Есть в грамматике русского языка понятие «превосходная степень», когда при помощи суффиксов «-ейш-», «-айш-» выражается усиленное отношение к предмету. О героине нашего очерка хочется писать только в превосходной степени: нежнейшая, обаятельнейшая, замечательнейшая, добрейшая, талантливейшая…
Вот мнения о ней: «Мы познакомились с ней пять лет назад, до сих пор поддерживаем отношения – это «золотой» человек!»; «Прекрасный профессионал, очаровывает собой и своими мероприятиями, чудесным коллективом»; «И дети, и родители, и педагоги – все участвуют в ее мероприятиях — это так здорово! Настоящий креативный руководитель, психолог, обаятельнейшая женщина!»; «Ей, обласканной судьбой, просто не дано быть другой»; «У нее высокая внутренняя культура; она очень воспитанная, тактичная; умеет найти общий язык с любым человеком»; «Всем нам с ней повезло!»; «Это человек, с которым хочется общаться всегда!»; «Умница, красавица, чудо-руководитель – не мешало бы многим у нее поучиться!»; «Работа с таким руководителем – одно удовольствие, радость, желание. Нам очень повезло!»
Так кто же наша героиня, отметившая 8 сентября личный юбилей? Ольга Хребтова — директор музея природы и этнографии. А ее красивая цифра – 55 — лишь подтверждение того, что все у нее на «5»: и работа, и семейная жизнь, и люди, присутствующие в ее судьбе.
Каждый, кто хоть раз встречался с Ольгой Владимировной и ее коллективом, кто хоть раз побывал на мероприятии в музее, обязательно захочет новой встречи, потому что она создает от души, от сердца, от любви к работе и людям. Еще не входя в здание музея, пройдитесь по ухоженной территории: цветы, цветы, цветы…Маньчжурский роскошный орех, уютная беседка, где вас обязательно напоят из самовара ароматным чаем с «природными» конфетами: «Красный мак», «Пчелка», «Ласточка», «Василек»…Здесь так и тянет сфотографироваться на ажурном мостике у малыша-пруда и у парусника. Жаль, конечно, что огромный лось «постарел», но, ничего не поделаешь, старость не радость и для лося, правда, ему «на выручку» пришло множество других зверей, которые удобно разместились в музее. Мохнатая ель во дворе – тоже украшение дворика.
Заходим в здание, а там – что ни зал, то — сюрприз. Но сегодня не о музее, сегодня о его хозяйке…
Итак, знакомимся с нашей героиней, без преувеличения любимицей очень и очень многих.
Ольга Владимировна родилась 8 сентября 1967 года в городе Сырдарья в Узбекистане, в семье ветврача Владимира Артемьевича и учительницы Тамары Ивановны. Дедушка, Иван Васильевич, участник Великой Отечественной войны, вернувшись с фронта, рассказывал, что жизнь ему не раз спасало письмо 5-летней дочки Томочки, которое он хранил у самого сердца. Это письмо, как семейная реликвия, до сих пор бережно хранится в семье моей героини.
— Папа жил для людей: в любую минуту мог прийти на помощь, — делится воспоминаниями Ольга Владимировна. – Возвращаясь с работы домой, всегда дарил мне нежно-розовые розы (наверное, так воспитывал любовь к красоте). Мама – очень правильный, справедливый и добрый человек. У родителей нас трое – я и два брата. С детства нас приучали к ответственности за слова и поступки, самоотдаче в работе, целеустремленности, отзывчивости – других вариантов не было. Училась в школе с интересом. Была председателем дружины. Окончила школу, как и мама, с золотой медалью. Любимыми предметами были математика и история. В математике восхищала необходимость «включать» логическое мышление, в истории – гордость за нашу страну, прекрасную и непобедимую, умеющую преодолеть все трудности; чего только стоит эпоха Петра I, настоящего патриота! Не сомневалась в выборе будущей профессии. Только учитель! Окончила Сырдарьинский государственный пединститут, исторический факультет.
Вышла замуж за одноклассника, выпускника высшего военного танкового училища Игоря Хребтова (который еще в школьные годы тайно восхищался ее артистизмом при чтении стихов). Молодая семья десять лет прожила в Северной Осетии, во Владикавказе. Сын Ярослав – бесконечная радость счастливой семьи. Игорь Николаевич преподавал в институте МВД, Ольга Николаевна воспитывала сына, восхищая мужа не только как замечательная хозяйка, верная, любящая, умная жена, но и своим стремлением к самореализации — она участвовала в республиканском конкурсе чтецов, где заняла 2 место (первое присвоили узбечке, хотя все члены жюри были поражены способностями именно Ольги).
С 2001 года Хребтовы живут в Коврове.
— Как судьба связала вас с нашим историко-мемориальным музеем? – интересуюсь я.
— Случайно. Сын, учившийся в гимназии №1, участвовал в конкурсе чтецов и занял первое место. Любовь Плеханова, организатор конкурса, поинтересовалась, кто его так хорошо подготовил. И он признался, что я. Любовь Николаевна, сама прекрасный чтец, быстро сориентировалась, уточнив, где я работаю. А на тот момент я не работала. И где-то через пару дней мне предложили стать сотрудником музея, точнее — директором создававшегося музея природы и этнографии. Все начинала с нуля: здание, территория требовали хозяина.
И таким хозяином стала наша юбиляр: настоящим, креативным, думающим. Весь коллектив ей под стать – единомышленники, которые работают не от зарплаты до зарплаты, а от мероприятия к мероприятию с полной самоотдачей.
Вот «оценка» сотрудников музея, данная руководителем, которого они, опять-таки скажу без преувеличения, обожают:
Марина Пономарева – умная, инициативная, старательная, идеальный сотрудник.
Ирина Прусова – опытный сотрудник, прекрасно знающий свое дело.
Вера Маслова – кассир, «визитная карточка» музея, доброжелательная, безотказная, компетентная во всех вопросах
Елена Амбарова – смотритель, чудесная хозяйка.
Михаил Топал – сотрудник незаменимый, живет музеем, наша «душа».
Юрий Метлин – мастер–«золотые руки».
Татьяна Рябчикова – смотритель, любое поручение при пятибалльной оценке – на «6».
Светлана Филатова – озеленитель, «наш Мичурин».
…Мы сидим в уютном светлом доме именинницы, где все продумано хозяевами до мелочей: интерьер с обложки глянцевого рекламного журнала, милый букетик цветов на белоснежной скатерти, за окном – «три липки», как о них сказала хозяйка. Не зря говорят, что важно «что», а еще важнее – «как». «Липки» — это три добротные, крепкие липы, словно юноши-богатыри охраняющие дом-крепость, а хозяйка о них говорит со свойственной ей нежностью – еще раз убеждаюсь в удивительной натуре Ольги Владимировны, где есть место и бойцовскому характеру, и ранимости, и требовательности, и уважительности, и постоянному самосовершенствованию.
Игорь Николаевич приглашает к чаю, а заодно отведать узбекское блюдо «три пирога: прошлое, настоящее, будущее» — безусловно, опять на «5», как в лучшем ресторане Узбекистана!
— За что вы любите жену? – спрашиваю супруга нашей героини.
— За все! Она – лучшая! У нее нет недостатков! Она – моя жизнь!
— А вы, Ольга Владимировна, за что цените мужа?
— Он – единственный и неповторимый, любящий, любимый, заботливый, надежный.
— Как и в любой семье, наверно, у вас тоже бывают разногласия, как их решаете?
— У нас нет разногласий. В нашей семье исключены недопонимания, ссоры даже не рассматриваются, мы – единое целое. Наша любовь, наши отношения – однажды и на всю жизнь!
— Назовите любимых писателя, поэта, песню, цветок.
— Валентин Пикуль, Александр Пушкин, «Ты у меня одна», лилия.
— Лилия? Почему? А как же розовые розы?
— Лилия – изысканна.
— Что для вас юбилей?
— Желание еще больше сделать для музея, для людей, имея уже определенный опыт. Хочется, чтобы люди, придя к нам однажды, шли в музей вновь и вновь. И уходили с радостью, со счастливыми огоньками в глазах.
…Расстаемся у «липок», невольно любуюсь изысканной Ольгой Владимировной: открытой, доброй, скромной, которую действительно есть за что уважать и искренне любить.
…21.00. Телефонный звонок.
— Вас беспокоит Мария Цембровская из Челябинска. Узнала, что будете писать об Ольге Владимировне. Пожалуйста, напишите, что я в восторге он нее. В 2018 году случайно оказалась на подготовленном ею мероприятии – это было незабываемо: сколько души в ней и в ее коллективе! Это был настоящий праздник для души и для сердца! Всего ей и ее коллективу наилучшего, творческих успехов, крепкого здоровья!
Буду в Коврове – обязательно загляну в музей!
Лидия ТАЛЫШКИНА.
Фото из архива музея.