Высокий научный потенциал страны – это всегда возможность создания наукоемких продуктов с максимальной широтой их использования. Звучит хотя и тяжеловесно, но уж очень точно. При этом количество ученых – один из главных показателей этого потенциала. Свой след в науке оставили сотни наших соотечественников: Михаил Ломоносов, Иван Павлов, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Петр Капица, Лев Ландау, Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Сергей Королев и многие другие. Благодаря заслугам российских ученых наша страна стала первой, где было разработано учение о биосфере, запущен на орбиту искусственный спутник Земли, осуществлен полет человека в космос, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. Но это все во времени прошедшем. А что сейчас, в настоящем? Об этом накануне Дня Российской науки мы беседовали с кандидатом технических наук, начальником научно-исследовательского отдела, доцентом кафедры «Робототехники и комплексной автоматизации» КГТА Андреем КАРПЕНКОВЫМ.
Андрей — ковровчанин, после окончания школы №22 поступил в КГТА на специальность «Управление и информатика в технических системах». Закончив академию, продолжил обучение в аспирантуре, а в 2010 году защитил кандидатскую диссертацию во Владимирском госуниверситете. В данный момент преподает в КГТА, занимается исследовательской и научной деятельностью, курирует направление, связанное с робототехникой, является ярким представителем молодого поколения ученых. Андрей Сергеевич уверен, что учеными все-таки не рождаются, ими становятся благодаря любознательности, интересу и трудолюбию.
— Тем, что принято называть наукой в общем смысле, — рассказывает мой собеседник, — я начал заниматься в 2004 году, учась на 3 курсе академии. Устроился работать старшим лаборантом на кафедру физики, и с этого момента, получается, и началась моя научная деятельность.
Интерес у студента возник отнюдь не случайно: проводимые в вузе студенческие научно-практические конференции давали возможность в случае победы получать не только заветные дипломы, но и денежные надбавки к стипендии, что для учащихся — большой плюс. Так успешное решение поставленной научным руководителем Дмитрием Багаевым задачи разработки среды для дистанционного обучения студентов послужило определенной рекомендацией для стажировки на кафедре физики. Со временем Андрей Карпенков от дистанционного обучения перешел к изучению встраиваемых вычислительных систем.
— Цифровая техника привлекала меня еще со школы, — продолжает Андрей Сергеевич. – Сделать самому вычислительное устройство для решения задач – это очень интересно, а там, где есть желание, есть и продуктивность. Каждый ученый имеет свою область интересов, и научные достижения возникают именно там. Используемый при этом научный подход имеет свои особенности: есть набор шагов, которые ты обязательно должен пройти, и при этом сам подход может меняться. Наука – область особенная: прежде чем что-то разработать, ты должен проанализировать, как решали проблему другие, выделить плюсы и минусы, а в дальнейшем продумать, как избавиться от недостатков. Проверка в любом случае идет через гипотезы и эксперименты: от теории – к практике, а дальше — к выводам и практическому применению. Такой вот сложный путь получается.
Пока слушала собеседника, пришла к выводу, что, наверное, не каждый человек может заниматься наукой и для этого нужны и талант, и набор определенных качеств, и особый склад ума в конце концов! Однако оказалось, что это не совсем так. По мнению Андрея Карпенкова, заниматься наукой может практически любой человек, главное здесь – желание, вовлеченность в процесс и заинтересованность в результате:
— На кафедре «Робототехники и комплексной автоматизации» есть классический набор обучающих типов работ – лекции, семинары, практические занятия. Кроме них, существуют лабораторные работы по решению определенных задач, к которым не дается никаких методических указаний. Что делает студент? Использует багаж знаний, но добавляет к этому анализ, систематизацию и подбор решений для обсуждения. То есть получается, использует научный подход. Так вот все студенты с этим справляются, правда в разной степени. Это доказывает, что наукой способен заниматься любой, главное – найти свое направление и интерес. Другое дело – обучение в аспирантуре, защита кандидатских и докторских. Ведь последние в обычной жизни не очень-то практически востребованы, эта область, скажем, не для всех. ВременнЫе затраты очень существенные, немногие на это решаются, все-таки молодым хочется жить здесь и сейчас, и найти баланс между работой и жизнью непросто. Да и защита той же докторской дело весьма хлопотное и сложное.
Образ ученого в представлении Андрея Сергеевича связан, прежде всего, с понятием изобретательства. Область робототехники, которой занимается мой собеседник, включает в себя огромное пространство направлений, но концентрация на чем-то конкретном обязательна. В КГТА идет уклон в сторону промышленной и мобильной наземной робототехники. Это связано со спецификой предприятий нашего города. А ведь когда-то на кафедре рассматривали научные работы и по авиационным беспилотным системам, и по водной робототехнике. Но массово эти направления не прижились, в приоритете — наземные образцы.
— Здесь, правда, тоже таится опасность, — обращает внимание Андрей Карпенков, — узкая сосредоточенность, конечно, предполагает более успешное продвижение, но… Ограниченный кругозор – тоже потеря. Нужен баланс, включающий в себя и общение на различных конференциях и конкурсах. Что же касается работы в одиночку или в команде, я сторонник последней формы, потому что постоянное обсуждение, консультации, обмен мнениями идут только на пользу.
Коснулись мы с собеседником и вопроса кадрового обеспечения нашей академии. КГТА заинтересована в молодых, талантливых и активных специалистах, для этого используют такую форму, как совместительство. Выпускники идут работать на ведущие ковровские предприятия, закончив магистратуру и набравшись опыта, нередко приходят преподавать в академию. Процент уехавших из Коврова специалистов не такой большой, да и возможности дистанционной работы, активно используемой в последнее время, дают шансы специалистам цифровых технологий работать и зарабатывать в любой точке земного шара.
Задала я Андрею Сергеевичу и вопрос, связанный с постепенным замещением человека роботами: не приведет ли это к отмене значимости деятельности Homo sapiens.
— Безусловно, робототехника развивается семимильными шагами. Однако сегодня, скорее, актуальны вопросы, касающиеся искусственного интеллекта. Вот где настоящий прогресс! Все это также непосредственно связано с робототехникой. Мы стоим буквально на пороге прорыва искусственного интеллекта. Однако и ему не все по плечу: структурированные тексты он умеет создавать великолепно, а вот с художественными – проблема, оболочка имеется, а души нет. Это все-таки человеческая составляющая. Так что нам с вами будет чем заняться однозначно, — подытожил мой собеседник.
Андрей Карпенков отметил, что ребята умные есть, интеллектуальный потенциал Россией заявлен серьезный. Да и победы на международных соревнованиях это наглядно демонстрируют. Поэтому будущее российской науки не туманно, а вполне реально. Только не надо останавливаться на достигнутом, необходимо двигаться вперед. Ведь хороший ученый – тот, кто смотрит не только в завтра, но и гораздо дальше!
А нам остается пожелать дружной команде ковровских ученых и исследователей здоровья и покорения новых вершин науки!
Татьяна САРИБЖАНОВА.
Фото из архива Андрея КАРПЕНКОВА.