2022-й год выдался непростым, и он подходит к завершению. Губернатор региона 33 Александр Авдеев 29 ноября собрал журналистов на пресс-конференцию, чтобы подвести промежуточные итоги. Говорить начал с главного…
— Основные новости, которые волнуют сегодня общество, связаны с мобилизацией и проведением СВО. В нашей работе, и в моей лично тоже, они занимают значительную часть времени, поскольку требуют широкой координации и взаимодействия с разными структурами, — подчеркнул губернатор Александр Авдеев. – Мы поддерживаем связь с нашими мобилизованными — насколько это возможно, с их родными. Стараемся постоянно с ними встречаться. И, конечно, оказываем помощь, какую только можем, всей нашей Владимирской губернией. Это помимо военного снабжения.
Александр Авдеев отметил, что основная часть мобилизованных из Владимирской области направлена в ЛНР и в дополнительные центры обучения, часть — в Белоруссию.
— Могу сказать, что ситуация непростая, – сообщил губернатор, недавно побывавший в зоне проведения СВО, говоря о доставке гуманитарной помощи для воюющих на Украине. То, что можно быстро доставить на тыловые позиции, часто нельзя также быстро доставить на передовую – на это уходят дни, иногда и недели. Поэтому находимся в постоянном диалоге с родственниками мобилизованных, объясняем ситуацию.
Тесно работаем и с общественными организациями, очень им благодарен. Мы встречались, наверное, с сотней предпринимателей, которые участвуют в сборе помощи: от гуманитарной — на уровне сухпайков — до закупки дорогостоящей техники.
Общаемся с инициаторами подобных общественных начинаний, в частности с Диной Бубновой, которая занимается координацией большого числа людей, лично доставляет в зону проведения СВО гуманитарную помощь.
Конечно, и тема-то непростая – в море разных источников информации, в том числе не совсем достоверной, люди мечутся кто куда, пытаясь понять, где правда, а где — нет. Чтобы часть подобных вопросов снять, Александр Авдеев и решил отправиться в зону проведения СВО — все проверить.
Чтобы журналисты могли увидеть «картинку», губернатор дал им ссылку на телеграм-канал СВОи33 владимирского добровольца Романа Боровкова, вызвавшегося поехать в зону СВО военкором.
— К сожалению, есть у нас скорбный счет, – перешел Александр Авдеев к теме потерь. – По официальным данным Министерства обороны, из числа наших мобилизованных подтвержден один погибший, но я точно знаю, как минимум, о четырех. Еще по нескольким людям проходит проверка. Но это не десятки, не сотни людей, как пишут, чтобы посеять панику. Именно для того, чтобы иметь подтвержденные данные, я и ездил на передовую, в Министерство обороны. Порядка 20-23 человек – точно знаем, в каких госпиталях находятся.
Что касается попавших в плен… Суммарно из числа контрактников и добровольцев – это порядка 15 человек. То, что мы об этом не говорим каждый день, не значит, что работа по ним не ведется. Но любая неправильно истолкованная или поданная информация может помешать процессу обмена. За последний месяц, можно сказать, есть информация о троих обменянных, сейчас они проходят реабилитацию.
По остальным работа продолжается…
***
Подробно изложив информацию по главной теме, волнующей все население области, Александр Авдеев счел возможным перейти к другим вопросам. В основном они касались разных сфер хозяйственной деятельности: стройки, ремонты, дороги, коммунальные сети… Комментируя недавний разгул стихии, а также связанные с ним последствия — отключения электроэнергии в ряде юго-восточных районов области, глава региона отметил:
— Ледяной дождь действительно стал причиной большого количества отключений, но если бы мы не проводили «работу над ошибками» в течение года, не заставили бы «Владимирэнерго» ускоренными темпами менять обычные провода на СИП (самонесущий изолированный провод), делать просеки, то масштаб стихии был бы иной. Сегодня отключенных абонентов – около восьми тысяч. В конце прошлого – начале нынешнего года из-за снегопадов и большого количества упавших деревьев эта цифра по области доходила до сотни тысяч человек. Да, отдельные слабые деревья со второй-третьей линии падали, но в первые сутки было устранено 80% аварий.
Что было сделано за отчетный период? Если раньше в год на СИП менялось не более 140 км проводов, то в 2022-м – 480 км. Если раньше расчищали не более 17 га просек, то в этом году – 390 га. Все ли мы сделали? Ни ругать, ни хвалить по этому поводу не хочу — можно было по тем же просекам отработать и быстрее. Но объективности ради хочу сказать, если бы эта работа проведена не была, мы получили бы все те же 100 тысяч отключенных абонентов. Что делать сейчас? С учетом того, что какие-то районы дождь не затронул, надо проверить просеки, предотвратить падение отдельных оставшихся без поддержки деревьев, то есть убрать их, не дожидаясь следующего снегопада. Такую работу проводим в настоящее время с главами администраций, с «Владимирэнерго».
В целом же, в этом направлении проведена большая работа, чувствуем результаты, но надо ее продолжать.
***
— Александр Александрович, скажется ли проведение СВО на финансировании программ в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Суздаля? Торжество готовится даже не областного, Всероссийского масштаба. Скорее всего, и многие ковровчане захотят в 2024-м году участвовать в праздничных мероприятиях.
Глава региона ответил так:
— Объем средств, которые мы в первую очередь направили на благоустройство, на создание комфортной среды, для обновления зеленых насаждений, совершенствования системы уборки и вывоза мусора, для организации новых пространств, ремонт исторических зданий – не меняется. Инвестиции в Суздаль в этом году составили порядка 900 млн рублей – это дороги, мосты, тротуары. На следующий год на разных уровнях заложено 1,9 млрд рублей – это два моста, очистные сооружения, ливневая канализация, тротуары, дорожки, освещение… Также не меняется и план событийного календаря – надеюсь, спецоперация к тому времени завершится. Не буду сейчас раскрывать все планы…
***
Интересовала журналистов и ситуация с завершением строительства инфекционного госпиталя при Областной клинической больнице. Пандемия доказала: объект очень важный.
— Не стану отрицать, этот год – очень тяжелый с точки зрения выполнения крупных инвестиционных проектов. Рост процентных ставок, подорожание, нарушение логистики экспортно-импортных поставок – все это потребовало пересчитывать стоимость уже реализуемых проектов. Тем не менее, строительная готовность инфекционного госпиталя на конец года реально будет 95-98%. Там завершается отделка на каждом этаже, монтируется медицинское оборудование. Но в силу задержки отдельных комплектующих в декабре начнется только пуско-наладка объекта, хотя мы планировали начать ее еще в октябре. В целом подрядчик справляется с ситуацией. Не хочу озвучивать цифры, но надеюсь, что первых пациентов госпиталь примет в первом – в начале второго квартала 2023 года.
***
Что же касается восстановления после пожара Владимирского областного драматического театра – тоже крупный и значимый для всего региона объект – есть задержки по поставкам стекла.
— Тем не менее, в ноябре подрядчик должен был приступить к замене остекления, но почему-то решил эти работы перенести, — рассказал Александр Авдеев. — Я категорически против, считаю, что надо сейчас напрячься и это сделать. И зимой спокойно заняться внутренними работам. Пока все идет по графику. Есть сложности с поставкой импортного сценического оборудования – к сожалению, в нашей стране такого не делают. Предзаказ сделан, но ждать придется от 6 до 9 месяцев.
***
Серьезная проблема, особенно в сельской местности, капитальный ремонт двухэтажных домов. Собираемость средств у них маленькая – из-за небольшого количества жильцов. Так, в Ковровском районе более чем в 70 домах работы по капитальному ремонту – одному или нескольким видам – уже просрочены. Проблему надо как-то решать.
Вот что по этому поводу сказал Александр Авдеев:
— Да, действительно, дом собирает в год, допустим, 50 тысяч рублей, а ремонт даже небольшой стоит 500 тысяч или миллион. Откуда этот миллион взять? Снять с девятиэтажки какой-нибудь? Но там тоже люди просят лифт поменять, крышу починить. Несправедливо. Плюс к этому, если дом в аварийном или предаварийном состоянии, то смысл вообще вкладывать в него деньги? Поэтому подход вижу таким: необходим не капитальный, а поддерживающий ремонт, чтобы у людей было безопасное проживание, и думать, как войти в локальную программу реновации. То есть искать возможности переселения граждан.
— А если дом еще крепкий, не предаварийный?
— Тогда жители должны за него бороться, самостоятельно поддерживать его в нормативном состоянии. Для любого собственника — это обязанность. У жителей, например, есть возможность увеличивать платежи, платить, например, не 10 рублей с квадратного метра, а больше. Или самостоятельно собирать средства. В городе администрация должна стимулировать строительство жилья, разные программы по расселению. В районе — да, ситуация сложнее. И областное участие будет там, скорее всего, основным. Но опять-таки какой-то элемент несправедливости есть – в таком случае происходит перетекание средств. За счет более-менее хороших домов ремонтируются не очень хорошие. Стараемся находить разумный компромисс, получая поддержку из областного бюджета…
***
— Александр Александрович, когда в Коврове наконец откроют акушерский корпус? Это событие было запланировано еще на 21 сентября…
— Здесь все та же история с переоценкой, подорожанием материалов. Завершил бы подрядчик работы в прошлом году, с ним бы уже рассчитались, — ответил глава региона. — К настоящему моменту мы не оплатили более 400 млн рублей. То есть можно было бы заплатить все сразу, а потом нас бы еще год водили за нос, не сдавая объект. Но решение было принципиальное: 400 млн не заплатим, пока объект не сдадите «с иголочки». А то часто бывает: деньги заплачены, а потом бегаешь за подрядчиком, дабы он устранял свои недоделки. Есть надежда, что объект будет сдан в ближайшее время.
На декабрь несколько объектов «падает»: Ставровский бассейн, ФОК и акушерский центр в Коврове. В общем, с трудом, но подрядчики работу вытягивают. С трудом, потому что, повторюсь, год непростой.
***
Дороги – всегда актуальный вопрос. Какие перспективы у области в этом плане?
— Если говорить про дороги муниципальные, — отметил Александр Авдеев, — то в нормативном состоянии из них только 25-30%, на остальных 70% — асфальт условный, мы все это знаем. Региональных дорог до нормативного состояния надо подтянуть 50%. Тратить деньги на городские улицы, где ходит общественный транспорт, или на сельские? Тратить надо и туда, и сюда. Поэтому по мере выделения средств в рамках Дорожного фонда, реализации Народной программы «Единой России», реализации программы «Безопасные и качественные дороги» потихоньку будем приводить в порядок ВСЕ дороги. Стоит ли ожидать, что это произойдет быстро? Нет! Ожидать, что мы своим решением профинансируем проектно-сметную документацию и как по мановению волшебной палочки появятся средства на ремонт? Тоже нет. Делать проектно-сметную документацию заранее смысла не вижу: пока будем искать деньги на сам ремонт, она обесценится. В прошлом году на дороги выделено 1,5-1,6 млд рублей, в этом году еще столько же, и на следующий пока снижения нет. Я уже поставил задачу – каждый год одну-две щебеночные дороги делать в асфальте. Конечно, это не 550 км проселочных дорог. Такого не будет. Рассчитываем по нагрузке: если по дороге в час (или в день) проезжает две-три машины, то, конечно, мы не будем на нее тратить деньги в первую очередь. Но если по дороге ходит школьный автобус или общественный транспорт, тогда да – такие будем асфальтировать, вот на это можно рассчитывать.
***
С обеспечением жителей региона льготными лекарствами ситуация в регионе стала налаживаться, заверил губернатор Александр Авдеев. Однако проблемы все-таки есть.
— Система не отработана, это правда. Поэтому мы сейчас «докручиваем» «РТ МИС» (Ростелеком – медицинская информационная система), которая прозрачно ведет регистр льготников. Также прозрачной становится и выписка лекарств: что находится на складе, что – в пункте выдачи и т. д. Потому что с чем сталкиваемся? Врач часто не знает – в силу разъединенной системы – какое лекарство есть, а какого нет. И выписывает то, что не закуплено. Мы должны пациента обеспечить льготным лекарством в течение месяца, а закупка длится, к примеру, два месяца. Если лекарство импортное — и дольше. Систему, конечно, надо докручивать — взаимодействия с лечащими врачами, с заведующими в больницах… С департаментом здравоохранения взаимодействие уже выстроилось. Хочу сказать: это кажется, что ничего не происходит — за последний год ситуация поменялась, и сильно. Но волну копившихся до 2021-го года проблем в 2022-м надо было сбить. В руководстве департамента сменилось несколько человек — это тоже дает результаты. Что нужно сделать еще? В области неудобный и маленький аптечный склад. В 2023 году мы должны подойти к обеспечению льготников, как в лучшей региональной практике, где есть простой и прозрачный учет: что в наличии есть, а чего нет. Чтобы к складу информационно имели доступ врачи из районных больниц, чтоб им было понятно, что выписывать — не выписывать, что в заявке, а что в остатке. Но проблем уже стало меньше, это однозначно.
***
В завершение двухчасового разговора с главой региона был поднят вопрос о наличии в области бомбоубежищ, их состоянии.
— Работу и в этом направлении проводим, подчеркнул губернатор. – Не все бомбоубежища, сохранившиеся с советского времени, пригодны. Но часть из них можно восстановить. Настоящие бомбоубежища подразумевают входные шлюзы, систему вентиляции, автономного питания и т. д. А есть еще временные укрытия – это подвалы – их у нас в достаточном количестве.
В настоящий момент все укрытия проходят ревизию, по итогам информация будет представлена. Но еще раз скажу: полноценных бомбоубежищ у нас немного. В советское время все они были привязаны к крупным заводам.
— И последний вопрос: в Сахалинской области администрация совместно с партией «Единая Россия» организует выезды матерей и жен мобилизованных в зону боевых действий. У нас такое возможно?
— Не рекомендую. Не надо этого делать! Небезопасно! Дезориентирует и дезорганизует работу и в тылу, и на приграничных территориях. Я не буду это поддерживать.
Софья КОРОЛЕНКО.
Фото пресс-службы администрации области.
P. S. Корреспондент «Знаменки» был единственным журналистом, представлявшим Ковров и Ковровский район на пресс-конференции. Местные вопросы прозвучали от представителя нашего издания.