Богат месяц январь на великие православные праздники: тут и Рождество Христово 7-го января; и 14-го, на святках — в день, когда светские люди отмечают Старый Новый год – по православному календарю ОбрЕзание Господне (согласно Святому Писанию во время этого обряда Божественному младенцу и было наречено имя Иисус — «Бог спасает»); а 19-го января еще один важный праздник – Крещение, установленный в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Что мы знаем об этом празднике, кроме того, что надо не забыть сходить в церковь за святой крещенской водой? Можно ли очиститься от грехов, окунувшись на Крещение в прорубь? Чем отличаются Крещение и Богоявление? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашем материале.
Но начнем, пожалуй, издалека. С Ветхого Завета. Известно, что Ветхий Завет как бы готовил собою Новый: все пророки, которые жили до рождения Иисуса Христа, предрекали пришествие Мессии, Спасителя мира, в том числе и Моисей. Но последний в Ветхом Завете не только пророк – это человек, по молитвам которого Бог дал людям заповеди – правила жизни, согласно которым должен жить каждый. Заповеди были высечены на скрижалях – двух тяжелых каменных плитах. Носили эти скрижали в Ковчеге Завета. Когда израильский народ, идущий по пустыне за Моисеем, а потом за его преемником Иисусом Навином, хотел перейти через Иордан в Землю обетованную, ему это не удавалось сделать до тех пор, пока не внесли в воды реки Ковчег. Когда же внесли, воды остановились, и израильский народ прошел «яко по суху».
— В библейской истории все очень тесно взаимосвязано, — рассказывает иерей Павел (Андреев), священник ковровского храма Феодоровской иконы Божией Матери. — Спустя века к тому же самому месту на Иордане пришел в назначенный Богом день и Иисус Христос. Он зашел в воду там, где когда-то был поставлен Ковчег Завета, и принял Святое Крещение от Иоанна Предтечи, который так и остался в истории Иоанном Крестителем.
Именно это событие и вспоминают в храмах 18-го и 19-го января. Во время крещения в водах Иордана, согласно Евангелию, на Иисуса в виде голубя сошел Святой Дух и одновременно с небес раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Этот момент называют Богоявлением – то есть Господь явил себя миру во всей полноте Святой Троицы: Бог-Отец (в виде голоса), Бог-Сын (крещающегося Иисуса) и Бог-Дух Святой (слетевшего голубя).
— Надо понимать, что Крещение и Богоявление – это одно и то же событие, — продолжает говорить отец Павел, — но в литургической практике в крещенский Сочельник 18-го января во время службы больше принято делать акцент на Богоявлении, а 19-го – непосредственно на Крещении.
Праздник этот для христиан особый. Готовясь к нему, верующие стараются погрузиться в значение этого дня. Накануне, также как и перед Рождеством, установлен строжайший пост, во всех храмах священники надевают белоснежные ризы, освящают воду великим чином.
— Господь наш принял Крещение в осознанном возрасте. По законам Израиля, человек до тридцати лет не имел права учить других, — говорит иерей Павел. — Мы же помним, что, явив себя миру, Христос идет по городам и селениям, проповедуя слово Божие. До Христа Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Люди шли к нему, стремясь изменить свою жизнь. Иоанн проповедовал: «Идет за мной Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви…» И вот появляется Христос и просит Иоанна крестить его. Что же отвечает Иоанн? «Это мне надо креститься у тебя. Почему же ты приходишь ко мне?» Но Христос дает понять, что нужно сделать именно так. Крестившись полным погружением от Иоанна, Господь не только даровал людям великое Таинство и явил Себя миру, но и освятил «все водное естество».
Что это значит? Священник поясняет: вся вода на земле 18-го и 19-го января – святая. В храмах в эти дни также освящают воду – одинаковым чином. И та вода, которую в народе называют Богоявленской, ничем не отличается от Крещенской, освященной непосредственно в праздник.
— Для верующих прийти в этот день в храм нужно обязательно – поблагодарить Творца за то, что он действительно вочеловечился и явил себя миру. С данного момента зарождается проповедь христианства по всей земле, и помнить об этом значении праздника для нас самое основное.
Почему Христос освятил именно воду? Потому что без воды человек жить не может. Если же вернуться к сотворению мира, то вода – та стихия, которая была изначально: «И сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух Божий носился над водою».
— После Крещения Христа зародилось Таинство Крещения, с помощью которого каждый человек может «родиться» для церкви. К сожалению, сейчас достаточно часто молодежь задает вопрос: «Зачем крестить детей в младенческом возрасте? Вроде, как подрастет человек, сам выберет свою веру». Я на это говорю так, — подчеркивает иерей Павел, — родители несут ответственность за детей с их рождения. Если родители православные, то есть веруют, что Господь нам себя через Крещение явил, был распят и воскрес; веруют, что он преподал нам свои Тело и Кровь для Таинства Евхаристии (верующий без него своей жизни не представляет); если родители исповедуются, причащаются, то им важно, чтобы и дети их принимали участие в Таинствах. Для этого дети должны быть крещеными. У верующего человека сомнений нет: «Как так: вся семья православная, предки все – православные, а ребенок будет думать о другой вере? Нет, ребенок должен исповедовать нашу веру, продлевая наш род», скажут они. Но как мы учим детей ходить, разговаривать, чистить зубы, так и вере нужно учить с самого детства, закладывать это семечко в сердце с надеждой, что оно обязательно прорастет. Знаю многих людей, которых «пошатывало», уходили в другие религии, но большинство всегда возвращалось.
Пожалуй, самая колоритная традиция, связанная с Крещением, это купания. Точнее окунание в иордань. Верующие (и не очень) трехкратно погружаются в ледяную купель «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
— Это народный обычай, но церковь его поддерживает, сама в нем участвует, — продолжает священник. – Людям, которые хотят окунуться в ледяную купель, не стоит забывать, что делать это нужно с благоговением. Никаких выпивок перед погружением в воду быть не должно – ведь Господь таким образом установил великое Таинство.
В Коврове в ночь на Крещение Господне в храмах будут проходить вечерние службы. Иордань тоже планируют освятить на традиционном месте — улице Набережной. Окунаться, кстати, можно весь день, не обязательно ночью.
— При этом, повторяю, необходимо благоразумие. Никакого экстрима – Богу он не угоден. И сразу хочу предупредить, что к смыванию грехов с души эта традиция отношения не имеет. Грехи смываются через Таинство исповеди. Все остальное – чистой воды язычество, — предупреждает священник.
И еще. Если обычную святую воду можно пить в течение всего дня, то крещенскую (она же – богоявленская) – сугубо натощак, отдельно или запивая просфору. И относиться к этой воде нужно, как к церковной святыне, пусть и находящейся у вас дома. С праздником, православные!
Инна БУЛАТОВА.
Иллюстративное фото.
P. S. Уточнен список мест для купания на территории Коврова, Ковровского, Камешковского, Вязниковского и Гороховецкого районов:
- Ковров, ул. Набережная д. 13 (в районе бани МУП «Первомайский рынок») р. Клязьма;
- Ковровский район пос. Мелехово (за домом № 4 на ул. Первомайской) р. Нерехта;
- Ковровский район с. Крутово р. Нерехта;
- Вязниковский район, пос. Мстера, Акиньшино (купель на источнике при храме);
- Камешковский район, оз. Малое Урсово;
- Камешковский район, с. Эдемское (купель при храме);
- Камешковский район, пос. им. М. Горького, пруд;
- Камешковский район, с. Второво, пруд;
- Гороховец, ул. Пролетарская д.12 (купель на источнике при храме).