Главная Знай наших... ВЕТЕРИНАР: ОДНОЙ ЛЮБВИ К ЖИВОТНЫМ — МАЛО

ВЕТЕРИНАР: ОДНОЙ ЛЮБВИ К ЖИВОТНЫМ — МАЛО

опубликован manager

Кто из нас в детстве не просил родителей завести кошку или собаку? В крайних – особо несговорчивых случаях – хомяка, рыбок или попугайчика? Думаю, таких немного. Все мы проходили период умиления от вида котят и щенков, часто совершенно не задумываясь о серьезности такого шага, – ответственности за живое существо, за его воспитание и уход. А животные, как и люди, имеют свои характеры, индивидуальные особенности, умеют страдать и сострадать, подвержены болезням и даже умирают…от тоски по хозяину. Много таких историй о братьях наших меньших могут рассказать ветеринары.

Сегодня наш рассказ о них,  о людях, посвятивших свою профессиональную жизнь животным. И тему эту мы затронули не случайно. 24 апреля отмечается Международный день ветеринара. В преддверии праздника «Знаменка» встретилась с Анастасией ЧЕРНОВОЙ, практикующим специалистом ковровской ветеринарной клиники «Феникс». О буднях ветеринарного врача наш сегодняшний рассказ.    

Мы договорились встретиться с Анастасией за полчаса до официального открытия клиники, чтобы успеть поговорить о профессии, которая определила жизненный путь моей героини. Конечно, за такое короткое время рассказать обо всех нюансах профессии невозможно, но все же общие представления у меня о ветеринарной сфере сложились.

По воле случая

Анастасия – коренная ковровчанка, из простой семьи, каких в городе — тысячи. Любовь к животным у нее с детства, нравилось с ними заниматься, тем более, что жили в своем доме, где содержать четвероногих все же проще, чем в квартире. Были среди них и любимчики, например, маленький поросенок, в котором девочка души не чаяла. Взрослые не дети, они заводят домашний скот прежде всего для своей пользы и выгоды —  родителям пришлось заколоть «любимчика» Насти. Потрясение от этого оказалось настолько сильным, что девочка переживала это как настоящую личную трагедию, даже от мяса долгое время отказывалась. И если до этого мысли о профессии ветеринара были очень даже осознанными, то данная ситуация на какое-то время охладила ее порыв. Да и период конца 90-х – начала 2000-х располагал к выбору «более серьезной» профессии по мнению родителей: они настраивали дочь на учебу в ковровской академии, а затем на работу на заводе. И вплоть до 11 класса Настя жила с данной установкой на будущее, училась в физико-математическом классе. Мысль: «Почему я должна оставаться здесь, в городе? Я не хочу!» — пришла неожиданно. Не хотела она сидеть с бумажками, считать и заниматься делом, к которому душа не лежала. А любовь к животным никуда не делась, затаилась только до поры до времени после перенесенной в детстве травмы… Именно в это время родители завели крупную и серьезную собаку – алабая. Настя так прикипела к ней душой, так ей нравилось заниматься ее воспитанием, что решила стать наша героиня…кинологом, выучиться азам дрессировки и пойти работать в полицию. Начала штудировать специальную литературу, углубляясь в это все больше. Но, как выяснилось, просто пойти работать кинологом в полицию не получится – необходимо для этого ветеринарное образование. И вот Настя практически в середине выпускного класса «делает разворот на 1800 градусов» — решает поступать в Ивановскую государственную сельскохозяйственную академию на отделение ветеринарии. Подала документы, спокойно сдала экзамены и поступила на бюджет с первым потоком. Уже учась на втором курсе, поняла, что не кинология, а общая ветеринарная практика – это то, что ей нужно. Одно время даже хотела заниматься исключительно крупным и мелким рогатым скотом, но после пробных трех летних месяцев разочаровалась в этом направлении: оказалось очень сложно и физически, и эмоционально. Психологически тяжело отправлять животное на убой только из-за того, что под рукой нет элементарных медикаментов, чтобы его пролечить, да и лечить в хозяйствах не принято. Направление это закрыла для себя раз и навсегда и стала ветеринарным врачом общей практики, который использует все шансы, чтобы сохранить животному жизнь.

«Феникс» — возрождение к жизни

Официально свою деятельность Анастасия начала с 2014 года после окончания академии, а вот неофициально – еще во время учебы, практиковалась в клиниках, набиралась опыта. Все было интересно, хотелось больше узнать, потому что с работой определилась однозначно – ветеринар-практик. Сначала была помощником в клинике – училась элементарным манипуляциям с животными. Взять анализы, поставить укол или капельницу – этому тоже надо учиться.

В 2013 году прошла полугодовую практику в Коврове на государственной ветеринарной станции, а затем – в частной клинике, в которой проработала до 2020 года, пока с мужем не открыли свою – «Феникс» на ул. Грибоедова, д. 1. На данный момент, по словам Насти, не хватает достойных специалистов (да-да, в лечении животных, как и людей, ценны истинные виртуозы своего дела, которых, к сожалению, немного), но стараются тем не менее работать качественно и профессионально. Муж Анастасии ради нее даже сменил сферу деятельности: из строительного бизнеса перешел в ветеринарию. Он занимается всеми организационными вопросами, поставками, обеспечением, освобождая тем самым Настю от хозяйственных проблем и давая ей возможность заниматься напрямую врачебной практикой. Моя героиня считает, что в этом вопросе ей очень повезло, — есть надежное плечо.

В профессии ветеринара, по словам Анастасии, есть нюанс: необходимо постоянно учиться. Получив диплом, ты не становишься врачом автоматически. Много областей, связанных со здоровьем и болезнями животных, еще не изучено. Ежегодно происходит «перезагрузка» в знаниях, и саморазвитие выходит здесь на первый план. В противном случае ты просто теряешь квалификацию и профессионализм, который вырабатывается только в условиях постоянного обновления знаний и практики. Появляются новые препараты для лечения, методы диагностики заболеваний животных – нужно идти в ногу со временем, упущенные возможности вернуть очень сложно. Современный ветеринарный врач – активный, любознательный, постоянно проходящий переподготовку. Так, курсы повышения квалификации Настя находит для себя сама – благо сейчас их огромное количество. Совсем недавно побывали, например, на международной ветеринарной конференции, в ближайшее время (конец апреля) планируют с мужем поездку в Санкт-Петербург. Так как Настя, проходя те или иные курсы, регистрируется, то ей автоматически приходят приглашения, можно даже планировать, что тебе в данный момент необходимо и куда ты сможешь поехать.

Будни ветеринарного врача

Настя призналась, что самого первого своего пациента не помнит…Зато есть такие, которых она не забудет никогда, причем исход лечения животных – разный. Она уверена, что надо ценить врачебный опыт как положительный, так и отрицательный. Важно не повторять ошибок, использовать опробованные методы и пути в лечении.

На вопросы про интересные случаи моя собеседница улыбается – их сто-о-о-лько! Из самых «свежих» — с немецкой овчаркой. Хозяева обратились в клинику, уже ни на что не надеясь. Собаке неожиданно стало плохо, в ветеринарной клинике им поставили диагноз «опухоль селезенки», предложили собаку усыпить. У владельцев шоковое состояние…Пришли в «Феникс» на всякий случай, что называется – «с последней каплей надежды». Анастасия сделала УЗИ и опухоли…не нашла. Жидкости много, даже очень, а опухоли нет. Оказывается, у крупных собак бывает часто «перекрут селезенки» — достаточно им неловко прыгнуть или сделать резкое движение. Настя предложила операцию, и владелец согласился, рискнул ради своего четвероногого друга. Операция далась очень тяжело и врачу, и владельцу, и собаке. Больно было наблюдать мучения пса. Но прошло две недели, собака весела, активна, а главное – жива! Конечно, курс реабилитации еще не закончен, но как хорошо на душе от того, что вновь у четвероногого существа глаза блестят и энергии хоть отбавляй!

Конечно, немало и печальных исходов. Никогда не забудет моя собеседница кота, которого наблюдала в течение пяти лет. У животного полностью отказали почки. Неожиданно. Как могла Настя боролась за жизнь, советовалась с коллегами из Москвы, отсылала туда анализы… Вердикт печальный – ничего сделать нельзя, только пересадка…Животное, к сожалению, погибло. Далась эта смерть Насте очень нелегко, долго плакала от жалости и от бессилия, понимая, что была последней надеждой… И так бывает в этой профессии. Настя говорит, что помнит всех своих пациентов — они же все как родные!

Ветеринарный врач сталкивается с двойной болью – животного и владельца, параллельно идет еще и своя, когда понимаешь, что помочь ничем не можешь. С годами учишься преодолевать эмоции, но дается это тяжело, особенно когда что-то идет не так. Настя призналась, что раньше плакала чаще, сейчас – реже, но совсем избавиться от эмоциональной ранимости не может. Она уверена, что в этой профессии оставаться бездушным нельзя: чем ты «холоднее», тем хуже выполняешь свою работу и результаты лечения ниже.

На вопрос, с какими проблемами чаще всего обращаются, Анастасия, не задумываясь, ответила – мочекаменные болезни и проблемы с почками. Вода у нас такая губительная не только для людей, но и для животных. Извлечение камней – обыденное дело. Кроме того, востребованы кастрация, стерилизация животных, прививки, различные обработки. Сейчас начался сезон клещей — проходит активная обработка четвероногих.

Очень болезненный вопрос для ветеринаров – бездомные животные. Как же хочется добавить в людские законы еще несколько — о защите животных! К сожалению, жестокое обращение с братьями нашими меньшими отнюдь не редкость. И знает это моя героиня не понаслышке.

Немного о кошачьих и собачьих душах

В семье Насти две собаки, три кота и кошка. Животных «поделили» с родителями. Кормит, правда, всех моя собеседница, так как попали они в дом именно благодаря ей: ни одно животное не куплено и не досталось просто так. Все они либо подобраны, либо принесены в клинику бывшими владельцами для усыпления. Вот так. Настя уверена, что в семьях с детьми обязательно должны быть животные, забота о них учит самому главному – состраданию, вниманию к чужой боли, как к своей собственной.

У них есть душа, — утверждает ветеринар. Особенно у собак это ярко проявляется в эмоциях. Кошки немного другие. Они вообще «инопланетяне», у них все особое: и болячки, и эмоции, и реакции. Они болеть могут от стресса, например, из-за того, что в доме просто поменяли мебель…

Настя затронула еще одну деликатную и очень важную для владельцев проблему – нужно ли усыплять животное, если оно сильно болеет и вылечить его невозможно. Вопрос непростой, Настя на него ответила так: животное само подскажет хозяину, когда оно готово будет с ним проститься. Ошибиться будет невозможно, человеку нужно лишь уловить этот момент. Это тоже свидетельство того, что есть у них и души, и эмоции, и любовь к хозяину безграничная, и доверие, которым обладают лишь разумные существа.

***

На мой вопрос о том, каким людям можно посоветовать идти в эту профессию, Настя задумалась, а потом решительно ответила: не поймешь, пока не попробуешь. Одной любви к животным здесь мало, профессия сложная – эмоционально прежде всего. Приходится себе отказывать во многом: в отдыхе, отношениях, семьях…Надо осознавать это. А еще не надо сюда идти ради денег. Это изначально неверный выбор. Надо пробовать, сразу определить бывает сложно.

Эта профессия для тех, кто готов до последнего бороться за жизнь, для тех, кто не способен сдержать слез (хоть и повидал много чего!) при виде маленького пациента, которому бессилен помочь…

Татьяна САРИБЖАНОВА.

Фото из личного архива Анастасии ЧЕРНОВОЙ.

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий