Главная Знай наших... ГАЛИНА БАЛАБАНОВА: «МНЕ НАДО УСПЕТЬ!»

ГАЛИНА БАЛАБАНОВА: «МНЕ НАДО УСПЕТЬ!»

опубликован manager

«Если бы все учителя были такими, то дети поголовно обожали бы ходить в школу!» — подумала я после разговора с Галиной Балабановой. Справедливости ради хочется сказать, что хороших, преданных своей профессии педагогов в Коврове много, но Галина Витальевна произвела на меня неизгладимое впечатление человека очень мягкого, доброго, влюбленного в свое дело каждой частичкой души. Театр-студия «21-й век», которой педагог руководит в школе № 21, уже целых 25 (!) лет дарит детям радость настоящего творчества. Создавая образы, перевоплощаясь в других, иногда непохожих на себя персонажей, дети каждый раз окунаются в многогранность нашего мира, учатся отличать его светлые стороны от темных. И не только учатся сами, но учат этому и зрителя! Для этого нужно немало труда, таланта и – особенно – любви к людям.

Работать в 21-ю школу Галина Балабанова (тогда Гришина) пришла в 1996 году сразу после учебы во Владимирском колледже культуры и искусства.

— Мне посоветовали эту школу как новаторскую, как учебное заведение, где готовы принять любые эксперименты, – вспоминает Галина Витальевна. – Это действительно оказалось так. Здесь меня радушно приняли, сразу дали часы, за что я до сих пор очень благодарна руководству! Уже в марте 1997-го на городском конкурсе «Театральный вернисаж» (сегодня – «Театральная юность Коврова») мы с моими первыми ребятами завоевали почетное второе место со спектаклем «Дом с привидениями» по произведению Туве Янссон.

Родом из «Большой перемены»

Название театра-студии «21-й век» появилось не сразу, его предложила завуч по внеклассной работе Марина Кутузова. Ребятам понравилось – как-никак здесь обыгрывается и номер школы, и время, в которое все мы живем. Ребята вообще сотворцы своего педагога. Сколько талантов прошло через театр-студию за четверть века! Однако начнем все же с истоков.

— Галина Витальевна, а откуда вообще пошла ваша любовь к театру? Почему выбрали именно такой жизненный путь? – задала я педагогу вопрос.

Оказалось, как это часто бывает, все родом из детства… со школьного театра, которым руководили такие же талантливые и увлеченные люди, одной из которых сейчас стала и она сама.

— Я училась в Осиповской средней школе поселка Достижение, и у нас там был театр, который назывался «Большая перемена». Руководили им учителя русского языка и литературы Виктор Петрович и Сюзанна Самуиловна Филимоновы. Они-то и влюбили меня в театр! Помню, в нашем выпускном спектакле «Собака на сене» я играла графиню Диану — мне кажется, что это было вчера. Сюзанна Самуиловна и посоветовала мне поступать в колледж культуры. А уже спустя несколько лет после окончания колледжа я решила продолжить образование и окончила филиал Московского университета культуры и искусства в Рязани, получив диплом по специальности «народное и художественное творчество, художественный руководитель любительского театра, преподаватель».

Вот так все и началось.

Мэри Поппинс и другие

Оглядываясь вокруг, вижу, что главное богатство кабинета, где мы разговариваем с Галиной Витальевной – это сцена и внушительный архив папок: с фотографиями, дипломами, грамотами, а самое главное — со сценариями, которые уже воплощены в жизнь.

— Я веду факультативные занятия по театру и руковожу театром-студией «21-й век», — открывает педагог толстенную папку. —  С ребятами мы ставим небольшие моноспектакли, отрывки, делаем литературно-музыкальные композиции. Работа в школе связана со своими особенностями, с событиями, которые происходят в жизни учеников. Возьмем, к примеру, Последний звонок. У нас – это всегда большой запоминающийся спектакль. Выбираем тему, вместе с завучем Мариной Кутузовой пишем оригинальный сценарий. В этой работе нам помогают сами ребята — подсказывают, что еще нужно добавить, что переделать, как реплика будет звучать лучше.

Перелистывая бесчисленные страницы, понимаю, каких только персонажей не воплощали здесь за 25 лет, какие только сюжеты не обыгрывали! Вот герои таких известных комедий, как: «Операция Ы», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Вот фотографии  с «Приключений Электроника» и «Формулы любви», вот «Мэри Поппинс» — с мальчиком в роли импозантной Мисс Эндрю и «Двенадцать стульев» аж с шестью Остапами Бендерами. Почему бы и нет?!

— Было много желающих перевоплотиться в этого персонажа, и мы решили так: три юных Остапа – это ученики, и еще трое совсем взрослых – папы учеников. Родители обычно тоже вовлечены в процесс! – продолжает Галина Витальевна. —  В позапрошлом году у нас был сценарий по «Трем мушкетерам» Дюма. Обычно при выборе материала отталкиваемся желаний от детей. Смотрим, допустим, с Мариной Николаевной, мальчик на д’Артаньяна похож, другой – вылитый Арамис, третий – Атос, и вот уже тройка мушкетеров готова. Начинаем работать, другие ребята присоединяются, подкидывают свои идеи. Родители с костюмами помогли, учительница по технологии – со шляпами, шпаги мальчишки сами нашли. В итоге получилось очень интересно. А пели ребята как!

Яркие, талантливые, всех люблю!

Кроме школьных Последних звонков, новогодних представлений, театр-студия «21-й век» старается участвовать в различных конкурсах и фестивалях. Например, в традиционном городском конкурсе-фестивале «Театральная юность Коврова». К сожалению, в нем всегда ограничения по времени, приходится делать отрывки или небольшие спектакли по 20 минут. Тем не менее для ребят это замечательная возможность показать себя, еще больше раскрыть таланты… да просто перенестись из реальности в иное измерение, где ты совсем другой человек… или кошка, или даже… шахматная фигура.

— Один из наиболее запоминающихся спектаклей, которые мы делали для «Театральной юности Коврова» – это «Зазеркалье» по Льюису Кэроллу, — увлеченно рассказывает Галина Витальевна. – Декораций у нас практически не было – их заменяли черные и белые платки, с которыми работали «шахматные фигуры» (девочки, одетые в черно-белые костюмы). Черную королеву в этой постановке сыграл Кирилл Поляков, он же получил диплом за лучшую женскую роль. Про Кирилла хочу сказать особо: очень талантливый, яркий, пластичный. Из тех, кому надо советовать идти в актеры, несмотря на всю сложность этой профессии. Он участвовал во многих спектаклях: в мюзикле «Кошки», который мы, кстати, по его же инициативе показывали даже на фестивале в Москве, в «Слуге двух господ» по комедии Гольдони. Он всегда рвался в бой, школьного театра ему было мало – играл в театре «Вертикаль» у Евгения Соколова, танцевал в «Новом стиле» у Марины Чунаевой. В 2016-м, после окончания школы, уехал в Москву, поступил в театральный институт имени Кобзона на курс к Роману Виктюку. Можно сказать, Кирилл – моя гордость!

Но при этом педагог подчеркивает, что у нее все ребята яркие и талантливые. Жалко с ними расставаться! Каждый год все новые и новые выпускники покидают стены школы, а соответственно — и школьного театра, уходят во взрослую жизнь… но — и это уже к счастью — на их места приходят новые интересные ребята.

— Я всех их очень люблю! – признается Галина Витальевна.

Не перейти грань

Любовь Плеханова, известный в нашем городе исследователь театральной жизни Коврова (по профессии она театральный режиссер), так отозвалась о героине моей публикации:

— Галина Витальевна – именно театральный педагог, и в этом смысле очень интересна, так как умеет находить одаренных детей. Сразу видит их, привлекает, начинает с ними  работать – ее постановки всегда отличаются хорошими актерскими работами. Но она не прорабатывает всю роль с каждым актером, а задает образ, и ребенок сам в этой части творит. Любит и умеет работать со словом, с мизансценами. Аккуратно относится к выбору репертуара, костюмов (они у нее эстетичны и хорошо подобраны), очень точно распределяет роли. И еще хочу сказать, что Галина Витальевна – очень ответственный человек, выдержанный, стабильный и — что немаловажно — любит и умеет учиться сама.

Все действительно так. Большинство постановок театра-студии «21-й век» — это литературно-музыкальные композиции, в которых большую роль играет именно слово. Но важны также музыка и хореография. Их режиссер мастерски вплетает в основное действие, помогая не только раскрыться разным персонажам, но и зрителю прочувствовать всю глубину происходящего на сцене.

— Много музыкальных фрагментов, пожалуй, это моя особенность как режиссера, — говорит Галина Витальевна. — В этом году на «Театральной юности Коврова» мы со старшими учениками показываем композицию, которую готовили еще в прошлом году – к 75-летию Победы. Тема войны, с одной стороны, всем понятна, но с другой — брать ее всегда сложно, нужно не перейти тонкую грань, не сорваться на излишний пафос, на слезы. В нашей постановке мы сделали такие музыкальные зарисовки, в которых каждая из пяти героинь рассказывает о своем довоенном прошлом, о своих мечтах. Во «время привала в лесу» девушки все вместе поют «Синий платочек». А в финале танцуют… с фатой – символом счастья и свадьбы. Только вот поженили их не с любимыми, а со смертью… На этом спектакль заканчивается. С хореографией нам в последнее время хорошо помогает Марина Лисина – наш учитель английского языка. Марина Сергеевна много лет занимается танцами, сама выходит на сцену как актриса. Недавно в ДК им. Ногина прошла премьера «Золушки», где она сыграла главную роль.

Эстетичность декораций и костюмов – этого важнейшего элемента спектакля — у Галины Балабановой определена, на мой взгляд, ее тонким вкусом. А чем еще это можно объяснить при весьма скромных возможностях школьного театра? Часто помогает ДК «Современник», с которым у «21-го века» давние и теплые отношения. Но чаще всего режиссер вынуждена идти по пути минимализма:

— Например, в «Маленьком принце» пространство космоса мы показывали с помощью больших белых и голубых кусков ткани, в «Слуге двух господ» вместо декораций использовали ширмы (но зато там были шикарные «исторические» костюмы из запасников «Современника»), а в мюзикле «Кошки» все оформление сцены состояло из огромной луны. Дети ее сами нарисовали на куске ватмана.

Кстати, костюмы в мюзикле «Кошки» тоже были великолепны! Пятнисто-полосатые, не скрывающие пластики движений, с ушами, хвостами, меховыми опушками тут и там. А какой сложный анималистический макияж пришлось придумывать, чтобы выглядеть настоящими кошками!

Дети, как же быстро они растут…

Конечно, талант, старания, неиссякаемая энергия участников театра-студии «21-й век» никогда не остаются без внимания, поддержки, аплодисментов. Зрители их всегда тепло принимают! Впрочем, как и жюри разных конкурсов: городских, областных, даже международных – за 25 лет в «кабинете искусств» накопилась внушительная стопка дипломов и грамот.  А несколько лет назад Галина Витальевна, сама готовясь к совсем нетеатральному конкурсу «Учитель года», так написала о своей работе:

«Как удивительно и быстротечно время! Кажется, только вчера я стояла на сцене школьного театра, читая монолог графини Дианы, а сегодня мои ребята, мои воспитанники с таким же энтузиазмом и интересом выходят на сцену и играют разные роли. Но  прежде всего свою собственную роль – роль человека! Я знаю, что каждый день меня ждут самые благодарные зрители и самые талантливые актеры – дети. Дети – они растут очень быстро! Легко ли поверить, что детские лица — лишь одно дуновение сна, писал Кэролл. Мне надо успеть! У меня пока есть время научить, подсказать, увлечь, зажечь. Я уверена, что мои воспитанники найдут свое место в жизни и мечтаю, чтобы, играя разные роли, каждый оставался самим собой. Помогут ли им мои занятия? Время покажет!»

Инна БУЛАТОВА

Фото из архива театра-студии «21-й век»

 

 

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий

Меню
Газета