Главная Новости ИСТОРИЯ БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

ИСТОРИЯ БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

опубликован manager

Возможно, рядом с нами и сейчас живут люди, родной язык которых восходит к языку Иисуса Христа. Правда, сами они об этом не знают… Не догадываются, что, чуть копнув в глубины семейной хроники, могли бы помочь ученым закрыть еще одно белое пятнышко на бескрайнем историческом полотне, в очередной раз подтвердив, насколько тесно могут быть связаны судьбы народов…

На последних «Рождественских чтениях», которые уже много лет проводит Ковровский историко-мемориальный музей, прозвучал доклад, приоткрывший еще одну – практически неизвестную широкому обывателю – страницу истории. Представивший доклад москвич Сергей Михайлов — историк, этнолог, член российского Союза писателей — назвал свои изыскания лишь видимой частью айсберга, ученым еще многое предстоит разгадывать в этой теме. Вполне вероятно, что не без помощи и нас с вами…

Остановиться никак не могу

— «В 20 столетии одним из ярких элементов этнографического облика российских городов стали небольшие – зачастую всего по несколько семей – диаспоры ассирийцев. Они попали в Россию в качестве беженцев-христиан, спасавшихся от чудовищной резни, развязанной в годы Первой мировой войны на территории Турции. Молодой советской властью беженцам этой этнической группы было навязано интересное ремесло – чистка обуви и торговля сопутствующим товаром, чем ассирийцы и запомнились многим горожанам в 1920-1960-х гг. Этот промысел существовал, пока живы были поколения в сознательном возрасте попавшие в нашу страну. Дети и внуки чистильщиков, как правило, получали хорошее образование и осваивали престижные специальности» — пишет историк Сергей Михайлов.

…Вот такой, прямо скажем, неизбитой темой — история ассирийского народа — этнолог занимается уже тридцать лет. Откуда возник интерес к ней? Сергей Сергеевич вспоминает: когда учился в школе, один из его одноклассников был ассирийцем — факт любопытный, поскольку, кажется, само название этого этноса осталось только в учебнике по Древней истории. Но, конечно, не национальность одноклассника определила для Сергея Михайлова его профессиональный выбор. Признается, что серьезно увлекся темой в 1992 году, будучи студентом кафедры этнологии истфака МГУ.

— В тот год я проводил для кафедры небольшой этносоциологический опрос московских ассирийцев, — рассказывает он. — Как человек, который планирует в дальнейшем серьезно заниматься национальными культурами, во-первых, увидел  большое «белое пятно» в науке, а во-вторых, разглядел в ассирийской диаспоре группу, которая была весьма органично вписана в старую, к тому моменту уже ушедшую, городскую культуру. С тех пор изучаю этот народ и остановиться никак не могу.

На языке Христа

Информацию историку приходится собирать по крупицам, но это и интересно. Современные ассирийцы: кто они? Откуда взялись на российской земле? Какое отношение имеют к воинственному народу, жившему на Ближнем Востоке более тысячи лет? Оказалось, самое прямое. Современные ассирийцы — его непосредственные потомки. Да-да, того самого грозного племени, о котором мы все – хоть немного – знаем из уроков школьной истории. В I тыс. до н.э. на территории могущественной Ассирии широко распространился арамейский язык. В I веке уже н.э. ассирийцы приняли христианство.

— Язык современных ассирийцев, — уточняет Сергей Михайлов, – одна из сохранившихся ветвей древнего арамейского языка, который со времен поздней античности и до арабского завоевания был распространен не только в Ассирии, но на всем Ближнем и Среднем Востоке. Этот язык часто еще называют «восточной латынью». На нем писали и говорили многие христианские авторы, например, Ефрем Сирин. И что особенно интересно, на палестинском диалекте арамейского языка говорили Иисус Христос и Апостолы. Так что в Коврове – по крайней мере, в 20-30 е гг. прошлого века точно – жили люди, родным языком которого можно назвать вот такой «раритет» — язык Иисуса Христа.

Из Турции через Иран

К сожалению, уже в 30-х гг. 20-го века ниточка современных ассирийцев в Коврове теряется. Возможно, их потомки живут в нашем городе и сейчас. И что тоже вполне вероятно – почему бы и нет? — даже кто-то таким потомком себя признает. Для науки это было бы интересно, пролило бы еще немного света на жизнь ассирийских диаспор на территории современной России.

Но как представители данного этноса вообще попали в Ковров?

В 1862 году, пишет Сергей Михайлов, Ковров оказался на линии железной дороги, соединившей Москву с Нижним Новгородом. Поскольку в таких крупных и важных центрах России «…ассирийцы стали появляться — в качестве отходников (т.е. людей, которые идут из дома на заработки, прим. автора) — достаточно рано, то мы можем спокойно предположить, что они заглядывали и в этот город. К сожалению, подобные посещения никогда не фиксировались документально, поэтому о том периоде ковровской ассирийской истории мы уже вряд ли что-то узнаем. Ассирийцы-отходники из горских областей Ванского вилайета Турции, как правило, в крупных городах, где они постоянно бывали, устраивали импровизированные неофициальные «подворья», которые точно были и в Москве, и в Нижнем Новгороде. Однако в Коврове  – городе меньшем по промышленному и торговому значению – вряд ли. Тем не менее отдельные семьи могли в нем обосноваться – пусть и на краткое проживание – уже в начале 20 века».

В основном, продолжает историк, «ассирийцы-отходники приходили в Россию на заработки из юго-восточной Турции и из северо-западного Ирана (в то время – Персии). Персидские ассирийцы чаще были торговцами. А из турецких горских областей наиболее известны отходники из области Джилу (их чаще называют племенем джильвая). Это одно из шести независимых горских племен, практически неподвластных турецким властям. Как мы предполагаем, в города Центральной России приходили выходцы из большого села Алсан, которые уже потом, после исхода в Россию в годы Первой мировой войны, создали здесь небольшие диаспоры. Точно знаем, что в начале 20 века уроженцы Алсана проживали в Москве, в Нижнем Новгороде, во Владимире. Нельзя исключить их поселение и в Коврове. Так, например, есть сведения: в городах Владимирской губернии (Владимире, Муроме да и в Коврове) находились члены семьи малик-раиса (малик-раис — глава сельской группы, что-то среднее между мелким князьком и наследственным старостой, прим. Сергея Михайлова) или люди, состоявшие с нею в родстве. Вполне возможно, что представители этого рода и до начала 20 века знали Ковров».

Репрессированы…

Это предположение. А вот что известно точно – по документам.

«… в 1938 году в Коврове было репрессировано два ассирийца – выходца из села Алсан – Иосиф, сын Михаила Бит, 1898 г. р., и Николай Арвахо Ибрагимов, 1919 г. р. (родился в Екатеринодаре, сейчас – Краснодар, уже после исхода из родных земель). Семья Ибрагимова проживала в Москве (возможно, в Коврове он был в гостях), а о семье Бит известно, что после ареста главы ее члены – жена и дети, имея иранские документы, — выехали в Иран»…

Еще раньше, в июне 1926 года, в архивных документах упоминается ковровский чистильщик обуви Исак Абрамов, который позже выехал в столицу на пмж, где в 1934 году погиб – был убит двоюродным братом.

— Могила Исака Абрамова, — рассказал нам по телефону Сергей Михайлов, – сохранилась на Ваганьковском кладбище. Абрамовы тоже были родственниками семьи малика. И хотя фамилия Абрамов у ассирийцев встречается часто, но именно у этой группы – выходцев из села Алсан – достаточно редко, так что, скорее всего, это был один и тот же человек. О том, что он был убит в стычке с братом, написано на надгробии – оно двуязычное, содержит одновременно и русский, и ассирийский тексты. Последний, правда, непосвященному человеку покажется похожим на арабский. На самом деле, это т. н. несторианское письмо (см. на фото). В настоящее время в Москве на Ваганьковском кладбище сохранилось шесть подобных надгробий — в основном 20-30-х гг., когда были живы люди, умевшие писать на исконном арамейском языке.

Немного подробнее информация о другом ковровском ассирийце, которого мы упомянули вначале, — Иосифе Бит. Как сообщил историк Сергей Михайлов в своем докладе на «Рождественских чтениях», огромную работу по сбору материалов о репрессированных ассирийцах провел (и проводит сейчас) зав. библиотекой Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Стефан (Садо). В 2017 году он выпустил фундаментальный труд «Мартиролог ассирийцев СССР», из которого и стали известны сведения о репрессированном чистильщике обуви Иосифе Бит. Согласно паспорту подследственного, родился Бит в иранском городе Урмия. Однако на самом деле происходил из Турции, из села Алсан. Урмию же часто записывали местом рождения беженцев, которые через Персию спасались от геноцида.

В 1921-23 гг. Иосиф Бит проживал в Москве, где в то время обосновалось немало односельчан, а затем перебрался в Ковров. К моменту репрессий у него была большая семья – супруга Мария Савовна Бит и шестеро детей. Известен адрес, по которому в Коврове проживало семейство Бит – ул. Базарная, 64 (сегодня ул. Першутова). Как долго семья жила в этом доме — неизвестно. Зато известно, что «арестован Иосиф Бит был 7 февраля 1938 года, «традиционно», как иранский подданный, и обвинен в шпионаже, после чего приговорен к высшей мере наказания». Приговор, пишет далее Сергей Михайлов, «был приведен в исполнение 5 марта того же года, те есть между арестом и расстрелом прошло меньше месяца. Как репрессированный, чистильщик обуви Иосиф Бит упомянут и в «Книге памяти Владимирской области»».

Как было сказано выше, семья Иосифа Бит недолго оставалась в Коврове, уехала в Иран. Однако впоследствии дочь репрессированного – Наталья Иосифовна Дадышо – вернулась в СССР, проживала в Баку, затем в Воронежской области. В 1995 году она была признана пострадавшей от политических репрессий.

Часть городской культуры

Помимо семьи Бит на момент репрессий в Коврове жили и другие ассирийские семьи, причем принадлежавшие к другой группе-племени. Об этом ученому-историку рассказал самый известный представитель владимирской диаспоры ассирийцев Семен Баделевич Бит-Ишо. Когда он интересовался в областном — тогда еще КГБ — информацией о своем репрессированном отце, расстрелянном в 1938 году, возникла путаница: ему предоставили сведения о другом Баделе Бит-Ишо, также пострадавшем от репрессий, но только в Коврове. Этот человек владимирской семье являлся родственником, хотя связи с ними были утеряны еще до войны. Известно, что у ковровского Бит-Ишо было восемь детей и происходила его семья из селения Севине области Барвар, где проживали ассирийцы племени миллетбарварная.

— К сожалению, за неимением других источников информацию о ковровских ассирийцах 1930-х гг. можно лишь додумывать: что представлял из себя небольшой мирок этого этноса в Коврове? Учитывая, что город был достаточно крупным на железнодорожной ветке Москва — Нижний Новгород, легко предположить, что тут оседали и другие семьи ассирийцев-беженцев. Было бы проще, если бы мы знали число рабочих мест ассирийцев – как их называли, «стоянок» для чистки обуви, – говорит историк Сергей Михайлов. – Известно, что одну «стоянку» предоставляли на одну семью. Но такой информации в настоящее время не найдено, хотя по некоторым другим городам она есть, например, по Шуе, Владимиру. Известно, что многие ассирийцы, не сумев адаптироваться к советской жизни, уехали из России через Иран. Но также известно, что вынуждено приехав в нашу страну в годы Первой Мировой войны, не зная языка, многие ассирийцы – главы семейств – старались найти здесь работу, и находили: становились кто грузчиком, кто разнорабочим. Уже позднее их посадили на «стоянки» для чистки обуви, чем они и запомнились, и у многих ассоциируются именно с этим ремеслом. А вот их дети, оставшиеся в СССР, чисткой обуви не занимались, все получили высшее образование. Для меня эта тема не просто интересная, она неисчерпаемая: как через такую вот сапожную специальность ассирийцы вошли в культуру русских городов 20-го века и стали частью городского колорита своего времени.

А есть ли потомки?

Сегодня коренные ассирийцы, живущие в наше стране, по большей части утратили свой язык, полностью перейдя на русский. Но при  этом сохраняют высокое самосознание, контакты с родственниками и соплеменниками в разных городах. Смешанные браки с представителями других христианских народов среди современных ассирийцев встречаются часто. И это момент тоже весьма интересный. Несмотря на то, что им пришлось пережить богоборческие времена в СССР, ассирийцы всегда сохраняли и четкое христианское самосознание – обязательно крестили детей, венчали молодых, отпевали умерших. В России большинство представителей данного этноса – православные, однако есть и общины Ассирийской церкви Востока.

По последней переписи в России проживает около десяти тысяч ассирийцев, отмечает историк. На деле – их больше: часто на местах такие нации не фиксируют и пишут в графе просто «русский». Самые большие диаспоры встречаются в Москве, в Краснодарском крае, в Ростовской области. О том, живут ли сейчас потомки ранней ассирийской диаспоры в Коврове, возникшей в 1920-х гг., неизвестно. На тот момент в городе проживало предположительно до десятка семей. Некоторые могли уехать, когда иранские паспорта ассирийцев стали менять на советские, другие – переехать в более крупные населенные пункты.  Но, возможно, кто-то здесь и остался и живет в нашем городе до сих пор.

— Вот вы спрашиваете, что меня вдохновляет в работе над этой темой? – отвечает на мой вопрос историк Сергей Михайлов. – Отвечу так. Когда ты находишь то, что до тебя никто не находил, когда благодаря тебе история обогащается новыми знаниями, это всегда вдохновляет. Я занимаюсь по-настоящему своим делом. Повторюсь: то, что мы знаем на данный момент об ассирийцах Коврова, всего лишь верхушка айсберга. И в ходе дальнейших поисков может быть выявлен интереснейший материал.

Вполне вероятно, что новые открытия не за горами, ведь  Сергей Михайлов готовится сделать новый доклад на ковровских «Рождественских чтениях»…

Инна БУЛАТОВА по материалам Сергея МИХАЙЛОВА.

Фото из архива Сергея МИХАЙЛОВА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться