому. Понимал: чтобы люди обратили на тебя внимание, надо себя зарекомендовать, показать серьезность намерений и хоть какой-то промежуточный результат, а потом уже и с предложениями к спонсорам выходить.

Построил часть трассы, меня взяли на работу в районный ДК. Огромную благодарность хочу выразить Вячеславу Скороходову, главе администрации Ковровского района, и Ольге Голод, начальнику управления культуры, молодежной политики и туризма. Вячеслав Валентинович мало того, что положительно воспринял все мои начинания, он не скупится на пополнение парка мотоциклов – регулярно старается делать нам подарки в виде новой мототехники. Ольга Васильевна меня в свое время встретила радушно, выслушала, поддержала мои идеи. Они провели огромную работу, результаты которой можно видеть сейчас, они дали жизнь моим идеям. Как итог – в чистом поле за три года появилась трасса, два года назад она стала сертифицированной и на данный момент пользуется популярностью у спортсменов высокого уровня. Общая ее протяженность – 1800 метров.

Хочу отметить, что строительство пришлось на 2020-й пандемийный год. Так вот мне эти изоляции и ограничения сыграли даже на руку: все сидели по домам, а я спокойно строил трассу. Сначала соревнований не было, все стояло на паузе, я целыми днями пропадал на строительстве, параллельно тренировал ребят, пробовал трассу. Когда дали послабление, вернулись к проведению официальных соревнований. В это же время выступил на двух финальных этапах Чемпионата России: в Краснодарском крае и у нас, в Коврове, на стадионе «Мотодром».

— Сколько групп вы сейчас ведете, каков возраст спортсменов?

— Возраст от 6 лет и почти до 40. Есть даже 60-летний. Как говорится – и стар, и млад. В основном занимаюсь с детьми, конечно. Это наша надежда на будущие победы.

Сейчас, в каникулы, занимается одна группа, в учебное время – есть утренние занятия, есть вечерние – это зависит и от смен в школах. Есть ребята, с которыми работаем на профессиональный результат, на будущее. Есть группа любительского уровня.

Мотоспорт – сложный вид, в нем задействуются практически все группы мышц. Заезд длится 30 минут, а пульс к концу доходит до 180! Нужна очень хорошая физическая подготовка, поэтому ей уделяем много внимания. Бег, растяжка, упражнения в спортзале для укрепления мышц и связок… Мы не только катаемся, тренируемся, ребята при этом еще и мотоциклы сами обслуживают – это все-таки технический вид спорта. Все это вырабатывает умение работать руками и при этом соображать. Основная задача мотоспорта – максимальное вовлечение детей и подростков в систему спортивной подготовки по мотоциклетному спорту, развитие физических качеств, волевых, морально-эстетических качеств личности и формирование потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни.

— Владислав, что нужно, чтобы попасть в вашу команду?

— Прийти к нам и выразить активное желание заниматься данным видом спорта. Но просто попробовать, как можно в других видах, здесь вряд ли получится. Вся прелесть мотокросса раскрывается только в прохождении всего процесса: от обучения начальной езды на мотоцикле до выработки технических навыков и управления на скорости в экстремальных условиях. Для начала же ребенок элементарно должен уметь ездить на велосипеде, а дальше… Все зависит от его желания и родителей. Я этот вид спорта называю «родительским» — им тоже придется быть вовлеченными в процесс постоянно.

— Где вы храните мотоциклы?

— Опять же Александр Меньшиков отдал нам в свое время бывшее картофелехранилище, где мы сделали ремонт своими руками и при поддержке главы администрации Ковровского района Вячеслава Скороходова.

— К вам со своими мотоциклами в секцию надо приходить?

— У нас есть мотоциклы, подаренные администрацией Ковровского района, но на них ездят те, кто занимается постоянно и представляет район на Всероссийских соревнованиях. Просто покататься на них мы, конечно, не даем. У нас имеется питбайк, на котором могут пробовать заниматься начинающие подростки, в планах приобрести еще один — для самых маленьких.

Можно ведь начинать на детских китайских мотоциклах, они достаточно демократичны по цене. Приходят чаще всего со своими «конями». Если я вижу хорошие результаты, ищу пути обеспечения спортсмена достойным мотоциклом. Ко всему прочему, нужно любить машину, беречь ее.

— Мотоциклы обладают своими характерами?

— Безусловно! Достаточно проехать на разных машинах одной серии выпуска, сразу чувствуешь разницу. А вот несовместимости человека с мотоциклом не существует, бывает, что человек не готов к технике езды – мотоцикл для него может оказаться слишком мощным. Надо всегда начинать с малокубатурной техники – она не требует большого опыта и усилий при управлении.

— Девочки в ваш вид спорта приходят?

— Да, бывает. Есть девочки, которые ездят увереннее, быстрее и техничнее мальчиков. Я — «за», но под чутким руководством тренера. Если изначально заложить неправильную технику управления мотоциклом, «выбить» это потом очень трудно. Часто получается, что мотоцикл управляет тобой, а не ты им. А должно быть наоборот.

— Какие качества характера формирует мотокросс?

— Целеустремленность, упорство, отсутствие страха перед трудностями, умение находить силы преодолевать препятствия, трудолюбие. А еще – выносливость: ты должен уметь в жизни от чего-то отказаться для достижения заданной планки.

С малого возраста спортсмен борется с соперниками даже на тренировках, у него появляется цель, формируются лидерские качества. Это очень помогает и в обычной жизни. Своим воспитанникам я пропагандирую и основы ЗОЖ, и нюансы питания перед соревнованиями и в день их проведения. Все это проверено на собственном опыте. И при этом я не только тренер, но и действующий спортсмен: дети видят, как я тренируюсь и иду к собственным победам. Думаю, это хороший пример, а все лучшее из наработанного для себя передаю им.

Радует, что есть поддержка спорта, а значит, и его будущее. Это говорит о том, что все только начинается. В том числе и для мотокросса!

Татьяна ПЕВЦОВА.

Фото предоставлены Владиславом БАРСУКОВЫМ.

0 комментарий
1

Вам может понравиться