Малая Родина. Ее история и повседневность, замечательные земляки – профессионалы своего дела, уважаемые ветераны войны и труда, природные и сотворенные руками человека красоты – все это нашло отражение в работах школьников, принявших участие в научно-исследовательской конференции «Экскурсионные маршруты. Знакомьтесь, моя малая Родина». Сама конференция состоялась в историко-краеведческом музее района 5 мая. На суд жюри было представлено 14 работ. Одной из популярных номинаций, имеющих особенное значение именно в этом году (Президентом РФ он объявлен Годом педагога и наставника), стала номинация «Это важное слово – Учитель».
Автор работы, победившей в номинации «Это важное слово – Учитель», — ученик 9 класса Клязьмогородецкой школы Денис Дереглазов (руководитель: учитель русского языка и литературы Вера Рахматуллина). Сегодня мы предлагаем познакомиться с ней и наших читателей.
Учитель в солдатской шинели
Несколько лет назад жил в Клязьминском Городке убеленный сединами человек, защищавший нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны, а затем много лет проработавший в местной школе учителем. Кто же он такой?
Когда я еще не учился в школе, то со своими друзьями около клуба мы часто играли в «войнушку»: стреляли друг в друга, падали и снова стреляли… И вдруг ко мне подошел, тяжело опираясь на палочку, старичок и спросил:
— Ты чей, сынок, будешь?
— Дереглазов я.
— А как звать-то тебя?
— Дениска.
— Вот что, сынок, есть очень много хороших игр: догонялки, прятки, футбол… Только не надо стрелять и убивать… Вырастешь — поймешь.
Когда я пришел домой, у меня из головы не выходил этот дедушка, и я, рассказав все маме, спросил у нее — кто это? Она сказала, что это почетный житель нашего Городка, фронтовик, бывший учитель школы. Пролетело незаметно время. И вот я в школе. Однажды наша учительница сообщила, что мы идем помогать Александру Степановичу Юдину.
— Он старенький, воевал, ваших родителей учил. Мы будем навещать его и помогать. Живет он рядом, около школы.
Мы дружно подмели дорожки, сгребли листву около дома и вдруг услышали:
— Ребятки, идите сюда.
На крыльце нас встретил мой давний знакомый, позвал в дом, напоил вкусным чаем, рассказал о том, где воевал.
Меня очень заинтересовал Александр Степанович. И знаете, я многим ребятам в школе задавал вопрос:
— А вы знаете Юдина Александра Степановича?
***
В Клязьминском Городке ветерана войны, бывшего учителя Александра Степановича Юдина знают все. Родился он в 1924 году в д. Анохино Ковровского района в многодетной крестьянской семье. Его отец – Степан Алексеевич работал в своем хозяйстве. С женой они подняли на ноги шестерых детей. Александр Степанович вспоминал: «В семье никогда не наказывали детей, воспитывали трудом, послушанием и уважением к старшим. Ели все из одной чашки, за столом — полная тишина. Все дети помогали по хозяйству: кто дом прибирал, кто воду носил, кто дрова колол… Все к работе относились с уважением. В нас, детях, отец больше всего ценил ответственность и инициативу, никогда за нами не ходил и не проверял сделанную работу». Вот так всю жизнь и жил Александр Степанович по совести.
Еще учась в школе, Саша знал, что будет учителем. После школы поступил в Ковровское педагогическое училище, где проучился три года.
Проработал всего три месяца учителем географии, биологии и химии в Мелехове и был призван в армию. Было это в 1940 году. Паренька за его серьезность направили в школу мастеров по авиавооружению. Окончив ее, Александр попал в Оршу на аэродром.
22 июня 1941 года, как обычно, прозвучала команда «Тревога!». Никто не сомневался – учебная! А то, что тревога боевая, Александр заметил первый: летчики бежали к самолетам с пистолетами.
В тот же день его направили в Москву за истребителями «МИГ-3». В Смоленске их эшелон подвергается бомбардировке. Что тут началось! Паника. Давка. Кто-то пытался влезть в битком набитый вагон, кто-то едва держался на ступеньках. А когда поезд стал набирать ход, кто-то закричал: «Немецкий десант!» Выстрелы. Разрывы бомб. Первые жертвы. Стоны. Слезы.
Из Москвы Александр в самолете «Дуглас» прилетел в Идрицу. Не успел зайти на посадку, как летчик кричит: «Приготовьтесь стрелять из иллюминаторов – нам в хвост заходит «мессер».
— Мы стали стрелять из автоматов, — рассказывает Александр Степанович, — но «мессер», прошив обшивку нашего самолета, улетел: не нас, конечно, испугался, а зениток, открывших по нему огонь. На аэродроме началась повседневная фронтовая служба.
Как-то во время очередной подготовки машины к вылету рано утром я услышал приближающийся гул самолета.
— Фрицы, — говорю напарнику.
— Наши, — отвечает тот, протирая пушку.
Тут же из облаков вынырнул «юнкерс», за ним — второй, третий, да как сыпанули по нашему аэродрому! Прижался я к своему самолету и думаю:
— Все, мамочка! Не увидишь больше сыночка!
***
После одного из налетов «юнкерсов» Саша заметил, что из масляного бака нашего истребителя идет дым, значит, взрыв самолета неминуем. Смекалка не подвела: догадался из пулемета «Максим» взять воды, не помогло – мало. А что, если засыпать землей? Так и сделал. И спас самолет от взрыва, несмотря на то что над его головой кружили стреляющие «юнкерсы». За смекалку и героизм Александр получил Благодарственное письмо от самого Сталина.
Из истребительного полка Северо-Западного фронта Александра Юдина перевели в 33-й штурмовой авиационный Воронежский Краснознаменный полк мастером по авиавооружению. Штурмовики — не истребители: здесь более сильное вооружение, не зря немцы звали ИЛ-2 «летающими танками». Прибавилось больше не только работы, но и ответственности за подготовку самолетов к боевым полетам. И здесь Александр все выполнял на «отлично», об этом свидетельствует фронтовое письмо-благодарность матери от комсомольской организации части, где служил ее сын, а также Благодарность гвардии сержанту Юдину А. С. от маршала Советского Союза Г. Жукова.
Александр Степанович прошел всю войну. Встретив Победу в Берлине, дошел до Вены. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы». Демобилизовался в 1945 году.
После войны Александр Степанович продолжил преподавательскую деятельность: работал в Федотовской вечерней школе, в Мелеховской школе №1. Вскоре подал заявление во Владимирский пединститут на факультет русского языка и литературы, обучался заочно.
В 1951 году Александр Степанович начал преподавать в Клязьмогородецкой школе. В 1957 году получил высшее образование, окончив Владимирский пединститут. За долгие годы работы у него сложилось свое педагогическое кредо: главное — это уважение к педагогическому коллективу и ученикам. Никогда не делал замечание ученику при классе, считал, что это унижение личности. По его мнению, не каждому ученику дается математика, физика, кто-то слаб в грамматике, далеко не все станут учеными, врачами, но добрыми, ответственными должны быть все. Ради этого и стоит учить детей. В школу приходил раньше всех. Дети это знали, если кто-то что-то не усвоил, мог получить дополнительные объяснения. Зачастую уроки ветерана превращались в «уроки мужества».
К себе Александр Степанович относился крайне требовательно: «Водку я не пил, табак не курил, а то какой я после этого учитель». В школе дополнительно вел краеведческий кружок. Постоянно был окружен детьми. Очень скромно говорил о себе: «Работал так, как должен работать учитель».
***
Учитель! Именно с него и началась педагогическая династия Юдиных. Жена Александра Степановича, Зоя Михайловна, после окончания Ковровского педагогического училища с 1951-го по 1976-й год работала учителем начальных классов в Клязьмогородецкой школе.
Дочь, Лариса Александровна, как и родители, стала педагогом. Высшее музыкальное образование она получила во Владимирском пединституте и после распределения преподавала вокал будущим учителям в городе Брянске.
Представителем третьего поколения педагогической династии Юдиных является внучка Александра Степановича, дочь Ларисы Александровны Марина Ревина. Она окончила школу с золотой медалью, поступила в педагогический университет имени В. И. Ленина в Москве на факультет психологии, получила степень магистра образования. Сейчас — кандидат социологии, работает в Московском Государственном университете, читает студентам лекции по психологии и социологии.
Общий педагогической стаж династии Юдиных — около100 лет. За добросовестный труд в деле воспитания и обучения учащихся Александр Степанович Юдин награжден множеством почетных грамот. В трудовой книжке ему объявлено много благодарностей, он ветеран труда.
В 1982 году вышел на пенсию. Старый педагог до конца своих дней не терял связи со школой, принимал активное участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Всегда заявлял твердо: «О войне буду рассказывать до конца своих дней. Горжусь, что воевал, защищая Родину…»
***
Александр Степанович прошел суровую дорогу жизни. Каких замечательных и достойных уважения людей он выпустил в большую жизнь! У него было не только любящее, но и мудрое сердце! Не жалея сил, давал знания ученикам, своим примером воспитывал подрастающее поколение.
Да, проходит время, меняются люди. Человечество стремится вперед, к сожалению, не всегда оглядываясь назад. Но каждый из нас должен помнить, кому он обязан за мирное небо над головой, за спокойную жизнь. Человек обязан знать историю своей страны, малой Родины, имена людей, которые и учили детей, и были участниками Великой Отечественной войны. Уроки жизни этих учителей в солдатских шинелях останутся незабываемыми в памяти многих поколений.
Подготовила Инна БУЛАТОВА.
Фото – из работы ученика.