Вот за это я особенно люблю нашу профессию: еще вчера совершенно не знала, кто такая Элин Йонссон, а сегодня не только познакомилась с коллегой-журналистом из Швеции, но еще и получила возможность увидеть лагерь «Солнечный» в зимнем убранстве. Как связаны между собой шведка Элин и оздоровительный детский лагерь, спросите вы? А вот об этом сейчас и расскажу.
И раздался телефонный звонок
Какое-то время назад в «Солнечном» раздался телефонный звонок. Трубку сняла начальник лагеря Мария Аршинова и была крайне удивлена услышанным. Звонившая представилась сотрудником шведского телевидения. В ходе разговора выяснилось, что в лагерь мечтает приехать известная шведская журналистка, которая… в августе 1991 года здесь отдыхала. Зовут журналистку Элин Йонссон. И это не просто ностальгия… Элин снимает документальный фильм о России начала 90-х и могла бы совместить в поездке приятное с полезным. Так был назначен день «ч» — 2 февраля…
Спустя 30 лет
Вскоре за Суханихой сворачиваем в зимний лес. Какой же он сейчас неповторимо красивый! Снежные шапки эффектно смотрятся на сосновых раскидистых ветках. А вот и знакомые ворота. Въезжаем в лагерь «Солнечный». Сейчас здесь непривычно тихо, такую тишину называют «звенящей».
Ждем главную героиню — Элин Йонссон. Местом встречи на территории лагеря выбран памятник В. И. Ленину, он сохранинлся здесь еще с советских времен и, кстати, врезался в память шведской гостьи.
Элин оказалась маленькой, хрупкой женщиной. Ее сопровождал оператор. По блеску в глазах было понятно — она невероятно счастлива вновь оказаться в оздоровительном лагере спустя 30 лет. Сбылась ее мечта!
Проходим в музей… Элин показывают макет первого палаточного лагеря, который раскинулся на берегу Клязьмы в 1936 году. Она всматривается в фотографии. Особые эмоции у нее вызывают атрибуты пионерии — красный галстук, барабан и горн.
В 1991 году эти атрибуты еще хорошо были знакомы школьникам, но эра Советского Союза в это время уже завершалась.
Ехала в неизвестность
Ну а теперь самое время рассказать об Элин Йонссон. В Советский Союз она приехала по обмену школьниками в июле 1991 года, на тот момент ей было 17 лет. Девушку определили в московскую семью. Время тогда было непростое, голодное. Советская действительность Элин немного пугала, а тут еще грянул путч.
— Приемная семья проводила меня к автобусу, и я поехала в неизвестном для меня направлении, — делится воспоминаниями журналистка. — Было реально страшно. В сторону Москвы шли колонны танков.
Бедные мои родители… Они узнали о путче в Советском Союзе по новостям, пытались со мной связаться, но это было очень непросто тогда. Мы все испытали шок.
Автобус вез Элин на Ковровскую землю, в лагерь «Солнечный», где в те дни проходил Всесоюзный слет клубов интернациональной дружбы «Содружество-91».
— Слет проходил шесть дней, — продолжает Элин. — Хорошо помню, что из колонок по всему лагерю звучала маршевая советская музыка, при этом ее постоянно переключали на радио. В эти дни произошел путч, и, видимо, кому-то было интересно послушать новости, а потом опять запускали музыку. Я понимала, что в Советском Союзе происходит что-то важное.
В воспоминаниях Элин о тех днях остались непривычная еда, что сглаживалось невероятно теплой атмосферой, царившей в лагере. А еще тем, что там оказалось много талантливых детей, которые хорошо пели, танцевали…
— Я чувствовала себя очень неудобно, ведь у меня таких талантов не было, — сокрушается журналистка.
Перед тем как попасть в Советский Союз, у себя на Родине Элин начала изучать русский язык. Уже тогда она на нем говорила, но далеко не так, как сейчас. Во время нашей встречи мы общались с ней на нашем могучем без переводчика.
Значит, это был «Солнечный»?!
Элин говорит, что все эти годы не знала, в каком лагере оказалась в 1991 году. Пыталась его искать. На память у нее осталась всего одна фотография. И все-таки судьба привела ее в «Солнечный». Как-то она стала разбирать свои архивы и нашла бейджик, который носила во время лагерной смены. А на бейдже написано — лагерь «Солнечный». Попросила коллегу в Москве начать поиски. И результат не заставил себя ждать.
Кстати, из лагеря Элин вернулась в Москву, где прожила в приемной семье до лета 1992-го, год проучилась в московской школе. Затем вернулась в Швецию. В 1994 году снова оказалась в нашей стране, стала студенткой факультета иностранных языков МГУ, изучала русский. Работала в столице нашей Родины на радио, вещавшем на Швецию, в российских изданиях, спецкорреспондентом шведского телевидения. Из «того» времени у нее осталось большое количество друзей и знакомых. Последние четыре года журналистка живет и работает у себя на Родине.
К 30-летию со дня путча в России она решила снять документальный фильм. Тем более, что невольно и сама оказалась участницей тех событий. Фильм должен был выйти в эфир еще в августе прошлого года, но из-за пандемии съемки постоянно откладывались.
— Это будет трехсерийный фильм по 20 минут каждая серия, — делится планами Элин. — Он будет состоять из моих личных воспоминаний, воспоминаний семьи, которая меня приняла в Советском Союзе, моих друзей, политиков того времени.
Элин уже взяла интервью у нескольких советников Горбачева, пытается связаться с советниками Ельцина. Фильм увидят зрители в Швеции, ну а мы, если захотим, сможем сделать это в Интернете. Его планируют запустить уже этой весной.
— Пытаюсь договорится о съемках и со школой, в которой училась, но и здесь есть свои сложности, — продолжает Элин разговор. — Меня, кстати, там помнят. Поездка в Советский Союз сильно на меня повлияла. Я читала шведские газеты и видела — вроде и пишут правду, но она не вся. Мне не нравилось, что тогда писали о Советском Союзе. Начала писать письма корреспондентам, редакторам. Только спустя время узнала, что мне отвечали, но этих писем я так и не получила. В итоге стала журналистом. Меня попросили писать статьи о «моей» России, и в этом я вижу свою миссию.
Лагерь развивается
Элин с горящими глазами слушала историю лагеря «Солнечный». Рассматривая его макет года 1991-го, пыталась угадать, в каком корпусе жили участники слета. До сих пор помнит, что один из корпусов назывался «Романтик».
На вопрос — привезла бы сюда своих детей — ответила положительно. Считает, что им было бы тоже интересно узнать об этом месте, как когда-то и ей.
Даже поверхностного взгляда ей хватило, чтобы отметить: лагерь сильно изменился с того момента, когда она здесь была. И с удовольствием оставила отзыв в книге почетных гостей.
То, что многое изменилось в лагере, действительно так. В 2021 года по итогам областного смотра-конкурса » Солнечный» признан лучшей загородной оздоровительной детской здравницей в регионе и получил грант в размере 1 млн рублей.
И хорошее будущее у лагеря просматривается. Он готовится войти в нацпроекты «Культура» и «Образование», что станет новым этапом в его развитии. «Солнечный» объединит детей из разных регионов страны, станет площадкой для многочисленных слетов и тематических встреч. Благодаря нацпроектам появятся новые социальные связи, объединяющие в себе профориентационные, образовательные, спортивные, творческие и иные ресурсы.
…Тепло прощаемся с Элин Йонссон. Нам — дорога назад, в город, а журналистка вместе с оператором остались на просторах «Солнечного», чтобы доснять то, что пригодится им в фильме…
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.