В редакцию периодически звонят ковровчане, отчаявшиеся записаться на прием к врачу. Люди жалуются на то, что сложно попасть даже к терапевту, не говоря уже об узких специалистах: ни через Госуслуги, ни через поликлинику сделать это практически невозможно. Дело доходит до того, что и на платный прием попасть уже проблема. Мы решили обратиться за комментариями к главврачу Ковровской ГБ№2 Светлане ПОЧЕРНИНОЙ, а заодно и узнать о положении дел в больнице.
— Светлана Борисовна, как сейчас осуществляется запись к специалистам, через какие ресурсы это можно сделать?
— Запись к врачам на данный момент строго регламентирована. Все это закреплено Приказом Министерства здравоохранения, вышедшем в прошлом году. Есть утвержденный перечень специалистов, к которым пациент может записаться самостоятельно, минуя посещение терапевта: ЛОР, офтальмолог, хирург, детский хирург, участковый терапевт, участковый педиатр, фельдшер, гинеколог, зубной врач, нарколог-психиатр, детский психиатр. К остальным узким специалистам самозапись пациентов полностью закрыта, она возможна только по направлению врача-терапевта, если он сочтет консультацию необходимой. Стараемся входить при этом и в положение людей, идем навстречу пациентам – небольшое количество талонов (слотов) оставляем для записи через инфомат – терминал находится на первом этаже нашей поликлиники.
У нас есть четкие инструкции по организации рабочего графика врача, времени на пациента, выкладке расписания. Например, рабочий день врача – 7 часов. Из этого времени 90% он принимает пациентов, 10% отведено на работу с документами. Вот 6 часов и «разбиваются» на работу с больными, высчитывается примерное время приема на одного человека. Учитываем, что у отдельных специалистов существует первичный и вторичный прием, опять же специфика разная: у хирурга и терапевта это время будет, конечно, различаться. Мы обязаны выставить определенное количество слотов – ни больше, ни меньше. Все контролируется на федеральном уровне через ЕИС – единую информационную систему. Приведу пример. Допустим, нами заявлены два врача-офтальмолога, ведущие прием, а расписание выкладываем на одного. Сразу должны предоставить по данному факту объяснительную с указанием веской причины: отпуск, больничный, работа в военкомате и т. п. И это всегда в онлайн-режиме.
— А если пациент состоит на учете у специалиста, к которому напрямую запись невозможна, как ему попасть к врачу – только через терапевта?
— По Приказу получается, что – да. Вопрос по таким пациентам пока решается на законодательном уровне, на месте же стараемся хотя бы немного талонов выкладывать в инфоматы, но их крайне мало, и они быстро разбираются. Почему такая жесткая система? Ответ простой – не хватает врачей. Например, в нашей больнице – ГБ №2 – самое большое количество узких специалистов по городу. Это значит, что к нам на прием идут пациенты не только со всего города, но и района. А нам и на приписное к больнице население их не хватает, вот и возникают проблемы: дефицит талонов, специалистов и возможности свободно попасть на прием. Здесь позволю себе уточнить: существует несколько видов записи на прием. Допустим, к терапевту запись открыта – 60% «бирок» свободно для записи из всех источников: Госуслуги, кол-центр, инфомат. 40% закрыты для общей записи. Почему? Это необходимо для записи пациента тем же терапевтом к узким специалистам, плюс повторное посещение, диспансерный учет и т. п. То есть у «учетников» возможность попасть к врачам есть. А еще по каждой патологии существует периодичность наблюдения пациента, есть техника ведения таких карт.
Расписание врачей для записи выкладывается четко на две недели, каждое утро открывается окно на следующий день двухнедельного срока.
— Светлана Борисовна, а через регистратуру записаться можно? Каковы сейчас ее функции?
— Запись к специалистам через регистратуру сейчас полностью исключена. Работники могут открыть базу и посмотреть наличие талонов к врачу, и, если таковые имеются, они, конечно, пациента запишут. Но функционал регистратуры от привычного нам постепенно меняется: ее задача – выложить расписание врачей, с вечера приготовить карточки больных для приема на следующий день, предупредить пациентов в случае отмены приема.
— Функционирует ли полноценно кол-центр?
— Да, он функционирует, является общим на область. Сам центр находится во Владимире, действуют и его четыре филиала, в том числе и в Коврове. Звонок от пациента поступает во Владимир, после чего его адресуют освободившемуся оператору, который смотрит наличие свободного слота для записи к врачу и предлагает запись. В данный момент отрабатывается функция так называемого «Листа ожидания» — пациента могут поставить в очередь при отсутствии возможности записи в данный момент. Такая функция, как вызов врача на дом, тоже постепенно уходит из обязанностей регистратуры и переходит в кол-центр: все оформляется в электронном виде, все этапы отражены и легко отслеживаются: время заявки, назначение врача, осуществление вызова и т. п. Напомню, что для удобства можно воспользоваться звонком как со стационарного телефона, так и мобильного, номер единый – 122, достаточно набрать его, больше никакие цифры и коды не нужны.
— Светлана Борисовна, в каких специалистах на данный момент острый недостаток?
— Вообще нет гастроэнтеролога – и эта проблема общегородская, на весь город и район один взрослый офтальмолог, детский у нас совмещает на четверть ставки. Всего один ЛОР, нехватка детских хирургов, с травматологами-ортопедами опять же проблема. С кардиологами вроде бы более-менее вопрос решился, но нехватка все равно ощущается, ревматологи работают только на полставки.
Пришли педиатры, детский кардиолог (сейчас проходит аккредитацию) – чему мы несказанно рады, данного специалиста у нас не было лет 10, пришли врачи в дневной стационар.
Очень довольна тем, что во Владимире открылся филиал ПИМУ по целевому обучению медиков. Одно целевое направление на «лечебное дело» выпускница школы от нас уже получила. После окончания вуза сможет работать в нашей больнице терапевтом, если будет желание – можем обучить в ординатуре по любой специальности. До этого мы выдавали целевые направления в другие медицинские вузы, ждем «своих» первых врачей года через два.
— Какова ситуация на данный момент с инфекционными заболеваниями?
— В целом по ОРВИ и ковиду ситуация спокойная. Эпизодически выявляется корь, ее не было уже много лет. Пока все очаги удавалось купировать за счет вакцинации и проведения карантинных мероприятий. Дело в том, что противокоревой вакцины не хватает, сейчас находим ее только для тех, кто был непосредственно в контакте с больными. Проблема с вакцинами понемногу разрешается. Беспокоит даже не это, а увеличивающееся количество отказников, причем по необоснованным причинам. По поводу проверенных временем вакцин не должно быть сомнений. Вам наглядный пример: в последнее время в стране в разы произошел рост заболеваемости коклюшем, особенно тяжело болеют маленькие дети. А ведь как раз такой вакцины достаточно. В последнее время из-за массовых отказов активизировались инфекции, про которые мы уже забыли.
— Сейчас поступила вакцина против пневмококковой инфекции. Нужно ли от нее прививаться или вакцина рекомендована только отдельным категориям пациентов?
— Она рассчитана, прежде всего, на две возрастные категории: детей и людей возраста 60+. По календарю ее прививают бесплатно. Если человек относительно здоровый, данную прививку делать не обязательно, а вот, допустим, людям с сахарным диабетом – желательно.
— Светлана Борисовна, функционирует ли в вашей больнице дневной стационар? Как туда можно попасть?
— Да, работают гериатрическое отделение и наркологическое. Офтальмологическое временно закрыто из-за отсутствия специалиста. Есть два дневных стационара, в которых люди обследуются и проходят необходимое лечение. Отзывы от пациентов хорошие. На данный момент очереди нет, принимаем всех с направлением от терапевта. Исследования назначают в зависимости от жалоб, все это в условиях дневного стационара бесплатно, в том числе и препараты, находящиеся в рамках перечня жизненно важных. Нужно понимать, что есть, конечно, хорошие и действенные препараты, не входящие в список бесплатных, больница их закупить не может. Врач имеет законное право предложить такие препараты пациенту в качестве альтернативы, а последний уже сам решает, как ему лечиться.
Татьяна САРИБЖАНОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.