Главная Знай наших... КУЗНИЦА ТАЛАНТОВ – ФОТОКЛУБ «КОВРОВ»

КУЗНИЦА ТАЛАНТОВ – ФОТОКЛУБ «КОВРОВ»

опубликован manager

В руках моих солидное издание – «Город воинской славы Ковров. Сквозь века», вышедшее в свет к 240-летию нашего города. Читателям, листавшим 540-страничный том, безусловно, было интересно узнать многое о том, чем Ковров знаменит или просто известен. Мое внимание, как автора ряда фотографий в книге, привлекли разделы «Культурное пространство города» и «Ковров творческий».

И вот что неприятно удивило: в книге ни единым словом не упомянут фотоклуб – тезка города, который был весьма известен в последней трети прошлого столетия.

В рамке газетной заметки трудно восполнить дефицит знаний современников наших о явлении, охватившем Советский Союз, начиная с 60-х годов прошлого века. Мой долг, однако, поведать читателям пусть о немногих, но важных, на мой взгляд, вехах, людях и событиях, столь несправедливо обойденных вниманием.

Итак, 1960-й год был ознаменован созданием в Москве первого объединения фотографов под названием «Новатор», что дало старт созданию десятков фотоклубов на просторах страны. Членами «Новатора» стали многие известные мастера журнальной и газетной фотографии, авторы монографий о СВЕТОПИСИ – так с греческого переводится предмет, овладевший умами многих и многих. Фотоклубы в стране Советов росли и множились, как грибы после дождя. Пришел черед и Коврова.

Осенью 1965 года была открыта первая выставка художественной фотографии ковровских авторов, организованная подвижниками: Юрием Луньковым, Ефимом Гельбштейном, Юрием Звягинцевым и Леонидом Щеткиным.

Объединение было названо именем города. Его первая выставка резонансно повлекла в ряды фотоклуба новых авторов. Однако число объединившихся фотолюбителей редко приближалось к 20: критериями служили требования к содержанию и качеству фотографий, установленные «отцами-основателями». Кандидаты в члены на клубных «четвергах» должны были своими тщанием, старанием, трудолюбием, верным отношением к критике доказать свое право на высокое звание.

Кустодиевское «Талант – это право войти в комнату, где сидят мастера» не подвергалось сомнению. «Ковать» шедевры – не простое занятие. Для большинства же талантов – членов клуба и соискателей этого звания — кузницей шедевров служила домашняя ванная комната. По вечерам и ночам там, в тиши и красном полумраке, вершилось таинство превращения галогенида серебра в серебро металлическое, то есть проявка фотопленок и печатание позитивов. Плескались в «виражах-фиксажах» те, кто еще накануне днем стоял в цехах у станков, у кульманов в конструкторских бюро, нес государственную службу.

Вечером и по выходным дням фотолюбители с «Зенитами», «Зоркими», «ФЭДами» и «Сменами» на груди отправлялись кто по городу, кто — в леса, на реку, на стадионы, а то и в магазин «Фото-радио-музыка», где подчас на фотоматериалы тратилась немалая часть семейного бюджета. Куда проще было тем, кто фотографией занимался профессионально, то есть заведовал фотолабораториями на предприятиях города, а именно Валерию Егорову, Юрию Молькову, Николаю Гаранину. Да и сам автор этих строк однажды дрогнул. Чего греха таить, соблазн получить доступ, расширить и преумножить «арсенал» фотоматериалов, включая те, что в магазинах никогда не продавались, превысил все остальные представления о понятии «счастье». Дрогнул и ушел с должности старшего инженера электротехнического отдела КБ «Арматура» заведовать фотолабораторией ВНИИ «Сигнал» в 1980 году. «Счастье» пришло в виде аэрофотопленки «Изопанхром Тип-17», фотобумаги любых форматов и степеней контрастности, фототехнической пленки «ФТ», любых химикатов, профессиональных фотоувеличителей и оборудования, «казенных» фотокамер и объективов.

К чести нашей, многим «фотодобром» мы, профи, делились с товарищами в фотоклубе, твердо веря в то, что это шло на пользу фотоискусству, культуре, обществу.

Фотоклуб, однако, никогда не имел своего пристанища. Ютился поначалу в редакции «Знаменки», потом – в комнатке ДК им. В. А. Дегтярева, читальном зале библиотеки на ул. Калинина и, наконец,  в ДК «Современник». Знали мы успехи и неудачи, взлеты и падения, годы шли, и в 80-х годах «Ковров» прочно утвердился в компании советских грандов художественной фотографии, встав в один ряд с  московским «Новатором», ленинградским «Зеркалом», горьковской «Волгой», новосибирским «Факелом», латышской «Ригой», мурманским «Севером». Творческие контакты с коллегами из этих городов, обмен коллекциями, выставками, клубные юбилейные встречи на просторах Союза способствовали нашим достижениям. Ежегодно «Ковров» открывал отчетные выставки. Власти города неоднократно поручали нам освещение важных событий и мероприятий. Наши дела – фоторепортажи, тематические вставки, портреты передовиков производства для досок почета предприятий, сотрудничество с городской прессой, создание уникальных комплектов открыток о Коврове дореволюционном и современном, вышедших трудами сотрудников нашего музея и членов фотоклуба в 2003 и 2006 годах.

Накануне визита в наш город Д. Ф. Устинова клубу было поручено создание цветных фотоальбомов о его пребывании — в трех экземплярах. В конце 70-х это было непростой задачей, ибо в городе не было качественных материалов для цветной фотографии. Срочно из Москвы были доставлены фотопленка «ORWO Color NC-19», фотобумага «FOMA Color», химикаты «FORTE» производства ГДР, ЧССР и Венгрии. Задача была решена коллективом авторов в составе В. Егорова, Ю. Молькова, Б. Борисова и лаборанта КБ «Арматура» В. Лисиной (Ранжевой). Не подвели и типография, и переплетная мастерская КБ «Арматура». С фотоальбомом этим можно ознакомиться в городском историко-мемориальном музее.

В 1975, 1978, 1980, 1985 годах «Ковров» открыл большие выставки, на которых, помимо работ наших авторов, экспонировались фотографии многих известных мастеров. Я избегаю слова «фотохудожник» сознательно, поскольку думаю, что «фотограф» звучит достаточно гордо и полновесно, без заискивания. Пусть зритель сам решает, что «худо», а что  — хорошо.

На Всесоюзной фотовыставке «Фотография и Время», посвященной 60-летию советской фотографии, в 1979 году в числе 300 лучших авторов за весь период – имена ковровчан: Юрия Лунькова, Валерия Егорова, Юрия Молькова и Бориса Борисова. Трое последних стали победителями Всесоюзного фотоконкурса «СССР – 60 лет» в 1982 году в Таллине.

«Ковров» побеждал во всех областных фотоконкурсах, становился лауреатом Всероссийских фестивалей народного творчества 1973, 1977, 1985 и 1995 годов, Всесоюзных фестивалей 1977, 1985, 1987 годов. Призерами и лауреатами ковровчане становились в рамках международной организации ASSOFOTO в 1978 году, XIX.ifoscanbaltic в Дании, Норвегии, ФРГ, ГДР, Финляндии, Швеции и Польше в 1980 году, «interclub-1983» в Потсдаме.

К вышеупомянутым именам приведу имена тех, кто в течение многих лет своим самоотверженным творчеством множил славу Ковровской художественной фотографии. Это Владимир Истаров, Станислав Корнилов, Леонид Бубнов, Евгений Крекин, Валерий Щеглов, Владимир Соловьев, Николай Гаранин, Виктор Севастьянов, Александр Коноплев.

Снимки членов «Коврова» публиковались в «Известиях», «Советской России», «Советском патриоте», издательстве «Правда», «Советском фото», журналах «Семья и школа», «Мото», «Dar Motorrad», «Revue Fotografie», газетах «Призыв», «Знамя труда», «Труд и жизнь» и мн. других.

Члены фотоклуба не замыкались на собственном творчестве, служили наставниками юных и молодых авторов. Много лет детской фотостудией «Искорка» в ДК «Родничок» руководил Владимир Соловьев.  Вместе с группой воспитанников он посетил Советскую Болгарию, создав «Мостик дружбы» (публикация об этом была в газете «Знамя труда») с юными болгарами, которые в ответ приехали в Ковров на фестиваль в «Родничке». Успехи ребят из «Искорки» были столь значительны, что впоследствии ее руководитель был приглашен в Москву, в Дом творчества на Воробьевых горах, где возглавил фотостудию «Московское окно». Валерий Егоров руководил фотошколой на ул. Муромской, автор этих строк – фотостудиями на станции юных техников и в ДДТ. Воспитанники наши, участвуя во многих российских и международных конкурсах и фестивалях «Юность России» в 1998, 2005, 2007, 2009 годах, становились призерами и лауреатами. Об успехе воспитанников из ДДТ и фотошколы на фотофестивале в 1998 году в Орле поведал Первый канал телевидения и радиостанция «Маяк», а наставники юных были квалифицированы педагогами высшей категории.

Как правило, в жюри фестивалей и конкурсов входили известные фотографы, признанные мастера светописи. «Заурядные люди, как показывает опыт истории, не могут быть судьями творческих работ» — писал К.Э. Циолковский, и с этим трудно не согласиться.

В заключение хочу выразить благодарность всем, кто оказывал помощь фотоклубу и детским студиям, особенно фотокору «Знаменки» Борису Никитину за предоставленные фотоматериалы.

Борис БОРИСОВ, фотограф.

Фото из архива автора.

 

0 комментарий
1

Вам может понравиться

Оставить комментарий