В ковровском историко-мемориальном музее открылись одновременно две уникальные выставки: «Огненное письмо. Ростовская финифть» и «Русский замок. Кузнечная летопись».
«Брутальный мир замков и изысканная финифть… Что может быть между ними общего?! – спросите вы. — Разве что «смотрины» в выставочных залах музея в одно и то же время…» И будете неправы. Есть нечто, что объединяет два этих ремесла: представленные на выставке экспонаты сделаны УМЕЛЫМИ РУКАМИ МАСТЕРОВ. И в этом их уникальность.
ЗамОк во все времена
«…Предмет, сделанный своими руками, начал уходить в небытие, как и культура ручного труда, – поделился сокровенным москвич Вячеслав Арбузов, владелец коллекции старинных русских замков, которую собирал 20 лет. – Сейчас, окунаясь в историю, мы удивляемся, как же это все было сделано – молотком, зубилом, топором… Некоторые люди не верят тому, что в старину создавали такие шедевры. Поэтому мы решили ничего не скрывать и дать возможность посетителям выставки почувствовать, как мастера своим искусством дарили не только оберег, но тепло и радость».
Так что же представляет собой выставка «Русский замок. Кузнечная летопись»? Это два зала на втором этаже, отведенные под экспозицию. А в ней несколько сотен изготовленных вручную дореволюционных замков и ключей разных видов, от ювелирных микроскопических шедевров «левши» (крошечных сундучных замочков) до навратных секирных запоров, музыкальные замки и замки с секретами, репчатые, винтовые, юбочные, силуэтные, товарищеские и свадебные, ювелирно украшенные и брутальные… Это технологическое чудо, целый мир, по которому можно даже изучать историю. Русские мастера стремились сделать замок не только прочным и надежным, но и красивым, поэтому на многих изделиях можно рассмотреть авторские клейма, фигурные детали, чеканные узоры. По большому счету, эта выставка наглядно демонстрирует нам, как привычные предметы обихода превращались в произведения искусства.
Экспозиция рассказывает о богатстве и многообразии кузнечно-слесарного ремесла, передававшегося на Руси от отца к сыну, о наследии кустарей, которые через простые утилитарные предметы донесли до наших дней исконно народный колорит. Здесь же можно увидеть живописные и художественные образы в исполнении художников Виктора Иванова, Мюда Мечева и других мастеров отечественного искусства, которые удачно дополняют и поддерживают заданную тему. Впечатляют иллюстрации к поэтическому эпосу «Калевала».
Люди, пришедшие на открытие выставки, имели возможность не только полюбоваться старинными русскими замками, представленными во всем многообразии, но и получить визуальное представление о традиционных способах создания диковинных предметов на Руси, посмотрев видеоролик, снятый в музее-усадьбе Коломенское в Москве.
О любопытном историческом факте мы узнали из путеводителя выставки: оказывается, в XVII веке в селе Павлово Нижегородской губернии замочный промысел выделился в целую кустарную отрасль. Совершенствуясь в кузнечном и слесарном деле, «павловские кустари достигли такого высокого технологического и эстетического качества, что составили конкуренцию европейским производителям, потребовавшим, по свидетельствам исторических источников, введения моратория на доступ на рынок изделий, произведенных в России». Вам это о чем-нибудь говорит?
Выставка в музее интерактивная. Многие предметы можно потрогать руками, ощутить, например, тяжесть кузнечного молота, а заодно понять, что кузнечный промысел сложный и трудоемкий. Кузнец должен обладать недюжинной силой, а также смекалкой, инженерными познаниями. Ведь замок прежде всего выполняет охранную функцию – оберегает жилище или сундук с добром. Он должен быть надежным, затейливо сконструированным.
Было бы интересно с помощью Вячеслава Арбузова, который, являясь увлеченным человеком и опытным коллекционером, знающим о своих сокровищах все и даже больше, попробовать разгадать тайны старых мастеров, прикоснуться к русским традициям, в которых особую роль играет тот или иной замок. Тем более, что руководство музея планирует продлить эту выставку еще на месяц.
Любопытно, что на Руси издревле замочный механизм использовался в обрядах укрепления новой семьи: чтобы свадебный сговор не расстроился, чтобы брак был крепким, запирался амбарный замок, закапывался под порогом будущего дома молодых, а ключ выбрасывался в реку. А еще замки часто выступали подарком молодоженам. Такой подарок считался солидным: свадебные замки украшались рельефным сердцем.
Долгое время замок был любимым подарком на свадьбу. Правда, сегодняшние меркантильные невесты предпочли бы такой подарок с ударением на первый слог, но раньше все было по-другому. Когда делали кодовые замки, кодовым словом выбирали имя любимой девушки. Это считалось очень романтичным. Девушка с благодарностью принимала замок, делая вывод о намерениях жениха.
Ковровчанам, собравшимся на открытии выставки, приглянулся музыкальный замок, как позднее выяснилось – самый громкий экспонат коллекции. Заинтересовало, как он действует. «А вы проверьте сами!» – предложил Вячеслав Арбузов. Народ не растерялся, повернул ключ, а в ответ прозвучало нечто потустороннее. А что вы хотели? Стареют не только люди… Наверное, на заре своей юности (конец XIX века) замок издавал более мелодичный звук. Во всяком случае, он интересен уже тем, что является прообразом современной сигнализации. А в прежние времена таким замком запирали сундуки, чтобы звон сообщал о каждом повороте ключа, а значит, у домочадцев не было соблазна залезть в сундук без надобности.
«Наша выставка актуальна как никогда. Она раскрывает культурные коды, характеризующие наше сознание, через преемственность народно-декоративного искусства, – сказала куратор выставки Дина Иващенко. – …В стремлении сберечь целый пласт почти забытой отечественной ремесленной культуры и показать его современникам возникла эта коллекция, которая и легла в основу выставки «Русский замок. Кузнечная летопись».
Следует добавить, что экспозиция подготовлена благодаря программе «Территория культуры Росатома» при поддержке Агентства Выставком в рамках 80-летия атомной промышленности. Поверьте на слово, ее содержание, организация, оформление, весь антураж достойны самой высокой оценки.
Все, кому интересно народное искусство, ремесло, русские традиции и их влияние на нашу культуру, найдут для себя на выставке много интересного и познавательного.
Серафима ПАНТЕЛЕЕВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.
P.S. О выставке «Огненное письмо. Ростовская финифть» читайте в следующем номере газеты.