15 февраля исполняется 100 лет со дня рождения ветерана педагогического труда, кавалера ордена «Знак Почета», лауреата премии Министерства просвещения и академии педагогических наук СССР, ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и нашего земляка Станислава Земского.
Детство
Станислав Николаевич родился в Коврове в семье учителей в 1925 году, что во многом предопределило выбор его будущей профессии. Мама – Елизавета Андреевна – из семьи оружейного мастера Андрея Васильевича Попова, окончила Ковровскую женскую гимназию. Как и всех выпускниц гимназии, работавших в советских школах, ее отличала истинная учительская интеллигентность. Она была очень доброжелательной, справедливой, аккуратной и требовательной — и к себе, и к детям. После окончания гимназии ее направили в железнодорожную начальную школу в Вязники, где она и познакомилась с Николаем Александровичем Земским, который тогда тоже работал учителем.
О предках по линии отца Станислав Николаевич знал совсем немного. В то время никто активно не занимался изучением своих корней. Более того, выходцы из дворянских, купеческих, семей служителей культа скрывали свое происхождение. Во многих семьях существовали темы, на которые говорить было нельзя, вот и в семье Земских об этом не говорили. Станислав Николаевич вспоминал, что отец играл на мандалине, гитаре, а в молодости, как рассказывали, пел в одной из церквей Санкт-Петербурга; дед Александр Осипович Земский служил в лейб-гвардии Семеновском полку, позже он перебрался с семьей в Вязниковский уезд, собираясь приобрести фабрику, но, видимо, не успел, купил лишь дом в деревне Воробьевке. И еще запомнилось, что приезжая на лето к деду, он любил играть в войну: размахивая деревянной саблей, и подбегая к нему и спрашивал: «Дед, ты за белых или за красных?». И каждый раз слышал один и тот же ответ: «Я – за Отечество». Ответ этот был внуку тогда непонятен, но запомнился на всю жизнь.
Отрочество
В 1929-м году молодая семья Земских перебралась в Ковров. Жили в доме №11 на улице Лепсе. Одно окно их квартиры «смотрело» на перекресток, образованный тремя улицами: Первомайской, Социалистической (ранее Ворошилова) и Лепсе. В семье перекресток неофициально называли – наши «Пять углов». Дело в том, что семья деда, Александра Осиповича, до приезда на Владимирщину жила в Петербурге у «Пяти углов». Термин этот применим в тех случаях, когда в перекресток из двух улиц вклинивается третья. В Ленинграде это улица Рубинштейна, в Коврове – Лепсе.

Пионерский отряд четвертого класса школы № 3. 1936/1937 учебный год. Среди пионеров – будущий учитель математики, директор школы № 11 и спецшколы № 6 С.Н. Земский (в третьем ряду третий слева)
Станислав Земский имел двух сестер и брата, сам был младшим в семье. Учился в средней школе № 3, параллельно занимаясь в изостудии клуба металлистов у Павла Яковлевича Куликова, выпускника Ленинградской Академии художеств, участника городских и областных выставок. П.Я. Куликов для них, мальчишек, был не просто учителем. Это был Мастер, Бог, человек, которому хотелось подражать. Как нравилось ребятам ходить с ним на этюды! Время от времени в клубе организовывали выставки детских работ, а летом 1940-го П.Я. Куликов повез ребят в Москву, и ежедневно в течение двух недель они посещали Третьяковскую галерею, где Мастер проводил занятия, знакомя с шедеврами русского и европейского искусства. Деньги на поездку ребята изостудии заработали сами, участвуя в оформлении заводской праздничной колонны и поселка инструментального завода к Первомаю.
Юность
Поколению Станислава Николаевича очень быстро пришлось повзрослеть. Рано закончились веселые игры в войну, походы всей ватагой на рыбалку, на водную станцию, где они совершали свои первые «подвиги», прыгая солдатиком с третьей вышки. Настали дни борьбы за выживание.

Станислав Земский, ученик средней школы № 3. 1941 г.
В 1940-е годы ковровчанам стали нарезать землю за городом под огороды. Выделили землю под картошку и Земским. Станислав Николаевич рассказывал, что им достался очень трудный участок, где требовалось не только вскопать целину, но и выкорчевывать огромные пни. Отец умер еще в 1931 году, и четверо детей, работали наравне со взрослыми, стараясь помочь матери. Полученный урожай делили на три части: крупная мелочь, средняя мелочь и мелкая мелочь. Однако вкуснее той картошки он не пробовал никогда.
Как и в годы Первой мировой, в Великую Отечественную войну, мальчишки из городов и деревень сотнями бежали на фронт. Что двигало ими – жажда приключений и подвигов, всеобщий патриотический порыв, желание быть разведчиками, артиллеристами и спасителями Отечества?! Чаще маленьких героев по пути на фронт возвращали домой. В 1942-м, девятиклассник Станислав Земский с одноклассником Генкой Савельевым сходили в горком комсомола с просьбой ускорить их призыв в армию. Ребятам посоветовали получше учиться, а когда придет время, они получат повестку. И время пришло.

Аттестат С. Земского
В январе 1943 года, в середине учебного года, всех ребят десятиклассников призвали в армию. В июне аттестаты за них получили родители. Станислав Николаевич отслужил в десантно-воздушных войсках 7,5 лет – это было особенностью послевоенного времени – после чего поступил на физико-математический факультет Ленинградского педагогического института. Решение стать учителем математики возникло у него под влиянием блестящего педагога, учителя математики и директора школы № 3 Николая Анатольевича Кислова. Престиж учительской профессии в то время был сравнительно высок, и во многих семьях мечтали, чтобы кто-то из детей стал педагогом.
Послевоенная эпоха
Окончив институт в 1954 году с отличием, Станислав Николаевич проработал три года в Карелии по распределению. Затем вернулся в Ковров. Со своей будущей женой, Лидией Ивановной, познакомился в Доме учителя на занятиях театральной студии. Они поженились и на два года уехали в Германию. В августе 1961 года Станислава Николаевича назначили директором строящейся школы №11, а Лидию Ивановну – учителем начальных классов школы №14. Всю свою жизнь они посвятили школе. Квартира их постепенно превращалась в своеобразную творческую лабораторию, где рождались новые идеи. Их домашний архив наполнялся методической литературой, рабочими записями, дидактическим материалом, а также наглядными пособиями собственного изобретения.
Главный принцип работы Станислава Земского, заложившего фундамент будущего развития школы №11: «школа для детей». Здесь им должно быть уютно и интересно. Уже в 1969-м одиннадцатая была признана лучшей в области, получив переходящее Красное Знамя, которое удерживала четыре года подряд.
Конечно, все это досталось нелегко и не сразу. По итогам первого учебного года школа по всем показателям — последняя. Учеников в новую школу собирали из других образовательных учреждений, а те, в первую очередь, старались освободиться от «трудных» учеников, второгодников. Поэтому состав учащихся в 11-й был непростой. Потребовалось семь лет упорного труда и инноваций, чтобы вывести школу на передовые позиции.
11-я была новатором во многих начинаниях. Здесь впервые в Коврове появился «Клуб картингистов». Под руководством учителя по труду Виктора Васильевича Маштакова мальчишки изготовили несколько машин. Двигатели и необходимые материалы предоставили ковровские предприятия, а вот колеса пришлось покупать. Тогда в школьных мастерских наладили производство наглядных пособий собственной конструкции: многоугольники из оргстекла, счеты дуговые и др. (отходы оргстекла и ДСП привозили с ЗиДа), и стали реализовывать их через Владимирский магазин школьных пособий, предварительно утвердив цены на продукцию в Министерстве. На школьной грузовой машине изделия отправляли во Владимир, деньги от реализации поступали на спецсчет школы. Недостающие детали для гоночных машин были закуплены, и уже в конце 1960-х команда картингистов 11-й школы участвовала на Всесоюзных соревнованиях в Курске.
Заработанных денег хватило и на музыкальные инструменты для школьного вокально-инструментального ансамбля: купили электроорган, ударник, электрогитару.
В школе работала художественная галерея, где среди двух десятков работ ковровских художников были представлены два портрета, выполненные рукой П.Я. Куликова. В расписании учеников 1-7 классов были предусмотрены «бальные танцы»! Правда, уроки платные – 3 рубля в месяц с ученика. Но какую радость они приносили детям! Неоднократно лучшие танцоры становились призерами городских и областных конкурсов. В 11-й существовал единственный в городе школьный тир для стрельбы из малокалиберного оружия для занятий военным делом (помогли шефы – КБА).
С 1 сентября 1967 года школа № 11 стала средней и вскоре перешла на кабинетную систему занятий – одна из первых в городе.
Позже Станислав Николаевич возглавлял Ковровскую специальную школу № 6 для слабослышащих детей. И здесь под его руководством коллектив преподавателей своими силами создали слуховой центр (специальные кабинеты для индивидуальной работы, сурдокамера, слуховой кабинет), где логопеды обучают ребят произносительным навыкам, ставят речь, делают ее внятной. Слуховой центр, созданный в 1981 году, остается гордостью школы.
Земские считали, что им выпало жить в счастливое время. Счастливым оно было не только потому, что была молодость, была работа, заслуженные успех и признание. Это было время созидания – строилась великая держава, и ради этого люди готовы были терпеть невзгоды. Для большинства главным в жизни была не погоня за деньгами, а отдача. И чем больше человек отдавал, тем жизнь его становилась ярче, богаче.
Именно такой яркой и богатой была жизнь супругов Земских…
Марина ИЛЬИНА.
Фото из архива семьи ЗЕМСКИХ.
P.S. Станислав Николаевич ушел из жизни в 2019 году.