С 28 ноября для всех православных христиан – время Рождественского поста, особый период, который установлен церковью, чтобы подготовить душу и тело к великому празднику – Рождеству Христову.
В духовной жизни мелочей не бывает!
По правилам, начинаясь на следующий день после празднования памяти апостола Филиппа (поэтому его иногда еще называют Филиппов пост) и заканчиваясь аккурат в Рождественский сочельник, Рождественский пост продолжается сорок дней — в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа в пустыне под предводительством пророка Моисея.
— Мы, как странники, как евреи в пустыне, проходим этот очень важный для нашей души этап, — говорит иерей Павел (Андреев), клирик ковровского храма Феодоровской иконы Божией Матери.
Так что же такое Рождественский пост? Что значит «подготовить душу и тело»? Причем подготовить так, чтобы во всей полноте ощутить радость от рождения в мир Спасителя?
— В духовной жизни мелочей не бывает! — подчеркивает иерей Павел. Уже много написано о том, что пост – это не диета, к ограничениям в еде он не сводится, но это вовсе не значит, что ограничения не важны. Надо только помнить и понимать в чем смысл этих ограничений.
В церкви еда никогда не стояла на первом месте. На первом месте в ней – духовная работа над самим собой. Любой пост – это время не лишений, а радости! Как бы многим это не казалось трудным для понимания. Именно радости победы духа над плотью! Радости очищения своей души от тягот грехов! Как люди обычно готовятся к празднику? Моются, наряжаются, украшают свой дом и стол… Проделывают определенную работу, радостно предвкушая грядущее торжество. Здесь точно также. Во время поста задача православного христианина – потрудиться для Господа. Хотя бы немного заставить себя что-то сделать для Него. Стать в чем-то лучше, избавиться от не очень хороших привычек. Вот выкуривает человек обычно в день две пачки сигарет, а во время поста стал одну выкуривать. Маленькая, но победа. Сплетничает на работе, кричит на детей, по вечерам от телевизора не оторвешь — в пост же стал это все за собой замечать хотя бы, стараться себя контролировать. Это уже хорошо! То есть что нужно сделать во время поста? Проанализировать свой образ жизни и что-то в нем поменять в лучшую сторону, потрудиться. К сожалению, многие люди сейчас готовы работать ради чего угодно, но только не ради спасения своей души, не для Создателя и Бога нашего. У Него они только просят: «Дай! Дай! Здоровье, семью, благополучие!» О том, что надо и самим что-то Господу дать, даже не думают. Вот пост – это труд! Он совсем небольшой, но очень важный для души человека. Я глубоко убежден, что даже физические ограничения поста идут здоровью человека только на пользу – постящийся начинает чувствовать себя легче, в нем меньше бурлит страстей, появляется желание больше себя познавать, жить в мире со всеми, — поясняет священник.
Два «С» — скромность и сдержанность
Рождественский пост – не самый строгий, но достаточно долгий. Если все-таки обратиться к его гастрономической составляющей, то следует помнить простое правило: в пост пища должна быть дешевле и скромнее, чем в остальные, непостные дни. Скромность и сдержанность – вот золотые два «С», которые характеризуют поведение верующего во время поста. В том числе и в питании.
— Да, есть устав, про который все знают и по которому расписывают календарь поста: сегодня — только сухоядение, завтра можно елей (имеется в виду растительное масло), рыбу, вареные овощи. Устав восходит к старинной книге Типикон и был установлен, в первую очередь, для монахов, — рассказывает иерей Павел (Андреев). – Эта книга для нас, православных, как ориентир. Но раньше, до революции, думаю, верующим было проще, так как почти у каждого был духовник. Люди искали меру своего поста, советуясь с ним. Сейчас духовников у мирян почти нет, поэтому большинство постящихся пытаются определять меру сами – в силу собственного понимания и состояния своего здоровья. Что я могу тут сказать? Повторюсь: не стоит забывать главное правило поста – скромность. Если ваш постный стол дороже скоромного – это не пост. Если вы тратите на поиск и приготовление постных изысков времени больше, чем в обычные дни – это не пост. Пост призван освободить больше времени для молитвы, денежных средств – для помощи ближнему.
О Таинстве Соборования
Третья и, наверное, самая важная, составляющая любого поста — покаяние. Это тоже тяжелый труд, который требует предельной честности с самим собой. Каждый грех, как царапинка на душе человека. Накопившись, множество таких царапинок превращаются в глубокую рану, «лекарство» для которой – великие Таинства церкви – исповедь, причастие и собОрование (от слова «собОр»). Кстати, значение последнего Таинства большинство далеких от храма людей понимает не до конца, относится к нему с предубеждением и опаской. Иерей Павел эти опасения развеивает:
— СобОрование не проводится исключительно перед смертью. Это Таинство служит для жизни, для исцеления души и тела человека, для очищения его от забытых грехов.
Соборование, или по-другому елеосвящение – это священнодействие, во время которого больного человека семикратно помазывают елеем (в данном случае, освященной смесью растительного масла и вина). Из Посланий апостолов мы знаем, что Господь сказал: «Болен кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне».
— По правилам совершается это Таинство собором священников, отсюда и название – собо’рование. Если возможности собора нет, то священник может совершать его в одиночку, — продолжает мой собеседник. — Во время Таинства священники молятся за всех присутствующих – чтобы Господь по милосердию своему исцелил их, избавил от болезней ДУШЕВНЫХ и ТЕЛЕСНЫХ, освободил от грехов. Многих людей как раз и смущает вот это слово – «болезней». Но дело в том, что в понимании церкви, грех – это болезнь души. Все мы больны грехом, каждая человеческая душа нуждается во врачевании и болит она порой покруче, чем тело. Есть такое выражение – как убитый. Вот в таком состоянии человек может ходить очень долго и совершенно не понимать, что с ним происходит. А это болит душа, это старые, давно забытые грехи продолжают отягощать ее с каждым годом все больше и больше. Человек не может их вспомнить во время Таинства исповеди, но может исцелить свою душу через собОрование.
Елей и вино
Священник подчеркивает еще раз: речь идет не о скрытых на исповеди грехах, а именно о забытых. В молитвенном прошении, которое произносится во время Елеосвящения, даже есть такие строчки: «Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи».
Считается, что возраст, с которого можно человека соборовать, – семь лет. То есть тот, с которого ребенок начинает ходить на исповедь. Но если во время Таинства будет присутствовать и младенец – так по церковным правилам называют детей, которым семи лет еще не исполнилось, – ничего страшного не произойдет. Таинства церкви и святыни ее вред человеку принести не могут.
Совершается соборование не так часто, как, к примеру, исповедь и причастие. По традиции, оно обязательно каждый пост. Но бывает и чаще. В ковровском храме Феодоровской иконы Божией Матери, где служит иерей Павел, Таинство соборования проходит обычно раз в месяц.
— Растительное масло для него верующие, как правило, приносят сами, и после освящения забирают его домой. Хочу предупредить, это масло становится уже церковной святыней и не стоит его хранить вместе с другими продуктами. Поставьте там, где у вас дома иконы или святая вода. Освященное масло можно применять как вовнутрь, так и снаружи, причем и тому человеку, который сам прошел через Таинство, и всем его крещеным домашним. Здесь есть только одно но: правила церкви запрещают мазать освященным маслом человеческое тело от пупа до коленей. А выше и ниже, пожалуйста. Считается, что по кровотоку оно обязательно попадет, куда нужно, — предупреждает иерей Павел.
Чем мы встретим Христа?
Также по правилам перед или после соборования верующему необходимо исповедоваться и причаститься. Это одна из причин, почему человеку для прохождения этого Таинства необходимо находиться в сознании. Однако в Русской православной церкви существует обычай соборовать и тех, кто находится при смерти, иногда уже без сознания.
— Правила церкви в безвыходной ситуации, когда об исповеди уже речи идти не может, допускают собороваться и так, — говорит отец Павел.
Он рассказывает, что в его практике также были такие случаи, когда тяжелобольные люди умирали во время совершения Таинства. Это кажется неудивительным, если вспомнить про то, что Господь борется за каждую бессмертную душу. Возможно, человек, срок земной жизни которого подошел к концу, просто не может перейти в мир иной, отягченный многочисленными грехами. Во время Таинства соборования грехи прощаются, и душа с легкостью возносится к Богу. А если вспомнить еще, что жизнь каждого православного человека – это подготовка к Царствию Небесному, то такая смерть для человека – высшее благо. Если смотреть с точки зрения православия.
– Хочу заметить, для людей, которые делают только первые шаги в храме, свое воцерковление лучше начинать не с поста, — ведя к завершению разговор, отмечает иерей Павел. — Самое основное – начать регулярно посещать храм. Многие придумывают тысячу отговорок, чтобы этого не делать: то батюшки не такие, то цены высокие, то вера в душе. Никакая «вера в душе» не заменит участия в церковных Таинствах. Исповедь, причастие – основа жизни верующего христианина, «лекарства» для его души. Начинать надо с этого. А еще с чтения Евангелия, изучения своей веры. После этого можно уже и поститься, и собороваться. Я твердо убежден, что православие заложено в нас на генном уровне. Святая Русь всегда славилась своей крепкой верой. И сейчас вижу, вера у людей есть. Просто она бывает направлена не туда: на всякие гороскопы, фэн-шуи, приметы и прочее. Но когда эта вера встает на правильный путь, когда она становится Верою, все остальное отходит на второй план. Дни Рождественского поста – очень серьезные для всех нас. Чем мы встретим родившегося в мир Спасителя? Чистой душой, светящейся светлой радостью или пьяным застольем и танцами до упаду? Зависит это только от нас.
Инна БУЛАТОВА.
Фото из открытых источников.