Пасха – Светлое Христово Воскресенье. Праздник Праздников и Торжество Торжеств! Самый главный и важный день в нашем религиозном календаре, установленный в честь центрального события христианской истории. Из года в год мы отмечаем этот праздник «как надо»: красим яйца, печем куличи… Возможно, даже носим свои кулинарные шедевры в ближайшую церковь. Делаем генеральную уборку в Чистый четверг (у кого не получилось, можно и позже). Ходим на кладбище, чтобы привести в порядок могилы. Но…
… За всеми этими, безусловно, необходимыми и привычными элементами праздника люди, к сожалению, теряют его сокровенный смысл. Не задумываются, что конкретно они в этот день празднуют. Да, понимают, Воскресение Христа. Но для чего Он воскрес? Что своим воскресениям Он дал нам, людям?
— Есть такие моменты, которые наши вроде бы православные христиане не осознают и не хотят осознавать до сих пор, – говорит настоятель храма Николая Чудотворца в с. Троицко-Никольское иерей Павел (Андреев). – У большинства христиан сейчас, к сожалению, вера обрядная. Что это значит? Это посещение храма только на праздники: на Пасху – яйца, куличи освятить, на Крещение, допустим, святой водички набрать… Обряды. Но это же не суть нашей веры. В праздник Пасхи человек, в первую очередь, должен ощутить радость о воскресшем Христе. Обрести эту радость, пройдя определенный путь сорокадневного поста. И тут важен осознанный путь. Церковь не случайно перед многими двунадесятыми праздниками — Рождеством, Крещением, Успением Богородицы – приготовила для верующих той или иной длины пост. Для того чтобы человек мог очистить себя – даже не через воздержание от пищи, это дело второе, а через осознание своих чувств… и в результате через осознанное покаяние. А покаяние — это исправление человека. Покаялся – исправился, пошел дальше.
У апостола Павла, приводит пример его тезка, есть по поводу Воскресения Христова замечательные слова, они были сказаны в адрес всего народа в «Послании коринфянам»: «Если Христос не воскрес, то и вера ваша тщетна…» И слова эти очень важные. Ведь если бы Христос не воскрес, то какой смысл во всех этих крашеных яйцах и куличах? Но в сознании людей, к сожалению, именно обрядовая часть праздника обретает особый смысл, за которым вера превращается в суеверие. То есть люди верят: если выполнить все «как надо» — убрать квартиру, покрасить яйца и пр., пр. — то в жизни автоматически все будет хорошо. А вот если что-то забыли сделать… жди неприятностей.
— В основе праздника стоит не обряд, в его основе — суть, — повторяет очевидную истину отец Павел. – Чтобы каждый русский человек – а я считаю, что русский равно православный, потому как у нас православная вера — на генном уровне, даже если (как следствие советских времен) некоторые и продолжают считать себя атеистами – каждый русский должен про себя понять и вместить: для чего на землю пришел Христос, для чего пострадал на Кресте, для чего Он воскрес? Здесь уместно вспомнить евангельские слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Итак, Господь послал своего Единородного Любящего Сына – даже ради двенадцати апостолов, которые уверовали в Него… А ведь многие не уверовали – отвергли и, по сути, все вместе распяли Христа. Кто-то это сделал физически, а кто-то – смалодушничал, не встав на Его защиту…
Именно с прихода в этот мир Мессии, в ожидании которого тысячелетия жили ветхозаветные праведники, для людей начинается Новый Завет. Люди верили: придет Мессия, и все исправится. И все действительно начинает меняться с первых дней Рождества, говорит отец Павел. Происходят евангельские события: волхвы идут поклониться Христу, их ведет Вифлеемская звезда, Ирод ищет Младенца, Ангел спускается к Иосифу и говорит: «Возьми Чадо, Матерь Его и бегите в Египет…» Потом Чадо возрастает, в тридцатилетнем возрасте принимает Крещение, выходит на проповедь – идет: исцеляет, воскрешает и учит, совершая многие-многие чудеса (по словам того же апостола Павла, количество этих чудес ни в какие книги вместить нереально). Но в то же время Мессия (Христос) — в буквальном переводе «помазанник Божий» — Сам по Себе являясь святым и безгрешным, по сути будучи ни много ни мало Создателем этого мира, до такой степени принижает Себя, что становится на уровень своего творения. Он живет как человек, но при этом показывает Свой личный пример, мы постоянно слышим Его слова. Он говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» Он показывает путь и предсказывает: «И будете ненавидимы за имя Мое». Но не каждый человек мог эти события вместить в своей голове. Даже апостолы. В Евангелии мы видим, какие они проходили испытания веры. И уже незадолго до самого события, которое, как мы знаем, ДОЛЖНО свершиться, ибо именно для того, чтобы оно свершилось, Христос пришел в этот мир – садится Христос за стол со Своими учениками и произносит такие слова: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Апостолы переглядываются, каждый задает вслух вопрос, который и мы сегодня должны задать себе: «Не я ли, Господи?»
— Вот ответ на все наши жизненные вопросы, — продолжает говорить отец Павел. – Бывает, что человек вроде бы и в храм ходит, и молится, и постится, и все необходимое выполняет, но это все внешнее. А внутренне он очень далек от Христа. Пророк Даниил говорил: «Всяк человек ложь». О чем это? О том, что не каждый человек знает себя истинного. Малейшее испытание — и вся его вера рассыпается в прах. Человек слаб, поэтому в жизни часто так происходит. Апостолам было еще тяжелей – они реально видели совершаемые чудеса, перед избранными из них Господь даже преобразился на горе Фавор, и все равно они сомневались в себе: «Не я ли, Господи?» Помните, как апостол Петр, один из любимых учеников Христа, который уверял: «Даже если мне придется умереть с Тобой, никогда не отрекусь от Тебя», какой получает на это ответ? «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня». И тут Христос раскрывает в нем обыкновенную человеческую черту: животный страх. Есть страх Божий и страх животный. Чего друг другу всегда желают верующие люди? Иметь страх Божий. Когда человек переживает, кто и что о нем может подумать, боится начальства, жизненных обстоятельств, безденежья — все это страх животный. Страх Божий определяется просто: лишь бы Бога не прогневить. Не важно, кто и что скажет, что подумает.
Страх Божий – сейчас, к сожалению, мало у кого есть, признается священник. Но вот совсем недавно девушка-певчая у ворот Киево-Печерской Лавры в Киеве показала окружающим настоящий пример исповедничества. Как и те люди, что встали на защиту Лавры, не побоявшись ни киевской власти, ни ее безумных законов. Просто показали, что им действительно в жизни надо.
— Что я хочу донести? Радость Пасхи – она не в крашеных яичках и красных буквах «Христос Воскресе», — продолжает мой собеседник. – Вся эта атрибутика, конечно, радует глаз, особенно людей в церкви новых. Но радость Пасхи для нас в другом: своим Воскресением из мертвых Господь показал людям Великую Победу – Победу над смертью. Конца нет, впереди нас ждет вечность, но в этой вечности человек сам выбирает, где он хочет находиться и с кем. Либо он находится со Христом, либо – нет. Третьего не дано. И Христос нам эту вечность открыл после Своего Воскресения. Он показал, что земному Царству конец будет, Царству же Небесному не будет конца. Но каждый человек сам строит переход от земной жизни в вечную. Пример земной жизни показал нам Христос. И в Пасху каждому из нас необходимо вместить в свое сердце простую истину: Господь на самом деле был распят за него. Вот за каждого: за бабушку, которая вечно ворчит, за подростков в городском транспорте, которые «по уши» в телефоне, за попрошаек у храма и пьяниц с опухшими лицами. Он каждого человека одинаково любит и каждому из нас предлагает Спасение…
Даже тех несчастных, которые бесновались у Лавры вокруг молящейся девушки, говорит отец Павел. Любит, как любого другого, и так же, как от других, ждет от них исправления. Если же человек не исправится добровольно, то — как любящий и милосердный Отец — Господь «применит» и другие методы убеждения.
— Есть хорошая поговорка — свято место пусто не бывает. О чем она говорит? Хорошо, когда в сердце человека поселяется Бог, а если — нет? Каждый должен хорошо понимать: КОГО он впускает в свое сердце. Опять же – по попущению Господа, так как ничто в этом мире без Его ведома не происходит. Господь не отворачивается от грешника, Он просто дает ему выбор…
И вот еще о чем рассказал иерей Павел. Казалось бы, невинная шутка, на первый взгляд, совершенно незначительный факт. Чаще всего Пасха наступает в апреле, а этот месяц считается месяцем смеха, обмана, первого числа мы «празднуем» день дурака.
— И ведь никто не задумывается над происхождением этих «шуточек» – «апрель – никому не верь» и т. д. На самом деле весь этот балаган придумали богоборцы. Апрель – это месяц пасхальной радости, Великого Чуда Воскресения Христа. Но на первых порах первосвященники и старейшины иудейские это Чудо пытались скрыть. В Евангелии от Матфея мы читаем, как они «…довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня». Вот эти шутки и действуют до сего дня. Каждый, кто шутит про первое апреля, должен понимать, над КЕМ и над ЧЕМ он смеется. В духовной жизни мелочей нет, — отмечает священник.
Здесь, пожалуй, стоит подвести итог беседе. Красить яйца и печь куличи на Пасху — хорошо и правильно, но это не первостепенная забота для православного христианина. Основное – умственно погрузиться в события, которые происходят «здесь и сейчас». Ведь символически в Страстную седмицу мы снова и снова распинаем своими грехами Христа. Он умирает за нас в эти дни и снова и снова ради нас воскресает.
— Важно, чтобы каждый человек хоть маленькой частицей себя, но понял: у Господа к нам любовь безграничная! Такая, что Он даже Сына Своего к нам отправил – чтоб Он жил среди нас, ходил среди нас и показал нам самое основное: что есть жизнь после смерти. Победив саму смерть, Он спустился в ад, выведя оттуда ветхозаветных праведников и пророков. В Страстную субботу людям надо постараться приложиться к Плащанице Господней. А люди, как правило, просто приходят в храм, ставят свечки, освящают яйца и куличи, не обращая внимания на основное. В лучшем случае поцеловали святыню быстренько и, радостные, пошли. На самом деле у верующего человека радости еще нет. Страстная суббота – день молчания, есть даже такое песнопение во время службы: «Да молчит всякая плоть человеча…» И мы должны понимать: в центре храма лежит мертвый Христос – в Плащанице, которой был обвит. Идет воспоминание очень важных моментов, в которые каждый верующий должен мысленно погрузиться. Как Он страдал, как Его били… эти воспоминания раздирают душу каждого верующего человека. В этот момент у нас есть уникальная возможность встать на колени перед образом Христа на Плащанице, поблагодарить за все, попросить прощение за грехи за весь год, попросить благословения на год грядущий, соприкоснуться со святыней и с чистой радостью войти в праздник Пасхи. Не просто убраться, покрасить яйца, а душу свою очистить. А уже после пасхального воскресения в храмах совершается ежедневная пасхальная служба — она вся нараспев, очень торжественная и красивая – и каждый день в храмах открыты Царские Врата. Это значит, что наши просьбы, наши молитвы в эти пасхальные дни идут напрямую к Богу. И нет никаких длинных правил, чтения Псалтыри, нет даже особой подготовки к Причастию (читается пасхальный канон и держится — с полуночи — евхаристический пост) – только вперед, только к Воскресшему Христу, только к Богу. Такая радость во всех храмах, во всех сердцах верующих людей всю неделю.
В следующую субботу — 22 апреля — Царские врата закроются, верующим раздадут артос – хлеб, который символизирует Воскресенье Христа. А мы продолжим жить, стараясь каждый день сохранять в своих сердцах эту радость.
Беседовала Инна БУЛАТОВА.
Иллюстрационное фото.