Региональные медицина и образование, ремонт дорог и повышение качества работы общественного транспорта, уборка улиц и борьба с дефицитом кадров – вот только несколько тем, которые поднимались на встрече губернатора с журналистами, состоявшейся 15 марта в областной научной библиотеке. Встреча продолжалась почти три часа…
Первая в этом году пресс-конференция Александра Авдеева началась с… беседы о погоде. Но это не было обычной светской любезностью, и тему погоды глава региона затронул не просто так. В череде проблем, которые сейчас более всего заботят как правительство области, так и власть на местах, подготовка к паводковому периоду.
— В этом году паводок ожидается серьезный. Для понимания ситуации: пропитанность снега водой в 2,8 раза выше нормы, — пояснил губернатор. — В зоне подтопления порядка 24 населенных пунктов, в них проживают почти четыре тысячи человек. Есть в этой зоне и объекты критической инфраструктуры, в том числе станции и линии электропередач, низководные мосты, ряд предприятий… В эти дни проводятся командно-штабные учения по линии ГОиЧС. Наша задача в ближайшую неделю проверить техническую готовность, в частности работу помп, провести инструктажи персонала, ревизию насосного и другого оборудования, запасов бетонных изделий и мешков с песком, слаженность работы всех соответствующих служб в муниципальных образованиях. В общем, ближайшие недели нас ждет напряженная работа, чтобы предвосхитить последствия, которые потом устранить будет сложно. В районах, которые традиционно «отрезаются» паводком, проводим работу с жителями: это и досрочная выплата зарплат и пенсий, и завоз продуктов, и контроль за доступом к тем участкам, которые затапливает с одной стороны.
Если в прошлом году паводковый период стартовал 11 апреля, то в этом году ожидаем чуть раньше, числа 9-го, подчеркнул глава региона. И после «погодного» вступления перешел к коммунальным проблемам.
Одна из самых очевидных сейчас – уборка территорий.
— По итогам прошлогодней зимы на региональном уровне работу коммунальщиков мы решили усилить. Закупили большое количество техники (76 единиц), и это действительно помогло нам спокойно пережить эту зиму на региональных дорогах, — заметил Александр Авдеев.- Количество аварий и проблем уменьшилось, чего не скажешь о федеральной трассе. По итогам уже этой зимы будем усиливать работу в муниципалитетах. Те, что озадачились проблемой уборки в прошлом году, например: Ковров, Александровский район, нарастившие наличие собственной техники, — более спокойно справились со снежной зимой. Но, к сожалению, не все подошли так к данному вопросу. Поэтому задача на текущий год – поиск персонала и приобретение техники как малой, так и крупной – без чего привести территории в порядок во время снегопада нельзя.
Еще одной приоритетной задачей Александр Авдеев назвал состояние федеральной дорожной сети. Оно — мягко говоря, заметил губернатор — оставляет желать лучшего.
— Если бы в таком состоянии оказалась какая-либо муниципальная дорога, точно вам говорю, какой-нибудь глава муниципалитета бы сел, — подчеркнул глава региона.
С федералами работать сложнее, и тем не менее работа ведется. В тот же день уже после пресс-конференции Александр Авдеев анонсировал совещание, на котором в числе других планировалось разобрать и ремонт федеральной трассы М 7. Как позже он сообщил в соцсетях: «В прошлом году в Покрове Петушинского района мы были вынуждены временно приостановить ремонтные работы на трассе, так как из-за пробок на этом участке сложилась напряженная обстановка. По М 7 проходил маршрут доставки грузов, необходимых для строительства М 12. Сегодня представители Росавтодора подтвердили намерения возобновить плановый ремонт в начале апреля – как установятся положительные температуры. До этого на трассе пройдут точечные работы по устранению дефектов».
Однако вернемся к пресс-конференции. Не менее злободневная тема – общественный транспорт — по сути, она тесно связана с предыдущими.
— По итогам работы общественного транспорта в прошлом году опять же были сделаны выводы, — подчеркнул губернатор. — В приоритете — муниципальные перевозки в районах. В этом году из районов вопросов практически нет. Мы приобрели и закрепили за ними несколько десятков автобусов, восстановили районную сеть. В этом году вторым приоритетом будет Владимир. Но и про муниципалитеты не забываем, в частности планируем закупать технику для Коврова, для районных ПАТП. Также есть тема инфраструктурных бюджетных кредитов, внимание на ней в своем послании акцентировал президент. 50 млрд рублей было выделено на закупку конкретно общественного транспорта. Планируем обновить парк троллейбусов: 20-30 единиц для Владимира, 15 единиц – для Коврова.
Далее журналисты со всех уголков области получили возможность задать главе региона вопросы. Одним из первых был поднят «медицинский». В частности, по работе станции скорой помощи во Владимире. Выяснилась интересная ситуация, она затрагивает и районы. Какое-то время назад, пояснил губернатор, в работе этой организации наблюдался провал, и, чтобы ситуацию поправить, чиновники от медицины приняли меры.
— Благодаря усилиям департамента (сейчас – министерства. Прим. автора), зарплата на станции владимирской скорой помощи выросла (минимальная — 66 тыс. руб., максимальная – 155 тыс. руб.), людей и машин стало больше. В чем проблема? В том, что департамент перестарался. Резкое увеличение зарплаты врачей во Владимире привело к оттоку кадров из ближайших районов – Суздаля, Судогды, Петушков. Получается, здесь нарастили, там упустили, теперь приходится выравнивать показатели. Сейчас задача — укрепить те районы, из которых врачи перешли на бОльшую зарплату в областной центр.
Что касается кадров, то в мае в медколледжах пройдет новый выпуск фельдшеров. С выпускниками проводят работу, чтобы закрепить их как специалистов там, где на сегодня есть кадровый дефицит. По созданию медицинского факультета филиала Приволжского медицинского университета – все в графике. Устав факультета зарегистрирован, лицензию планируем получить в первых числах июня, 20-го июня на медфакультет будет объявлен набор: 100 мест бюджетных и 70 – внебюджетных. Плюс 100 человек ординаторов, кто уже отучился в Иванове и Нижнем Новгороде.
– Цифры даже выше, чем мы ожидали! – признался Александр Авдеев. — По общежитиям – на первые два года есть 50 мест на базе общежития ВлГУ и ссузов, далее за несколько лет планируем увеличить количество мест до трехсот.
Были вопросы про новый мост через Клязьму, который собираются строить в областном центре. Но это еще нескоро, только на разработку проекта закладывается от трех до пяти лет. Говорили и про образование, в том числе про объявленный Год педагога и наставника. Александр Авдеев высказал свое мнение:
— Мы наблюдаем возвращение воспитания в школы. 140 специалистов в этом направлении будут обучены дополнительно. Но надо себе отдавать отчет: то, что долго разрушалось и изживалось, сразу не восстановишь. Вы видите, как часто сегодня конфликты между учителями и учениками не только выливаются в интернет, но и приводят к сложным отношениям, вплоть до судебного разбирательства. Здесь требуется особенное внимание. Но я абсолютно поддерживаю позицию, что учитель должен быть защищен от неадекватного поведения учеников – понятно, что не все они белые и пушистые. И в то же время поведение учителя должно быть на высшем уровне, без срывов, скандалов, уважительным по отношению к ученикам. В целом, по позиции федерального министерства внимание к педагогам, к наставникам будет повышенное. Не знаю, как это скажется на их доходах и материальном достатке, но то, что защита учителя, а также его поощрение как наставника, как воспитателя будет расширяться и развиваться, это точно. Считаю эти вопросы чрезвычайно важными, и очень хорошо, что к ним, наконец, подступились.
В продолжение темы городского маршрутного транспорта представители СМИ спросили мнение главы региона и по другому вопросу: следует ли во Владимирской области «отпустить» тариф, как этого требуют перевозчики. То есть сделать так, чтобы он был экономически обоснован. Александр Александрович и тут выразил однозначное мнение. Но для начала предложил провести опрос: как на такое предложение перевозчиков отреагируют потребители? Через небольшой промежуток времени выяснилось, большинство жителей областного центра «отпускать» тариф совсем не готовы.
— Сначала надо продемонстрировать улучшение качества оказываемой услуги: по состоянию техники, по работе водителей, по соблюдению расписания, а уже потом выходить к потребителям и доказывать, что «оно того стоит». Именно так мы и будем действовать. Добиваться улучшения качества.
Также Александр Авдеев отметил, что он выступает за разумное сочетание частного и государственного в этом вопросе.
-Те, кто готов обновлять транспорт, работать на условиях заключенных с муниципалитетами договоров, пожалуйста, пусть работают. Но если вдруг частники начнут, так сказать, муниципалитетам «выкручивать руки», отказываться выходить на маршрутные линии по каким-то причинам, разговор будет совершенно другой. Но надо, чтобы возможности госперевозчиков позволяли в такой ситуации подстраховать.
В целом губернатору задали около трех десятков вопросов. Большинство из них касались Владимира. Но и наши пенаты прозвучали во время пресс-конференции тоже не раз.
— Новый ФОК в Коврове построили, ремонт Павловского моста идет опережающими темпами, но при этом есть проблема со злополучным акушерским корпусом, который «уходит» сегодня с подрядчиком в уголовное дело. Приоритет для Коврова в этом году – усиление ЖКХ — уборка города сильно отстает даже от Владимира, тем более от Мурома, – сказал губернатор. Сообщил, что по утвержденной программе на 2023-24-й гг. город получит 250 млн рублей на ремонт теплосетей. А также ответил на вопрос, как регион помогает решать проблему кадрового голода на предприятиях ОПК.
-Дефицит действительно есть, этот вопрос мы не раз обсуждали и с Советом директоров, и с Советом молодых ученых, и с руководителем Ростеха Сергеем Чемезовым. С ним мы проговаривали возможность предоставления ипотеки для сотрудников Ростеха. Основная задача, которую надо решать в ближайшие годы, наращивание темпов строительства жилья и помощь застройщикам, чтобы быстрее выходили на строительные площадки. Например, в ближайшие годы в Коврове нужно вложить в инфраструктуру 550 млн рублей. Эти деньги как раз пойдут на троллейбусы, то есть на обновление транспортной инфраструктуры, на реконструкцию сетей водоотведения, на строительство дороги в микрорайоне Славный, который развивается. Это все потенциал для привлечения новых жителей и для возможности закрепления кадров, особенно если предприятие будет помогать платить ипотечные взносы. Есть ряд других проектов, в которые нужно вкладываться. Плюс каждое ковровское предприятие активно работает с учебными заведениями, чтобы «цеплять» кадры на ранней стадии. Вся наша система работы с вузами, ссузами построена так, чтобы выпускники оставались в родных городах. Конечно, когда идет всплеск оборонзаказа, быстро дефицит не восполнишь, но это и задача для повышения производительности труда внутри предприятия – за счет изменения технологических процессов, внутренней логистики и т. д. С главой Ростеха мы договорились взаимодействовать, чтобы все-таки выйти на программу Ростех-ипотека.
Задан был главе региона также вопрос по ремонту школ и детских садов. Он ответил, что область, к сожалению, «проспала» в 2020-м году возможность участвовать в соответствующей федеральной программе, а могла бы отремонтировать не менее 50 школ.
— Но, слава Богу, президент с 2025 года пообещал сделать программу ремонта школ перманентной. Так что опоздавших подать заявку с 2025 года ремонтировать будем. Надеюсь, дело дойдет и до детских садов, идеи такие есть.
В поселке Достижение Ковровского района — своя проблема. Жители поселка уже не один год просят построить им тротуар. Дело в том, что населенный пункт делит пополам областная дорога Глебово-Крестниково-Сарыево-«Волга».Тротуара нет, движение интенсивное, вдоль дороги сконцентрировано много социальных объектов: детский сад, школа, ДК, амбулатория, магазины. Глава региона вопрос взял на карандаш и пообещал проверить, какие поручения были даны непосредственно после обращения жителей. А после этого уже даст по заданному корреспондентом «ЗТ» вопросу конкретный ответ.
Еще одной темой, которой обеспокоились на этот раз областные СМИ, стал Доброград. Поселку выделен инфраструктурный кредит в размере 3,9 млрд рублей. Будет ли Доброград развиваться, будут ли достигнуты целевые показатели, не придется ли области возвращать в федеральный бюджет эти деньги? Беспокойство журналистов понятно – деньги большие, но глава региона ясно дал всем понять, что считает Доброград самым выгодным проектом во Владимирской области.
-Доброград – это проект роста. Средства, которые туда привлечены со стороны государства, должны вернуться нам в течение 15 лет и не менее, чем 15 млрд дохода. Конечно, объективные сложности есть. Мы храбримся, что санкции на нас не подействовали. К сожалению, подействовали: например, оборудование сложное долго идет, инвестиционная составляющая «зашаталась». С другой стороны, появляются новые ниши для импортозамещения, новые контракты. Съездите, посмотрите. Сейчас там строятся три предприятия, несмотря даже на то, что зима. В следующем году планируется сдать 50 тысяч кв. м жилья. Но нас волнует даже не жилье в чистом виде, а рабочие места и налоги, которые будем получать. Так вот, даже со смещением на год или два более выгодного проекта в области пока нет.
В завершение о теме, которая красной нитью проходила в течение всей пресс-конференции и является сейчас, несомненно, важнейшей для россиян – проведения СВО. Глава региона пообещал материально поддержать владимирских добровольцев, которые обучают специалистов работе с дронами.
— Однозначно поддержим. Мы сами сейчас нуждаемся в том, чтобы нарастить квалификацию наших сотрудников как по части работы с беспилотными летательными аппаратами, так и специалистов по противодроновой защите. Сами приобретаем противодроновые ружья, системы контроля за периметром для охраны объектов критической инфраструктуры. Да, мы тыловая зона, но провокации и диверсии у нас тоже возможны, — подчеркнул губернатор. Рассказал также о том, что область делает для помощи участникам СВО, в частности, какую продукцию наши предприятия производят для нужд спецоперации, кроме вооружения.
-Вы обратили внимание, что вопросов о нехватке чего бы то ни было сейчас практически нет? А все потому, что промышленность наша подстроилась. И мы помогаем, каждую неделю отправляем грузы, и в целом Министерство обороны наладило заказы необходимой продукции. Для примера, в Киржаче сейчас выпускают отличные спальники, в Петушках и Владимире – военную форму, в Меленках – сапоги, берцы – во Мстере. Сети маскировочные плетутся как организованно, так и в частном порядке. Работа налажена по всей области.
Среди прочих был задан вопрос: почему Владимирская область отправляет бригады врачей и коммунальную технику подшефному городу Докучаевску, когда этих специалистов и ресурсов ей самой не хватает. На что губернатор ответил так:
-Русские своих не бросают. Мы не отнимаем последнее ни у областного бюджета, ни у городского или районного. У нас не принято закрывать дверь перед теми, кто обращается к нам за помощью. Это было бы неправильно и с точки зрения российской истории, и с точки зрения нынешней ситуации. Я знаю об этих комментариях в соцсетях… Не приписывайте людям, которые это пишут, мнение огромного количества жителей области, которые помогают от всей души. Именно они составляют объективную картину, а не та кучка, которая по каким-то причинам не смогла уехать в Турцию или Грузию. А может быть, и уехали, и пишут оттуда. В любом случае их мнение для нас – не ориентир.
Инна БУЛАТОВА.
Фото пресс-службы ПВО.