Главная Новости МАЛ, ДА УДАЛ

МАЛ, ДА УДАЛ

опубликован manager

Как быстро летит время, день за днем перелистывая историю, человеческие судьбы, рассветы и закаты… Вроде бы совсем недавно мы общались с дорогими нам людьми, а сейчас это уже воспоминания. Об одной из встреч, глубоко запавшей в душу, хочется и вам рассказать, дорогой читатель.

…Было раннее утро. Десятилетний Вася проснулся от непонятного шума. Слезать с теплой печки не хотелось, и все же любопытство взяло верх: потихоньку отогнул занавеску. Родители, три брата и  две сестренки крепко спали, а за окном – о, чудо! – ледоход! На  одной из льдин – большой серый волк! Вася тут же спрыгнул вниз, накинул отцовскую фуфайку, просунул босые ноги в валенки — и во двор.

С крутого берега все, как на ладони: по бушующей речушке одни льдины плыли нехотя, другие карабкались на слабые, третьи крутились, как хотели. Вася не мог налюбоваться картиной, а  бедного волка относило на льдине все дальше и дальше, и как ему поможешь!

На крыльцо вышла мама:

— А ну марш спать! Поспи еще чуток, а то потом тебя не добудишься!

Вася родителями гордился: отец, Василий Павлович, председатель колхоза имени Крупской, мама, Екатерина Лаврентьевна, доярка. Люди их уважали за трудолюбие, справедливость, хозяйственность. Когда коллективизация в 1929 году добралась и до Серебряно-Прудского района Московской области, отец первый отвел на колхозный двор гнедого красавца Кайзера, послушную ласковую Машку с жеребенком Розочкой.

Привыкший с детства к труду, Вася в каникулы работал наравне со взрослыми – пахал, косил, полол. Несмотря на маленький рост, он был шустрым, ловким, всегда умел постоять за себя. Когда встал вопрос, кому из детворы доверить в колхозной конюшне лошадей, никто не сомневался – Васе. Удивительно, но и лошади приняли подростка. Подходя к Васе, сами просовывали головы в хомут.

Когда Васе исполнилось 16 лет, он уехал в Тулу к сестре, муж которой помог мальчику устроиться на завод учеником слесаря. 17 июня 1941 года – первая запись в трудовой книжке Василия Васильевича Родионова, а через 5 дней началась война.

Завод эвакуировали. Вася вернулся к родителям. Через три дня в их деревне Кащино появились немцы. Начался грабеж населения: у кого забирали продукты, у кого – зимнюю одежду. Завидев на Васе валенки, фриц указал на них автоматом. Вася снял. Хоть ему было 16 лет, на вид – лет 10, да и ножка детская. Фриц понял: не его размер, от злости несколько раз треснул валенком по Васиной голове, оттолкнул, швырнул вслед и валенки.

В соседней деревне, где было правление колхоза «Красное Шеметово», немцы лютовали. Не пожалели и лошадей – подожгли конюшню. Женщину, пытавшуюся спасти животных, расстреляли. На следующий день ночью наши солдаты уничтожили всех фашистов.

Вася возвращается в Тулу, живет в селе Крапивна, роет вместе со всеми противотанковые рвы. Когда закончились продукты, принимается решение отправить Васю домой за едой. Это за 80 километров.

Только Вася через порог родного дома, ему отец:

— Сынок, тебе принесли повестку в военкомат.

Так 20 января 1943 года Василий Родионов был призван в армию. Полгода учебы на минометчика в городе Цивильске в Чувашии,  и – на фронт. Под Орлом  эшелон, в котором ехали новобранцы, разбомбили. Оставшихся в живых собрали в лесу, стали выдавать оружие. У Васи возникла проблема: винтовка трехлинейка выше его в два раза, карабины быстро расхватали, остается ручной пулемет Дегтярева. Он и стал его оружием. Василия определяют на 1-й Белорусский фронт. Что ни день, то бои. В одном из них спасла каска: пуля, соскользнув, лишь поцарапала затылок. А вскоре, после обеда, Вася решил помыть котелки – свой и дружка. Спустился к ручью, стал мыть, а тут начали стрелять. Вася возвращается – друг убит.

Многие бойцы относились к Василию по-отечески: было в нем что-то домашнее, сыновье; всем хотелось его как-то уберечь, лишний кусочек сахару дать. Несмотря на малый рост, Вася удивлял всех смелостью, решимостью, готовностью ринуться в бой. Разведчики его постоянно брали с собой: именно Вася приблизится к врагу, все разузнает; именно он бесшумно проберется через непролазный валежник, да и речку каким-то образом определит, где можно пройти вброд или хотя бы по пояс.

Раз полевая кухня отстала. Кругом стрельба. Вся надежда на Васю, а он и рад стараться. На длинную палку нацепил пилотку, просунул через кусты, а по ней сразу пальба вражеская. Вася бегает с палкой от одного куста к другому, дразнит неприятеля, а те от страха, что кругом бойцы, не знают, что делать. В конце концов Вася сумел привести обоз к нашим – все наелись досыта, восхищаясь смекалкой бойца-любимца.

В боях за Бобруйск Василия наградили медалью «За отвагу». Как радовались за него сослуживцы: их однополчанин – настоящий герой!

Под Беловежской Пущей  во время наступления вражеская пуля ранила Василия в живот. Полгода он пролежал в госпитале в Бресте. В палате раненые то и дело просили добродушного паренька:

— Васек, расскажи про волка на льдине. Может, это была собака? А может, мышка?

После госпиталя Василий возвратился на фронт – его отправили на фронтовые курсы младших лейтенантов при штабе фронта.

Дошел до Берлина. Узнал о Великой Победе во время дежурства на зенитной установке. А потом – до 1948 года — служил в Болгарии, затем — в Луганске, с 1949 года – в Федулове мастером по оружию. В феврале 1950 года он демобилизовался.

Познакомившись в увольнении с девушкой Клавдией, женился и 49 лет с ней не расставался. Тридцать лет семья жила в Целинограде, где Василий работал на стройке крановщиком. И там пригодилось его бесстрашие. Надо было установить на стреле крана фонарь, а как?  Кто туда полезет? Пока начальство размышляло, Василий полез по стреле вперед. Внизу все замерли, а он, закрепив фонарь на самом краю, еще всем и рукой помахал сверху.

С 1999 года Василий Васильевич с Татьяной Николаевной — человеком, ставшим надежным, заботливым другом, прекрасной хозяйкой.

…Три года как Василия Васильевича нет. 19 апреля ему исполнилось бы 98 лет. Рассматриваем фотографии с Татьяной Николаевной, вспоминая нашу теплую встречу пятилетней давности. На фотографиях наш герой: здесь его родители, а это он с племянником, это на фронте, а это в Москве, в Александровском саду, куда ездил за Вечным огнем в 2015 году. На почетном месте в комнате и фотография Василия Васильевича со словами депутата Госдумы Игоря Игошина: «Уважаемый Василий Васильевич! Спасибо за Победу!»

С фотографии, где Василий Васильевич с орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», Жукова, «Ковров – город Воинской славы», на нас смотрит не «богатырь, что в сказке – беззаботный великан», а «в походной запояске, человек простой закваски», настоящий русский чудо-человек, достойно проживший жизнь.

 Лидия ТАЛЫШКИНА.

 Фото из архива семьи.  

0 комментарий
0

Вам может понравиться