Все началось со звонка в редакцию «Знаменки». Наша читательница предложила написать статью об очень интересном, на ее взгляд, человеке — Ирине Тепловой. Обратная связь с читателями всегда была важна для нашего издания, ведь мы придерживается правила: «Каждый человек нам интересен и дорог». А тут и в самом деле человек особенный: женщина-баянист, певчая в церковном хоре, мама троих, хотя — нет, уже четверых детей. На днях Ирина Владимировна родила лапочку-дочку — на радость мужу, который третий год проходит службу в зоне специальной военной операции.
С Ириной Тепловой мы встретились по месту ее основной работы в ДКиТ «Родина». До ответственного момента — четвертых родов — в ее жизни оставалось всего две недели, а она с баяном весом в восемь килограммов проводила репетиционные занятия в трех группах, записывала минусовые фонограммы, давала последние наставления тем, кто временно заменит ее во время декретного отпуска.
Самое интересное и непонятное — Ирина ни с одним из своих детей не была в декретном отпуске. Уже через месяц выходила на работу (заметьте, не получая денег) и возобновляла репетиции с коллективом. Скажете, безрассудство? Мы тоже так подумали сначала. Однако познакомившись с Ириной поближе поняли, что она – особенный человек, которого «аршином общим не измерить». Она обладает внутренним светом, внутренней сутью, невидимой для других, но определяющей каждое ее действие и каждую мысль.
Ирина Владимировна родом из Киржача. Музыкой в детстве не бредила и о музыкальном образовании не помышляла. Несмотря на то, что ее отец, по профессии строитель, играл в любительской рок-группе и выступал с концертами. Возможно, в дочери он мечтал увидеть свое продолжение, поэтому однажды привел Ирину в музыкальную школу. Когда стали выбирать инструменты, Ирина растерялась: «Каждый по-своему хорош, как в семь лет можно сделать правильный выбор?». Выручил преподаватель Александр Викторович Софронов: он начал играть на баяне и увлеченно рассказывать о достоинствах инструмента. Отец и говорит: «Давай, Ира, мы тебя на баян запишем, его проще купить, чем фортепиано!». «Ну, давай!» — согласилась Ирочка.
После окончания музыкальной школы Ирина не планировала продолжать образование. Поступить в музыкальное училище убедил педагог, расписав все плюсы и радости будущей профессии. Не зря же говорят, что все идет от учителя. В музыкальном училище на отделении народных инструментов она познакомилась с Сергеем Чабриковым. Молодые люди стали встречаться, а после получения диплома Ирина приехала к нему в Ковров.
Общаться с Ириной очень приятно: у нее грамотная речь, открытый чистый взгляд и бесхитростное повествование о довольно непростой женской судьбе. По ее откровенному признанию, отношения с Сергеем в итоге не сложились. Но сохранилась благодарность за то, что он принял искреннее участие в ее жизни. Именно Сергей помог ей устроиться в музыкальную школу № 1 по классу баяна, где когда-то учился сам. Благодаря рекомендациям Сергея, Ирину взяли совместителем в аккомпанирующую группу народного ансамбля песни и танца «У околицы», где он был руководителем. Она перешла на полную ставку, когда Сергея призвали в армию.
В это время между молодыми людьми и случился разлад, подробности которого нам знать необязательно. Добавим лишь, что Ирина закрепилась в коллективе, а Сергей, получив высшее образование в КГТА, устроился на одно из оборонных предприятий города, оставшись в ансамбле на полставки – «для души».
К слову, я никогда не понимала, как можно извлекать звуки из баяна, ориентируясь только на тактильные ощущения. Мне было удивительно, как моя героиня — небольшого росточка, изящная, хрупкая женщина — виртуозно справляется с мужским, на мой взгляд, инструментом. Можно бесконечно смотреть на то, как Ирина играет на баяне, как ее пальчики легко порхают по кнопкам, словно бабочки в саду.
По мнению преподавателя музыкальной школы по классу баяна Ирины Гольман, ее бывшая коллега Ирина Теплова — профессиональный музыкант, добрый и отзывчивый человек. Еще будучи студенткой музыкального училища, Ирина безотказно участвовала в концертах в составе оркестра баянистов и оркестра народных инструментов. Она и сейчас продолжает это делать по мере возможности. Не все исполнители могут быть педагогами, а Ирине Владимировне это тоже оказалось по плечу. Преподавателем по классу баяна она проработала десять лет, пока не пришлось сделать выбор: музыкальная школа или ДКиТ «Родина».
«Появилась семья, и стало тяжело совмещать две масштабные профессии. Я сделала выбор в пользу народного ансамбля песни и танца «У околицы», работа в котором казалась мне более творческой и интересной», — поделилась Ирина.
Жизнь прожить – не поле перейти, говорится в известной поговорке. Были моменты, когда моей героине хотелось уехать из Коврова. Вопрос – куда? Мама погибла, у отца появилась другая семья. Годы уходили, а личное счастье задерживалось. Наверное, судьбой было предначертано Ирине встретить Андрея. Она знала, что у будущего мужа есть сын от первого брака. Да разве это препятствие для создания крепкой, дружной семьи? Тем более что десятилетний Влад с первых дней знакомства привязался к ней, стал называть мамой.
Так и жили. Глава семьи работал в компании «Аскона», Ирина – в ДКиТ «Родина». Старший Влад учился в общеобразовательной и музыкальной школе, в свободное от занятий время помогал по дому, заботился о младшем Андрюше, а затем и Лизе. Когда они подросли – провожал их на занятия в кружки, учил с ними уроки.
Всякое бывало в семье, как и в любой другой. От необдуманных поступков удерживали дети, которых Ирина любит больше жизни. Вырос и повзрослел старший сын, сегодня он учится в военной академии и с нетерпением ждет очередных каникул, чтобы встретиться с родными людьми. 11-летний Андрей, кроме общеобразовательной школы, получает музыкальное образование по классу баяна, занимается в старшей группе ансамбля «У околицы», не скрывая, что делает это ради мамы. Ирина Владимировна не давит на сына, понимает: у современных подростков сейчас другие интересы, нежели занятия народным творчеством. 8-летняя Лиза тоже поет в ансамбле, посещает музыкальную школу, где берет уроки вокала у Марины Липовцевой. Любит рисовать, мастерить поделки. Что примечательно: младшие Тепловы – самостоятельные дети и мамины помощники. Умеют и дома прибраться, и нехитрую еду себе приготовить, если мама устала. Короче говоря, в семье царит полная гармония.
Пять лет назад в трудовой деятельности Ирины произошли изменения. Ушел из жизни основатель и руководитель народного ансамбля песни и танца «У околицы» Александр Косарецкий, и ей предложили должность хормейстера коллектива. Решение оказалось непростым, поскольку у Ирины не было опыта работы в этом направлении. Занятия в академическом хоре Владимирского пединститута, где она заочно училась на музыкальном факультете, и полученная по окончании специальность «Учитель музыки в школе» были далеки от того, чем она занималась в народном ансамбле. Единственное, что перевешивало чашу весов: в коллективе ее знают, специфика работы ей известна, репертуар народного ансамбля наработан. Вместе с «Иванычем» они неоднократно разучивали и расписывали хоровые партии, а сам руководитель за время совместной работы успел передать ей накопленный опыт.
— Я не могла не поддержать коллектив, в котором проработала 20 лет, — объяснила Ирина свое решение. — Найти замену Александру Ивановичу было практически невозможно, а отсутствие постоянного руководителя и регулярных занятий могло привести к распаду ансамбля.
— Как к новым обязанностям отнеслись дома?
— Муж был против такой нагрузки. Но я достаточно целеустремленный человек, привыкший справляться со всеми трудностями. Где-то упрямая. Если что-то решила, буду делать. Беременность – не преграда. Планирую выйти на работу через месяц после рождения малышки. Пока только на репетиции. Не бросаю детей. Три раза в неделю по два часа – щадящий график работы. Справлюсь. Тем более что уже нашла няню. Если честно, не могу сидеть без дела и оставаться долго без любимой работы.
Я еще в церкви пою! — заметив мои сомнения, с улыбкой добавила Ирина Владимировна, — стараюсь ходить на все службы и отпевания. 20 лет назад, когда меня пригласили петь в храме, было непросто – непривычные для меня тексты, незнакомые партии, приходилось брать ноты домой и разучивать под баян. Все приходит с опытом. Сейчас, если надо, я могу спеть и прочитать тексты на церковно-славянском языке. Я верю в божественную силу. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы бываю практически каждый день. Мне нравится, когда звучит красивое многоголосье, когда в храме немного народу, а службы проходят спокойно и размеренно. Певческой работы и занятий в ДКиТ «Родина» для меня достаточно, чтобы мои дети имели все необходимое. А что касается родов, я подготовилась к ним заранее. Надеюсь, что мужа отпустят из зоны проведения СВО, где он несет службу. Если не сможет приехать, мне поможет папа.
После встречи с Ириной Тепловой меня долго не покидало светлое чувство и желание разгадать тайну внутреннего света этой замечательной женщины. В чем она проявляется, эта тайна? Наверное, в том, как мы реагируем на мир вокруг нас, какой смысл находим в обыденности и как преодолеваем трудности. Познавая этот свет, мы понимаем, что истина и счастье находятся не вокруг нас, а в самой глубине нашего существа, где свет внутренней мудрости и любви горит вечно.
Серафима ПАНТЕЛЕЕВА.
Фото из архива Ирины ТЕПЛОВОЙ.