Есть у нас в городе удивительный «островок» — историко-мемориальный музей, где что ни вернисаж, то удивление. Удивил он и на этот раз выставкой заслуженного художника РФ Игоря Тихонова (г. Москва).
Прежде чем рассказать вам, дорогие читатели, об этом художнике, давайте познакомимся с его работами: необычными, удивительными и по содержанию, и по исполнению. Вы думаете, нас ждут цветочки-лютики на лугу под голубыми небесами, или портрет какой-то милой барышни в шляпке с голубой ленточкой под стать глазам, или серебристый ручеек, затерявшийся в лесной прохладе? Отнюдь нет.
Огромные полотна, порой в четверть стены, поглощают вас со всех сторон приглушенными тонами, символическим сюжетом, заставляя замереть и остановиться, чтобы задуматься, а не бежать дальше. Эти полотна то «затягивают», как в омут, то «выбрасывают» на свет, как брызги солнечных лучей.
«Островок». Думаете, на речке или на море? Нет, в лесу… «Бани в Сухолжено» — это вам не веселенький, умиротворенный пейзажик, здесь старые, замшелые строения. «Никогда» — настоящий ребус. Как вы представляете «Никогда» на холсте? А Игорь Тихонов видит его так… А как, не скажу – приходите, увидите. Для меня «Никогда» осталось тайной.
«Карусель в г. Каргополь» — на фоне Христорождественского собора 16 века застывшая то ли от движения, то ли от ветра. Вспомнилась танцплощадка во Владимире недалеко от Успенского собора. Хорошо это или плохо? А не напоминание ли это нам, что мы мечемся из стороны в сторону: то церкви разрушаем, утверждая, что религия – опиум для народа, то бросаемся в храмы и со смиренным видом держим свечку перед образами? Мы мечемся, а храм как стоял, так и стоит, удивляясь нашей духовной слепоте.
«К первому причастию» — женщина с маленькой девочкой направляются в храм. Светлая картина. Чистая, как душа ребенка.
«Крепость Изборск» — на возвышенности, неприступная. Дома узнаю из энциклопедии: «Впервые упоминается в 862 году. В XIII-XVI вв. крепость, защищавшая Псковскую и Новгородскую земли от немецких крестоносцев. Стены и башни крепости XIV-XV вв». Как хорошо, что благодаря выставке узнала исторический факт.
«Скворечники» — разрушенная деревня. От нее остались лишь скворечники, да и то скоро и они рухнут. Оживляют мрачный ландшафт фигурка человека с собачкой да машина вдалеке. Значит, жизнь продолжается…
«Воля» — очень понравилась!
«Ветер. Белая дорога» — опять деревушка с покосившимися домами, на дороге – собачка. Вроде бы трогательно, но уж больно страшненькие домики на пригорке, оттого и тоскливо.
«Один». Думаете, кто? Конечно же, собачка, ожидающая у порога хозяина. «Она не предаст, не изменит вовеки./ И, не понимая наук и искусств, /Всю жизнь не устанет искать в человеке/ Таких же простых и возвышенных чувств».
Скиты: «Оранжевый», «Красный», «Фиолетовый» — яркие, напряженные цвета. Видать, почувствовал художник, что жизнь отшельников далеко не безоблачна.
«Урочище. Крутой ручей» — все здесь мрачно и темно, ничто не радует взгляд. Уж никак не захочется испить из него водицы.
«Куст калины» — красивое название. Как мы знаем, калина пышно цветет, осенью одаривая гроздьями ягод. Здесь облезшая калина на фоне разрушенной деревни.
Как понятна «Унылая пора! Очей очарованье!», а здесь «Сырая осень», «Метелица», «Ливень»…
«Весна священная. Всходы». Весна? Почему «священная»? А почему всходы так похожи на два темных крыла? А кто эта бабушка с черным котом? Баба-Яга? Может, это олицетворение Темной силы, противоборствующей все равно рано или поздно пришедшей Доброте?
Фееричное «Колесо». Сразу же вспомнилось «Колесо» у Марины Пискуновой, где на фоне красной герани довольно еще крепкое колесо от старой телеги. Да и как не вспомнить Гоголя – приезд Чичикова в город NN:
«…Два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания: «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой». Что хотел сказать своим «Колесом» автор работы Игорь Тихонов — решать вам.
А сколько тревоги, несмотря на цветущий куст, в картине «В одном старинном городе я помню старый дом»! К прошлому нет возврата? Уходя — уходи? «Только раз цветут сады в душе у нас»? Посмотрите и на цветущий куст – совсем не привлекает. К тому же занавеска, развевающаяся на ветру, похожа на прощальный взмах.
«Красный петух» — это вам не петушок-золотой гребешок, шелкова бородушка, масляна головушка. Замысловатая композиция подчеркивает метафоричность образа.
Полотна, посвященные Донбассу, — тоже яркая аллегория, доведенная до гротеска. Помню благоухающий розами Донецк 70-х: солнечный, с широкими проспектами, с улыбающимися горожанами, с ЦУМом «Белый лебедь», детским кинотеатром «Красная шапочка», уютным аэропортом, а сейчас … Художник изобразил этот светлый город в окружении ощетинившегося вепря, каркающих стай ворон. Идет борьба Добра и Зла.
…Это лишь несколько моих субъективных зарисовок на представленные на выставке работы, всего их 61. Признаюсь, выставка непростая с точки зрения «прочтения», да и верно кто-то отметил: «почему искусство должно усваиваться, как сахар». О выставке нельзя сказать — «понравилась» или «не понравилась». Она как крепость, которую сходу не взять; мне удалось лишь частично. Может быть, кому-то ответ-подсказку даст биография художника.
Родился Игорь Тихонов 27 января 1953 года. В 1971 году окончил Московскую художественную школу им. Томского. В 1977 году – ВГИК им. С. А. Герасимова. Работал на киностудии им. М. Горького заместителем директора. Во ВГИКе более 35 лет занимался педагогической деятельностью, был деканом и доцентом художественного факультета кафедры рисования и живописи. В 1995-1998 годах стал организатором и худруком художественной школы «Покров» в районе Митино в Москве.
Им была построена часовня Георгия Победоносца на месте захоронения русских и немецких солдат, погибших в 1941 году под Москвой.
В 2010 году — часовня Пророка Ильи в п. Борисово Вологодской области.
В 2017 году Игорь Всеволодович посетил места боев в Донбассе.
Участник более 100 выставок в России и за рубежом, в том числе в Бельгии, Германии, Финляндии, Японии.
В 2018 году его не стало… И это вторая выставка, организованная уже после его смерти.
Лидия ТАЛЫШКИНА.
Фото Бориса НИКИТИНА.