Когда Клавдия Жильцова открыла дверь, я не поверила своим глазам: передо мной стояла худощавая, доброжелательная, шустрая бабушка, которой 1 ноября исполнилось 97 (!) лет. На вид — ну не больше 80, и уж никак без трех лет сто.
На столе аккуратно разложена кипа Почетных грамот, благодарностей, начиная с 50-х годов прошлого века. Листаю тоненькую трудовую книжку ветерана труда, где первая запись сделана 1 августа 1947 года, последняя – в 1987 году, рядом — вкладыш с записями благодарностей.
Клавдия Алексеевна, несмотря на свой почтенный возраст, начинает удивлять с первых минут общения блестящей памятью, рассказывая о своей жизни, будто все происходило вчера. Едва успеваю записывать (хорошо, что знаю стенографию). Самое время поближе познакомиться с нашей героиней.
— Родилась я в селе Лукинское Судогодского района Владимирской области в многодетной семье, где росли 9 ребят. Я была 8-м ребенком, — рассказывает Клавдия Алексеевна. — Отец работал бригадиром, мама трудилась в колхозе. Я с 6 лет ей помогала и на своих 40 сотках, и в колхозе. Помню: до поздней осени ходила босиком в отцовском пиджаке, который был мне до пят. Полола, сажала, бороновала, снопы вязала. Конечно, мы, сельская детвора, всегда помогали старшим; слова «не хочу, не буду» исключались. Мама, бывало, хлеб в печь с раннего утра поставит, уходит на работу, а мне наказывает его убрать. Как узнать, когда вынимать хлеб из печи? Я не разбиралась в часах, а потому мама наклеивала бумажку на определенный час ходиков, когда стрелка доходила до той бумажки, я подставляла стул к печке и вынимала хлеб. Когда стала чуть постарше, пахала плугом на быке. Очень он был упрямый. Когда ему вздумается, мог и лечь: никаким кнутом его не поднимешь.
В 8 лет пошла в школу. Окончила 7 классов. Когда началась война, дежурила в сельсовете у телефона, разносила повестки по соседним деревням. Однажды, возвращаясь поздним вечером, заблудилась в лесу, домой добралась только под утро.
В 1943 году поступила во Владимирский энергомеханический техникум. Получила специальность электрика. Кто бы мог подумать, что именно эта специальность и познакомит меня с будущим мужем.
Направление после окончания техникума получила на фабрику им. Володарского в Камешковский район. Работала мастером по обслуживанию высоковольтных линий. Занималась и общественной работой. Как-то на одном из областных совещаний мной заинтересовался представитель Кольчугинского завода и предложил работу. Я согласилась, но через полгода перебралась в Ковров — на завод им. Киркижа. Работала электриком в ЖКО. Выполняя очередную заявку, встретила свою судьбу – Аркадия, участника Великой Отечественной войны, который приехал к сестре. Он очень был удивлен, когда узнал, что я электрик. Судьбе было угодно нам опять с ним встретиться через некоторое время и больше не расставаться.
Активная жизненная позиция всегда была моей спутницей. Никогда не отказывалась от общественных поручений, охотно их выполняла. Работая на фабрике им. Абельмана с 1952 года, я добивалась экономии электроэнергии, что не раз ставилось в пример на областных совещаниях. Вступила в КПСС. Да и пример было брать с кого: председателем профкома у нас была Нина Гавриловна Горанина, человек исключительной ответственности, справедливости; человек, понимающий, что от слаженности единомышленников зависит успех коллектива. К моей радости, она живет по соседству. 3 сентября в следующем году ей исполнится 80 лет, и она по-прежнему неравнодушная, заботливая, ответственная. Видно, это с годами не уходит – такое наше поколение. Наверное, у нас в крови порядочность, доброта, честность, справедливость. Она до сих пор председатель совета ветеранов фабрики им. Абельмана. К сожалению, фабрики давным-давно нет, но люди, работавшие там, помнят, сколько души они вложили в труд, которым дорожили. Хотелось бы, чтобы о нас, ветеранах, помнил город.
— Как вам в свои 97 лет удается оставаться такой бодрой, с позитивным настроем, несмотря на «букет болячек», и жить так, будто бы жизнь только начинается?
— Соблюдаю режим дня (встаю в 8.00, ложусь в 22.00), питаюсь умеренно, предпочитаю фрукты и овощи. Много двигаюсь (чуть не до 85 лет ходила на лыжах, в лес по грибы-ягоды). Люблю животных. В людях ценю доброту и честность.
— Какая у вас мечта?
— Дожить до 100 лет!
Хочется верить, что мечта Клавдии Алексеевны осуществится, да и 100 лет не предел, если есть сила духа.
Лидия ТАЛЫШКИНА.
Фото автора.