В конце декабря 2021 года в школе № 17 прошел удивительный урок! Провела его с учащимися 5-го и 11-го классов учитель истории, кандидат исторических наук Анна Тюкова. Все мы, присутствовавшие на уроке, получили возможность погрузиться в историю государства Российского: в XII век, Владимиро-Суздальскую Русь, времена правления князя Андрея Боголюбского. Мы – это члены городского Совета ветеранов войны и труда и члены Общественного совета при МО МВД России «Ковровский».
Итак, представьте… Учитель Анна Васильевна просит ребят собрать пазлы из карточек, разложенных на каждом столе – архитектурных строений того времени, и определить, что это за памятники. И закипела работа! Ребята сосредоточенно составляют пазлы. Вот, наконец, поднялась одна рука, вторая, третья…
Памятники архитектуры выводятся на экран. Среди ответов учащихся есть, конечно, и неверные, но большинство отвечают правильно: церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота, Успенский собор во Владимире. За правильный ответ учитель в качестве поощрения дает ребятам «буквы». Затем на экране появляются имена русских князей: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Владимир Мономах, Всеволод Большое гнездо.
Анна Васильевна спрашивает ребят: во время правления какого князя появились эти памятники старины. Небольшая пауза… и снова звучат ответы! Вновь есть неверные, но стоит только произнести имя Андрея Боголюбского», как на экране появляется фото с бюстом этого князя.
— Ребята, — звучит голос учителя, — а почему говорили, что он никогда не опускал головы?
И тут же сама рассказывает — почему. Оказывается, из-за своей болезни. Анна Васильевна называет даты рождения и смерти князя Андрея Боголюбского, отмечает, что он был сыном Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана.
Стоит отметить, что в показе слайдов и фильма учителю помогает ученица 11-го класса Маша Гаврилова. И не только она… Учащийся 11-го класса Андрей Карпов входит в класс в образе князя Андрея, а победительница олимпиад разного уровня Саша Кисарина ведет о князе интереснейший рассказ.
На экране — исход князя Андрея Боголюбского с дружиною из Вышгородского княжества. Впереди — колонный дружинник с иконой Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта икона станет получит название Божией Матери Владимирская.
Анна Васильевна продолжает рассказывать, уточняя, где остановилась княжеская дружина и почему. На экране слайд еще с одним храмом, звучит вопрос: что это за храм и где он сооружен? Среди версий ребят есть одна практически правильная. Учитель, поправив ученика, передает ему «букву» за ответ. Затем одиннадцатиклассница Саша Кисарина рассказывает о походах князя и его путешествии по реке Клязьме, и в процесс включается сам «князь Андрей» (Андрей Карпов):
— Любо мне, братцы! Любо! — говорит он.
Анна Васильевна спрашивает: «О каком месте Владимиро-Суздальской Руси так говорил князь Боголюбский?» Поднимается лес рук, ответов — море. Но все не те. Неожиданно звучит: «Это село Любец на Клязьме!» И снова поощрительная «буква» отдана в руки правильно ответившего ученика.
— А это кто такой? – вопрошает учитель «князя Андрея».
В класс входит «мужик с бородой».
— Зверолов Епифан, — говорит он.
Представляет «зверолова» ученик 11-го класса Андрей Смирнов. Одиннадцатиклассники буквально вживаются в образы своих героев. Далее следует рассказ о деревне Епифановка.
— А какое название сейчас у этой местности?
Тишина. Затем поднимается несколько рук:
— Город Ковров, — и поощрительная «буква» снова находит своего героя. Учитель же продолжает рассказ о князе Андрее.
Мы, присутствующие, заворожено смотрим на класс и на учителя, который так умело и увлеченно ведет диалог с учениками.
— Ребята, а где Андрей Боголюбский княжил до Владимиро-Суздальского княжества?
Ребята молчат… Вдруг звучит подсказка от одного из гостей. Анна Васильевна мгновенно среагировала на это: «Ну, что же, мы поощряем подсказки», — улыбнувшись, сказала она.
Увлекательнейшее повествование о князе Боголюбском продолжается целый урок. Ребята узнают о заговоре против князя бояр Кучковичей, о его гибели. Учитель рассказывает и о роли Андрея Боголюбского в становлении Владимиро-Суздальской Руси. Затем Анна Васильевна просит выйти вперед ребят с поощрительными желтыми и белыми карточками, из них нужно составить слова. После небольшой заминки ребята выстраиваются, держа в руках карточки с именем Андрея Боголюбского.
Учитель подводит итог урока. Затем берет слово один из гостей, член городского совета ветеранов:
— Ребята, почему мы вспоминаем князя Андрея Боголюбского? Да потому что это наша история, и ее надо знать.
Член городского Совета воинов-интернационалистов «Воин» Валерий Аввакумов напомнил школьникам о подвиге наших воинов в Афганистане, о роли школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
— Вот такие учителя, как Анна Васильевна, и нужны нашим ребятам, — подчеркнул он. Рассказал и о своей учительнице, которая говорила: «Закройте, ребята, учебники, я расскажу вам о том, чего в них нет!» Мы заслушивались ее рассказами!
В завершении урока председатель городского совета ветеранов Тамара Шепелева вручила Анне Васильевне благодарственное письмо от областного совета ветеранов войны и труда за умелую работу с подрастающим поколением.
Благодарственное письмо, но уже от городского совета ветеранов было вручено директору школы Ларисе Груздевой.
От урока у всех присутствующих на нем гостей осталось неизгладимое впечатление. Однозначно останется он и в памяти учащихся.
Виктор ЛЕБЕДЕВ, заместитель председателя
городского Совета ветеранов войны и труда.
Фото предоставил автор.