Ковровский историко-мемориальный музей в очередной раз радует нас уникальной выставкой, посвященной 290-летию со дня рождения генералиссимуса Александра Суворова и 222-летию с момента Швейцарского похода армии Суворова 1799 года.
Выставка основана на работах художника Ольги Калашниковой (г.Москва) и подлинных артефактах, найденных в Альпах. Организована она Департаментом культуры Владимирской области и Владимирской региональной общественной организацией «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А. В. Суворова» (председатель правления — полковник ФСБ РФ Василий Верещак).
Знакомимся с Ольгой Калашниковой (1955 г.р.). Она член Союза художников России, Московского Союза художников. В 1979 году окончила факультет прикладной математики Московского авиационного института. Работая в НИИ, посещала Народную изостудию МАИ. В 1988 году с красным дипломом оканчивает пединститут. Работает в Московском академическом художественном училище памяти 1905 года. Постоянно посещает «Академическую дачу им.Репина», общается с выдающимися мастерами отечественного искусства.
В 1997 года наступил новый этап в ее творчестве: начала собирать материалы о швейцарском походе русской армии под командованием Александра Суворова. Десять поездок в Альпы дали свои результаты: прошла путь Суворова; сделала зарисовки, этюды, фотографии, которые явились созданием фотолетописи с 200 иллюстрациями – «Швейцарский крест Суворова» совместно с Арсением Замостьяновым. Книга получила диплом фестиваля «Золотой Витязь».
Что же представляют ее работы, в которых «ожила» история? Это сплав графики, живописи и фотографии. Абсолютно новое направление! Такого еще не было! Оно позволяет зрителям «попасть» в 1799 год. Увидеть и горные вершины Альп, окутанные облаками; и суворовских чудо-богатырей, преодолевающих отвесные скалы, скользкие узкие тропы, бурлящие горные потоки, граничащие с многокилометровыми ущельями. Горные перевалы, один неприступнее другого: Сен-Готард, Кинцик-Кульм, Прагель, Паникс.
Давайте хоть на минуточку представим, что вместе с суворовцами мы оказались на перевале Паникс. Вот как его рисует писатель-историк Леонтий Раковский:
«…Как страшны в альпийских горах снежные бури! В воздухе повисла угрюмая, мертвящая тишина. Ветер стих.
-Точно перед бурей, — подумал Суворов. – Этого еще не хватало!
С каждой минутой становилось темнее, точно наступал вечер. И неожиданно откуда-то вырвался ветер. Он поднял легкую снежную пыль, как песок. Люди невольно зажмурились, закрыли лица руками. В это время снизу из расщелин и пропастей донесся вой ветра, он окончился страшным ударом, точно по растянувшимся цепочкой русским войскам ударила громадная невидимая пушка. Сразу надвинулась темнота. Скалы казались бесформенными массами. И тотчас же налетел страшнейший порыв ветра. Весь снег в горах пришел в движение. В шаге ничего не стало видно. Колол резкий ледяной ветер. Дышать стало трудно. Лицо и руки пухли от холода. И наконец стих. Чуть посветлело.
Новый яростный порыв ветра. Шел очередной вал. С невероятным грохотом рушились, неслись вниз в стремительном обвале громадные камни. Кромешную тьму прорезал зловещий блеск молний.
Казалось, что гром и молния, ветер, горы и снег – все соединились для того, чтобы раздавить, уничтожить суворовскую армию. Люди окончательно коченели от холода, от ледяного ветра, который резал тело. Руки уже не могли ничего держать, да и ноги держали не всех. Более слабые и раненые теперь падали на месте.
Гроза ушла. После бури недосчитались многих людей, лошадей, мулов. Пробивались по пояс в снегу, рискуя оступиться, сползти в ущелье, шли наугад. К вечеру стал по-настоящему жать мороз. Совсем зашлись мокрые необутые ноги, голые руки. На голых камнях блестел один лед. Ноге негде было стать, не во что упереться. Нога предательски скользила…»
Какой же СИЛОЙ ДУХА надо обладать, чтобы все это перенести! Русский Солдат смог! Это были солдаты Суворова, это слава Суворова – и слава всей России!
Отмечу, что Ольге Калашниковой своими картинами удалось найти контакт со зрителем, «отозваться» в их сердцах. В Швейцарии художница провела ряд выставок, представляя русское искусство в год празднования 200-летия перехода Суворова через Альпы, тем самым прославляя наше героическое прошлое.
Выставку прекрасно дополняют подлинные свинцовые оружейные пули, картечь, фрагменты пушечного ядра, спусковые крючки кремневых ружей, остатки шомпола и еще много того, что в течение 40 лет собирал металлоискателем швейцарский краевед Вальтер Геллер, создав в швейцарской коммуне Линталь (кантон Гларус) частный музей.
К 2017 году музей расширил свои площади благодаря финансовой помощи Василия Верещака.
Самое время познакомиться и с Василием Захаровичем – современным «чудо-богатырем».
Родился он в 1955 году в Саратове – полковник спецподразделения «Альфа», вице-председатель Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» (2015-2019). Президент Центра боевых искусств «Альфа-Будо»; в 2019 году – лауреат премии «Меценат года» в номинации «Особый вклад в развитие российской культуры» за вклад в создание архитектурно-исторического комплекса Генералиссимуса А.В. Суворова в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области (премию вручал министр культуры РФ Владимир Мединский).
Василий Верещак с детства занимался спортом. Окончил Ставропольское высшее военное командное училище связи в 1976 году. На четвертом курсе стал чемпионом училища по боксу.
Воинскую службу проходил в 1976-1992 годах в 12-м Главном управлении Министерства обороны СССР: служил на Семипалатинском ядерном полигоне. Как командир взвода был переведен в Службу спецконтроля; участвовал в разработке спецвооружения и техники. Ветеран подразделений особого риска.
В 1992-2004 годах был оперативником Группы «А» (спецподразделение «Альфа») Главного управления охраны России: его ученики по карате – десантники и пограничники, служившие в «Альфе». Методист-практик рукопашного боя. Начальник штабного отделения боевой подготовки. Участвовал в разработке Положения о группе «Альфа».
Участвовал в Первой и Второй чеченских войнах, в операциях по освобождению заложников в Минеральных Водах, Махачкале, Буденновске…
В 1997 году окончил академию ФСБ, в 1998-2003 годах был заместителем начальника штаба Центра спецназначения ФСБ России. После отставки – руководитель группы компаний «Ангел», куда входят охранные предприятия. В 2015-2019 годах – вице-председатель Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
С 2013 года – спонсор частного музея им. А.В. Суворова в коммуне Линталь. С 2014-го – член инициативной группы по восстановлению храма Василия Великого в селе Кистиш, 12 ноября 2019 года в селе был открыт памятник великому полководцу.
Наверно, именно на таких, как Василий Верещак, и держится земля русская, не ослабевает ее суворовский дух!
Документальные фильмы, которые предоставили Ольга Калашникова и Василий Верещак на открытии выставки, дополнили интереснейшую экспозицию, вызвав очередную волну гордости за нашу историю, за память и благородных ее продолжателей.
Лидия ТАЛЫШКИНА.
Фото автора.