Главная Знай наших... ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

опубликован manager

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат расположена на ул. Еловой. Сюда несложно добраться общественным или личным транспортом, а то и вовсе прогуляться до школы пешком не составит особого труда. Здесь учатся и живут особенные дети, которые в силу тех или иных обстоятельств не смогли или не могут получить образование в массовых школах. На данный момент здесь обучаются 285 человек, все имеют статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Чуть меньше половины детей – 106 – имеют инвалидность; нуждаются в индивидуальном (надомном) обучении и полноценно его получают 47 ребят. Скупые цифры… А за ними — судьбы целых семей, оказавшихся когда-то один на один со своими проблемами.

Несмотря на то, что данную школу в городе знают практически все жители, внутреннее устройство и жизнь организации скрыты от большинства ковровчан. Именно с этого и начался наш разговор с директором образовательного учреждения Светланой КОСАРЕВОЙ, которая любезно согласилась и рассказать, и показать, и развеять многие мифы, связанные с обучением в школе.

— Учредителем нашего образовательного учреждения является департамент образования Владимирской области,  и обучаются здесь ребята как из города, так и  района. Число детей с ОВЗ увеличивается с каждым годом, а родители в большинстве своем, к сожалению, имеют очень неполное  представление о нас и не спешат воспользоваться возможностями обучения собственных детей по адаптированным программам. Ведь у нас все особенное: подход к обучению, классы, учебники. И педагоги особенные, имеющие по два высших образования, одно из которых обязательно дефектологическое. Многие ребята уже через месяц пребывания в школе чувствуют разницу и с удовольствием сюда ходят, становятся более успешными и в собственных глазах, и в глазах родителей…

— Светлана Александровна, а в чем именно заключается особенность обучения детей и получения образования в вашей школе?

— Прежде всего в том, что главным для себя определяем подходы к обучению ребят для их дальнейшей социализации. После школы они должны вписаться в обычную жизнь, а мы в свою очередь помогаем им сделать это грамотно и менее болезненно. Наши выпускники успешно трудятся на предприятиях города, работают продавцами в магазинах, заняты в строительстве и даже имеют собственные торговые точки. После школы поступают в колледжи, где получают профессии, навыки которых мы формируем в процессе обучения. Да и овладение элементарными бытовыми умениями для наших воспитанников очень важно.

У нас нет таких предметов как, например, физика или химия, зато изучаем биологию, географию, основы семейной жизни. Большое внимание уделяем трудовому воспитанию и обучению. Учим тому, что пригодится детям в обычной жизни. Ко всем учащимся находим подход, к каждому – индивидуально. У нас нет понятия «необучаемый», а имеются в арсенале множество методик и личных находок, способствующих успешному обучению. Применяется у нас и оценочная система, но опять же – индивидуальная, так как есть такие дети, оценить которых мы можем лишь по шкале «усвоил» — «не усвоил». Главное все же не оценка, а в конечном итоге овладение навыками, хотя ребята очень любят, когда получают положительную отметку за свои старания!

В школе девятилетнее обучение, но есть потребности учащихся, которые стараемся удовлетворять. Так, у нас несколько направлений профессионального обучения, после окончания которых наши воспитанники выходят со свидетельством о приобретенной профессии цветовода, уборщика производственных помещений и дворника. В свидетельствах прописаны разряды, и ребята могут сразу идти работать. В этом году открыли два новых направления: швейное и столярное дело. После успешного обучения выпускники идут в колледжи и повышают свой разряд.

Наша задача – привить особенным детям уверенность в собственных силах, помочь поверить в свою успешность. Результаты наших выпускников нас радуют.

— В каком году возникла идея создания подобной школы в городе?

— В этом году нашей школе 61 год, цифра внушительная. К сожалению, не смогли масштабно отметить юбилей в прошлом году из-за пандемии, но это, наверное, и не главное. Важно, что вот уже 61 год наше учреждение функционирует, а значимость его для города и района не снижается. Задумывалась эта школа для обучения детей, которые не могли освоить программу общеобразовательных учреждений.

В здании на ул. Еловой «живем» с 1989 года. Это типовой проект интернатного  учреждения, правда, южный вариант – много больших окон, плоская крыша… Проблем хозяйственных хватает! Мы находимся в областном подчинении, и это решает многие вопросы, связанные с финансированием. В школе все дети обеспечены бесплатным горячим питанием. Есть ребята, которые уходят домой сразу после уроков, есть те, кто остается на группу продленного дня, а 63 человека проживают в интернате с понедельника по пятницу. Если учащиеся остаются после основных уроков в школе, то их режим дня включает в себя прогулку, подготовку домашнего задания вместе с педагогом,  дополнительные внеурочные занятия. Все возможные варианты посещения учреждения рассматриваются совместно с родителями и зависят от возможностей ребенка и желания семьи. Интернат посещают дети и города, и Ковровского района.

ФГОСы добрались и до нас, работаем в этой системе уже шесть лет, появилось много новых предметов и направлений. В последнее время весьма ощутима господдержка: это и бесплатное питание, и обеспечение полным комплектом одежды тех, кто проживает в интернате, и различного рода финансирование. Неоценимую помощь оказывают нам и спонсоры (Светлана Александровна называет их «жертвователи» — так точнее), и различные организации. Благодарны безмерно всем! Каждый рубль, каждая вещь непременно идут в дело.

— Светлана Александровна, любой ли человек, имеющий педагогическое образование, может работать в вашей школе? Существует ли потребность в кадрах?

— Далеко не любой. Должно быть обязательное специальное дефектологическое образование. Педагог к нам может прийти, но в процессе работы все равно будет проходить переподготовку. Это необходимость. Не все могут работать с такими детьми. Уже из собственных наблюдений сложилась такая практика – либо человек после месяца работы уходит (в лучшем случае дорабатывает год), либо остается надолго. Многие из нас «выросли» здесь как специалисты, существуют семейные династии, так что все особенности знаем с нуля. В штате 91 человек, из них педагогических работников – 51, учителей – 38.

Мы здесь живем, это наш дом. Стараемся создать для воспитанников семейную атмосферу, сами этим пронизаны, на работе ведь проходит большая часть жизни, поэтому многие педагоги считают школу домом – даже не вторым, а основным! Работают здесь настоящие энтузиасты! Знаем абсолютно каждого из наших воспитанников, а многие дети отвечают нам на это взаимностью. В нашей школе нет понятий «твоего» и «моего» ребенка, они – НАШИ. К любому сотруднику школы ребята всегда могут обратиться с любым вопросом или проблемой.

Наша работа очень «энергозатратная», а если учитывать, что результат виден далеко не сразу, то эмоционально это принимать сложнее вдвойне. Необходимо уметь обучать детей, опираясь на их возможности, не ждать сразу больших успехов, а радоваться даже маленьким победам – немногие на такое способны. У нас очень хороший сплоченный профессиональный коллектив. Большая благодарность предыдущей администрации (Холодовой Нине Ивановне, Павловой Надежде Михайловне) за сформированную кадровую базу – научили нас работать, создали традиции. А мы стараемся соответствовать и поднимать этот  уровень образовательного учреждения. Мы – команда!

К сожалению, молодежи приходит мало, кадры — стареют. В этом году на должность воспитателя пришел только один человек, а потребность наша значительно выше – необходим и преподаватель трудового обучения, и педагог-организатор, и воспитатели на группы продленного дня, на интернат. Приглашаем педагогов в наш дружный коллектив.

— Как дети попадают в вашу школу? Не идет ли это вразрез с инклюзивным образованием?

— Учащиеся оказываются у нас после решения городской или областной комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), на которой для ребят выбирается маршрут для его успешного обучения. Для специальной коррекционной школы данное условие обязательно. На комиссию обращаются родители или педагог, которые  замечают у ребенка проблемы в обучении и  развитии. Все учащиеся зачисляются в школу  при условии согласия родителей, а случаев отказа среди родителей немало. При этом варианте развития событий  теряется драгоценное время — ведь все равно ребенок не получает специализированную помощь.

В прошлом году устроили день открытых дверей, пригласили родителей с детьми посмотреть школу, программы, познакомиться с педагогами. Многие успокоились, написали заявления о приеме и сейчас ни о чем не жалеют. Надо просто доступно и наглядно объяснять, избавлять людей от навязанных когда-то стереотипов. Ведь наши дети  успешны, они принимают участие в соревнованиях разной направленности – и в спортивных, и в творческих конкурсах, у нас есть свои «звездочки». Нередко становимся победителями не только городских, но и региональных этапов Всероссийских конкурсов. Есть ребята, которые добились успехов, например в спортивной гимнастике, даже на международном уровне! Стараемся принимать участие везде, где только возможно. На городских конкурсах прикладного искусства мы практически «прописаны», последние три года участвуем в чемпионате профессионального мастерства  «Абилимпикс», в сентябре 2021 года ученица школы заняла первое место в компетенции  «Швейное дело». Это все реально! Самое главное для наших воспитанников – признание их успешности, оценка их стараний, а впоследствии более легкая адаптация и социализация в обществе. В нашей школе для этого есть не только все условия, но и мощная профессиональная поддержка опытных педагогов.

Очень хочется обратиться к родителям: не надо бояться клейма школы и общественного мнения, это ваш ребенок, который, попав к нам, сможет развиваться на доступном именно ему уровне, получать дополнительное образование. Слово «коррекция» означает «помощь», а не пожизненный приговор. Приходите, смотрите, спрашивайте – мы готовы к общению! Не слушайте никого, ваша задача как родителей – помочь собственному ребенку стать успешным.

***

После нашего разговора Светлана Александровна провела для меня экскурсию по школе.

Вот просторные и чистые коридоры, на стенах — фотографии, рисунки, поделки учащихся, совсем рядом – приспособления для развития мелкой моторики. Вот лестницы и переходы – тематические (здесь тебе и русский язык, и космос, и радужная палитра красок), вот – уроки. И дети. Разные — общительные и застенчивые, разговорчивые и молчаливые, улыбающиеся и хмурые. В общем, дети как дети. Вот и педагоги, выдержанные, спокойные, приветливые, все понимающие и так переживающие за своих воспитанников…

— Ребята, какой у вас урок? – спрашиваю я.

— Математика, — слышу дружный ответ.

— Нравится математика?

— Да!

— А какие еще уроки нравятся?

— Все!…

Куда бы мы ни заглянули, везде порядок – медицинский блок с изолятором, библиотека, где ученик выбирает стихотворение (очень хочет выучить наизусть и порадовать любимую маму), спальни интерната со сшитым ребятами постельным бельем, светлая столовая, удобные мастерские, оборудованные современными приспособлениями, а еще костюмы для собственного «Театра мод» и регулярно обновляемые выставки. Везде – дети, они здесь главные.

На прощание Светлана Александровна сказала: «Это наш дом. Дом для детей и взрослых. Мы здесь живем все вместе. По-другому не получается».

Татьяна ПЕВЦОВА.

Фото из архива Специальной(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

0 комментарий
0

Вам может понравиться