Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Пухлый альбом… Множество газетных вырезок: статьи, интервью, небольшие заметки. Некоторые из них даже успели чуть пожелтеть от времени.
Более тридцати лет жительница поселка Мелехово Эвелина Варламова собирала материалы о творчестве нашего знаменитого земляка – художника Виктора Бычкова. Его произведения, воспевающие не только горячо любимый им родной край, но и весь «русский мир», основанный на глубоких православных традициях, тронули душу Эвелины Ефимовны еще в 90-х… Спустя годы собранную коллекцию она попросила передать самому Виктору Алексеевичу…
«… Для меня совершенно непостижимо, каким образом эта мудрая интеллигентная женщина посчитала достойным ее внимания творчество начинающего художника, совершенно неизвестного в то время. Как по первым моим работам она определила вектор развития творчества на будущее? – с искренней благодарностью написал в ответ Виктор Бычков. — Этот альбом, собранный из газетных вырезок за 30 лет и выглядящий достаточно внушительно, для меня есть бесценный подарок… Этот альбом — прямое доказательство того, что я, начиная с первой и до последней работы, был, есть и буду русским художником…»
С этого «бесценного подарка» художнику Бычкову начинается и мое знакомство с Эвелиной Ефимовной. В последних числах января еду к ней в гости. Открывается дверь – на пороге хрупкая элегантная женщина: красивое шерстяное светлое платье, бусы из бирюзового цвета жемчужинок, аккуратная серебристая стрижка – разве подумаешь, что хозяйке квартиры исполнилось уже 92? Она приглашает меня пройти, и через несколько шагов я попадаю… в домашний музей. В уютной комнате все буквально дышит увлечением ее хозяйки: книги, статуэтки, альбомы… С интересом оглядываюсь: вот на стене вышивка – Эвелина Ефимовна поясняет – «подарок подруги»: бисером портрет Пушкина в профиль; вот — на столике — доставшийся от мамы драгоценный пушкинский томик…
Я уже знаю, Эвелина Варламова – пушкинистка. Слова «русский поэт», «русский художник» для нее всю жизнь наполнены глубочайшим смыслом. Увлеченность Пушкиным моя героиня – большая поклонница и ценительница русской культуры, потомственный педагог с многолетним стажем — скромно говорит о себе:
— Я собиратель. И пушкинист, и есенинист. Всю жизнь собираю материалы о русских художниках, поэтах, писателях. Пушкин, конечно, на первом месте, для меня он – непревзойденный. Но люблю и творчество наших земляков. Году, наверное, в 90-м в ковровском музее открылась выставка молодого художника Виктора Бычкова, и я настолько впечатлилась его работами, что стала собирать о нем материал. Все публикации, которые встречала в газетах. Очень важным для меня стало то, что Виктор Алексеевич наш земляк! В его произведениях чувствуется такая любовь к родному краю, нашим обычаям, старине! А православные мотивы в его картинах! Я человек верующий – для меня это важно. Одна из его работ – храм в Больших Всегодичах. Я на нее все смотрела и думала: «А ведь в этом селе жила моя тетя! Мы туда как-то на лодке добирались в разлив»…
За 30 лет вырезок из газет накопилось много. И тогда Эвелина Ефимовна подумала: а вдруг собранный ею материал сможет пригодиться и самому художнику – для мемуаров. А дальше мы знаем…
***
Разговорившись с гостеприимной хозяйкой, понимаю: книги и многочисленные альбомы с тщательно подобранными вырезками, фотографиями – главное ее богатство. Большинство из них посвящены Александру Сергеевичу… Не зря же Эвелину Ефимовну все знают как пушкинистку. Усадив меня в уютное кресло, она показывает один из последних созданных ею альбомов, посвященный незабвенной няне поэта, и рассказывает, рассказывает, рассказывает… Любовь к «солнцу русской поэзии» еще маленькой Эвелине привила ее мама — Валентина Горшкова – преподаватель русского языка и литературы в федотовской школе…
— По настоящему она полюбила Пушкина в 37-м – в тот год, когда в Советском Союзе широко отмечали 100 лет со дня смерти поэта. По распоряжению Сталина, имя Пушкина было у всех на устах, много говорили о том, что он – декабрист, революционер. Власть старалась на этом имени выехать. В школу тогда пришло огромное количество книг и материалов о Пушкине. Мама все эти книги читала с большим интересом, — вспоминает моя героиня.
Когда пришло время самой выбирать профессию, девушка решила пойти по стопам мамы – стать учителем русского языка и литературы. Признается:
— Больше всего меня к этому понуждал Пушкин! Мечтала, как буду рассказывать о нем своим ученикам на уроках.
Так в ее жизни и получилось. Пушкинские уроки всегда были для Эвелины Ефимовны самые лучшие, радостные, любимые. Для них же, еще будучи молоденькой учительницей, начала собирать наглядные материалы, систематизировать их, оформлять в большие альбомы. К несчастью, рано умерла мама, из-за чего девушку даже не отправили после учебы по распределению в Узбекистан, оставили продолжать педагогическую династию в Ковровском районе. Сначала четыре года она преподавала в деревне Крутово, затем в школе родного поселка Мелехово. Вышла замуж — за фронтовика-орденоносца Владлена Варламова. Жили с ним душа в душу, в семье появилось двое детей. Дела, заботы, ученики…
…и красной строкой через всю жизнь – любовь к русской культуре, а самое главное, к Пушкину.
— Вы знаете, Пушкин – действительно чародей. Все, кто по-настоящему прикасается к его творчеству, становятся пушкинистами. Я много могу вам привести примеров. Валентин Гафт под влиянием Пушкина стал писать свои эпиграммы, а Леонид Филатов — свою знаменитую сказку «Про Федота-стрельца». И что хочу еще сказать. Раньше все кричали, что Пушкин – революционер. Я тоже когда-то так думала. Но нет, Пушкин – поэт от Бога. Если внимательно вчитаться и в прозу его, и в стихи, что это – православная литература. И все становится на свои места. Возьмите «Капитанскую дочку» — сюжет в ней основан на заповедях Христовых, где все по-честному, без крови, по-христиански. Вот раньше писали, что «Деревня» — антикрепостническое стихотворение. Это не так. Пушкин в нем рисует картину деревенской бедности и пишет: «Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя…» То есть не призывает к революции, а наоборот, предостерегает и призывает, чтобы все шло мирным эволюционным путем…
Своим самым любимым пушкинским стихотворением Эвелина Ефимовна, не колеблясь, называет написанное в 1829 году, пронизанное светлой грустью послание — «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». И, сжимая в руках заветный, доставшийся от матери томик, признается, что ее увлечение – самое лучшее на свете лекарство.
— Когда чувствую себя плохо, сажусь, открываю свои альбомы, начинаю листать их, и мне сразу становится лучше. Пушкин меня как будто оберегает Оттуда, — показывает она наверх.
***
Две даты – день рождения Пушкина 6 июня и день смерти 10 февраля – всегда были для Эвелины Ефимовны самыми важными. В эти дни она старалась устраивать поэтические вечера, посвященные творчеству своего любимого Александра Сергеевича – с выставкой интересных, подобранных по теме материалов, чаепитием, долгими насыщенными беседами. В течение многих лет такие встречи проходили в мелеховской взрослой библиотеке, собирая порой не один десяток поклонников поэта.
— Творчество Пушкина – тема неисчерпаемая, — уверена Эвелина Ефимовна. – Оно всегда ново и всегда актуально. Один из известных исследователей пушкинского наследия на вопрос «А долго ли Пушкин будет любезен народу?», который ему задали, перефразировав пушкинскую же строчку, ответил: «Вечно. Русскому народу Пушкин будет любезен вечно. А если перестанет быть любезен, то горе тогда русскому народу. Он потеряет свою индивидуальность, перестанет быть народом, сделается, по выражению Пушкина, стадом скотов. Это самое страшное, что может произойти с Россией».
Под влиянием Пушкина моя героиня и сама иногда пишет стихи, в которых великий русский поэт ее «самый надежный, спасающий от одиночества друг». И хоть ее сердцу близки и другие поэты, к примеру, Сергей Есенин (любовь к певцу русской природы в детстве привил Эвелине Ефимовне ее папа — тоже школьный учитель и фронтовик), но Пушкин, без сомнения, в этом сердце на первом месте.
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива Эвелины Варламовой.