Не секрет, что Россия — страна с самым многочисленным в мире православным населением. К этой конфессии относят себя более 75% от общего количества ее жителей. Однако при таких, казалось бы, всеобъемлющих показателях, российский народ в большинстве своем имеет весьма поверхностное представление и о православии в целом, и о его понятиях в частности. Десятилетия повсеместно насаждаемого государственного атеизма сделали свое дело, и русские люди, купаясь на Крещение в ледяной иордани, выпекая на Пасху куличи и поздравляя друг друга с праздником Рождества, не знают при этом Христовых заповедей и мало могут сказать о православном понимании таких слов, как счастье, любовь, справедливость, а также об исторической роли православной культуры в формировании российского государства.
17 февраля на встрече с ковровскими педагогами об этом и многом другом говорил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. Встреча была посвящена той пользе, которую для наших детей мог бы принести школьный предмет «Основы православной культуры», если бы родители, считающие себя православными, выбирали бы его повсеместно. Пока самый популярный модуль курса ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) – именно светская этика. Заместитель главы администрации Светлана Арлашина привела статистические данные: выбирают его в среднем 60% учащихся.
— В этом году светскую этику выбрало 62% родителей, основы православной культуры – 25,8%. Нам нужно задуматься над этим, выявить причины и продумать в дальнейшем наши беседы с родителями учеников с тем, чтобы этот показатель повысить.
Курс ОРКСЭ в третьих классах российских школ был введен с сентября 2012 года. Он включает в себя на выбор шесть модулей: основы православной культуры, ислама, буддизма, иудаизма, историю мировых религиозных культур и основы светской этики. Цель курса определена так: формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. С 2015 года введен дополнительно и еще один предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Выражая позицию сферы образования, Светлана Арлашина подчеркнула:
— Русская Православная Церковь всегда выступала как хранительница исторических и культурных традиций нашей страны, стремилась формировать у подрастающего поколения самые лучшие морально-нравственные качества и в то же время помогала бороться с негативными проявлениями характера. Я глубоко уверена в том, что воспитательные цели школы и Русской Православной Церкви совпадают…
Глава города Елена Фомина в свою очередь отметила, что в условиях того давления, что идет сейчас со стороны западных стран, мы не имеем права, чтобы это давление разрушило нашу молодежь и привело к распаду российского общества. Надо сделать все, чтобы заложить в души наших детей крепкий фундамент, основанный на традиционной православной культуре.
Все так. Хлебнув после распада Советского Союза (да что уж греха таить, до сих пор хлебая полной ложкой) новой, замешанной на вседозволенности «культуры», при которой во главу угла ставятся эгоизм, поиск всевозможных форм удовольствия и материальное потребление, общество быстро столкнулось в том числе и с ростом преступности. Владыка Тихон напомнил присутствующим тот идеологический курс, который был взят в отношении нашей страны: «Россию оружием взять невозможно. Ее можно только нравственно разложить изнутри!»
— Это сейчас и происходит. Мы видим многие вещи, которые служат сегодня слому нашей древней традиционной культуры, — подчеркнул глава митрополии. — Именно для того чтобы противостоять данным явлениям, наше правительство, вопреки другим государствам, взявшим курс в своей политике на беззаконие и нравственную распущенность, внесло поправку в главный закон страны: «В России признают брак только как союз мужчины и женщины». Русская Православная Церковь добавила к этому, что не только не признает однополые браки, но и не признает никогда, иначе это будет другая церковь.
23 года Владыка Тихон возглавлял Новосибирскую митрополию, хорошо помнит 90-е годы, наплыв иностранных сект, которые через открытый шлагбаум буквально хлынули в нашу страну. Помнит, как тяжело было работать в условиях, когда «один храм — на три миллиона человек». Слава Богу, эти времена позади.
— Святейший патриарх Кирилл как-то сказал: «Библейские заповеди – это истина в последней инстанции, выше ничего нет!» — продолжил Владыка Тихон. — Но, к сожалению, их не все знают. Десять строчек! Но каких важных. Они тысячелетиями считались святыми, на их основании воспитывались народы. Вот мы говорим про нравственное воспитание. А что оно предполагает? То, что есть нравственный закон. Есть законы физики, химии, механики, они непреложны, а есть нравственный, который отличает человека от животного, живущего по инстинктам. И нравственный закон необходим для того, чтобы из животного сделать человека богоподобным существом, в котором разум преобладает над желудком и сиюминутными желаниями. Само слово «образование» изначально имеет церковное происхождение – «воспитать человека, как образ Божий».
Владыка привел пример: когда он был маленький, его бабушка-крестьянка часто говорила: «Ребята, хотите быть хорошими? Не дружите с дураками!», имея в виду известную и очень верную народную мудрость — с кем поведешься, от того и наберешься.
— Возьмите Священное Писание. Там первая заповедь о любви к Богу. Многие подумают, зачем это нам. А вот это как раз – с Кем поведешься, Кого выбираешь в друзья. Усвоив заповеди, можно переходить к духовному воспитанию.
Уверен: если спрошу, вы обязательно скажете, что в каждом ученике есть частица вашей души, что вы не просто знания в них вкладываете, а свою духовную энергию. Хотите, чтобы ваши ученики не просто стали профессионалами, а чтобы еще были Людьми, чтобы не опозорили вас, так как именно ваше имя они понесут по жизни. Передача духовной энергии и есть духовное воспитание. В церкви мы говорим даже так: воспитание – это возрастание человека в Духе Божием. Что под этим подразумеваем? Энергию Добра!
В советское время, конечно, многие понятия были потеряны. С «религиозным дурманом» власть боролась разными методами: с помощью теории эволюции Дарвина (церковь эту теорию не отвергает, так как никто точно не знает, КАК Бог создавал этот мир), с помощью великого и могучего русского языка (из толковых словарей были убраны все духовные понятия).
— А ведь есть ключевые слова, которые нам важно понимать и употреблять правильно. Например, что такое любовь? Люблю маму, люблю картошку, люблю отдыхать – сколько разных значений! Какое же понятие церковь дает о любви? Любовь – это жертвенный подвиг! Вот почему у нас сейчас 80% семей распадаются? Никто не хочет мусор выносить! Любовь свели до бытового понимания. Почему мы поем «Россия – священная наша держава»? Священная, святыня – то, ради чего я отдам жизнь. За народ, за культуру. Там, где есть святыня, там есть и место жертвенному подвигу. Родина нам дана в дар от предков, они своею кровью поливали ее и потом, и нам она досталась как дар: культура, земля, природа… Мы должны это понимать и детям своим прививать те же ценности. Семья — это тоже святыня, малая церковь. И если супруги не будут приносить себя в жертву семье, она разрушится. Любовь – сострадательное чувство. Когда мы любим не только здоровых и красивых, а когда любим всех и помогаем всем, кому нужна помощь… Вот сейчас – волонтерство. Почему? Потому что бескорыстно помогая другим, мы соединяемся в семью, у нас появляется чувство человеколюбия. А еще философ Розанов говорил, что тренировать это чувство – самое главное в нравственном воспитании человека.
По полочкам Владыка Тихон разложил и такие понятия, как справедливость, счастье, свобода. Их тоже необходимо правильно понимать.
— Есть многие вещи, которые необходимо дать человеку при воспитании. Допустим, цель и смысл жизни. Некоторые говорят: «Я считаю, что смысл жизни в получении удовольствий». На это я всегда отвечаю: «А завтра тебя, не дай Бог, парализовало. Кто будет за тобой горшки выносить, если у всех смысл жизни в сплошных удовольствиях? Какое же тут удовольствие? А вот по-христиански главное – это любовь, когда ты свои удовольствия отложил и выносишь горшки за другим».
Все эти необходимые в жизни понятия как раз и изучают на уроках «Основы православной культуры». В целом, общение педагогов с митрополитом Владимирским и Суздальским Тихоном получилось насыщенным и, смеем надеяться, плодотворным. Были затронуты также темы засилья гаджетов, невозможности открытия новых православных гимназий – для этого надо немало средств, а сегодня на балансе у церкви 400 разрушенных храмов, их надо восстановить. Педагоги задавали вопросы. Владыка посетовал, что верующие православные люди, зная европейских философов, совершенно незнакомы с русской религиозной философской мыслью. Посоветовал почитать труды Феофана Затворника, Тихона Задонского, Павла Флоренского. И в заключение, улыбнувшись, в стиле небезызвестного Кашпировского, дал всем собравшимся установку исключительно на Добро!
Инна БУЛАТОВА.
Фото автора.