В конце сентября первому заместителю начальника научно-производственного комплекса №1 (НПК-1) АО «ВНИИ «Сигнал» Владимиру Николаеву было присвоено звание «Почетный машиностроитель». Когда Владимир Яковлевич говорит о своей работе, чувствуется, что она для него дело жизни и у него при этом горят глаза. Официальная — сухая, но совсем не короткая справка – выдает, что Владимир Николаев – «один из ведущих специалистов ковровского предприятия по разработке следящих приводов. Он принимал непосредственное участие в создании, отработке и постановке на серийное производство приводов вооружения морских систем ПВО «Кортик», «Каштан», «Палаш», приводов для САО «Вена», «Мста-С», ПТРК «Хризантема-С», приводов артиллерийской системы для вертолета «Ка-52», приборов, обеспечивающих посадку вертолетов на палубу морских кораблей,, приводов для целого ряда наземных комплексов «Панцирь», приводов наведения антенн «Астроном», «Триумфатор», приводов наземных стартовых комплексов для Гвианского космического центра, а также космодромов «Восточный», «Плесецк», «Байконур»…»
На счету героя моей публикации — Владимира Николаева — патенты на изобретения и рационализаторские предложения, свидетельства на программы для ЭВМ, десятки научных статей в соавторстве с другими учеными. Владимир Яковлевич имеет ряд высоких наград, он лауреат премий имени Дегтярева и имени Мосина, награжден медалью «За заслуги перед Ковровом». Но сегодня нам хочется рассказать о Владимире Николаеве, прежде всего как об интересном и обаятельном человеке.
В команде Всероссийского научно-исследовательского института «Сигнал» он уже 44-й год. В Ковров, как и многие, приехал по распределению – молодым специалистом с красным дипломом. До этого про город на Клязьме даже не слышал…
— Где это? Что за Ковров? – улыбаясь, говорит он сегодня. — Но при этом я сразу попал в замечательный коллектив, и если в самом начале и были какие-то (чисто бытовые) негативные впечатления, то они тут же сгладились, и я остался здесь навсегда.
Начало…
Родом Владимир Яковлевич с севера, с древнего города Старая Русса Новгородской области. Историк Татищев, между прочим, считал этот город местом появления названия «Русь». Город знаменит соляными источниками, и даже на гербе, пожалованном древнему граду императрицей Екатериной, можно видеть изображение котла, в котором денно и нощно варится соль.
— В этот город мои родители приехали из деревни, — рассказывает о своем детстве Владимир Яковлевич. — Отец — электрик, мама – швея, я — единственный сын в семье. Десятилетку окончил в 1973 году.
Рассказывает, что мечтал учиться в Казанском авиационном институте, хотел стать конструктором самолетов, даже документы туда отослал. Но мама воспротивилась: далеко…
Поближе был Питер, тогда еще город-герой Ленинград. Вслед за школьным товарищем Владимир поехал поступать в Военмех. И с первой попытки стал студентом престижного вуза.
— В школе я хорошо учился, — поясняет Владимир Яковлевич свой успех, — в аттестате всего одна четверка. Специальность выбрал «системы автоматического управления», сегодняшний вариант — «системы управления летательными аппаратами», близкую к той, о которой мечтал.
Студенческие годы были незабываемыми! Особенно, когда это Питер — северная Пальмира, загородные дворцы и музеи, общежитие на берегу Обводного канала…
В 1979-м получил красный диплом. На распределении в вузе присутствовал главный конструктор «Сигнала» Еремей Комаров. Он-то и заприметил талантливого выпускника.
— Нас, выпускников Военмеха, приехало в тот год в Ковров пятеро. Этот вуз стал для Коврова и «Сигнала» кузницей кадров. Борис Новоселов – выпускник Военмеха, его я во многом считаю свои учителем, Владимир Медведев, несколько «сигнальских» директоров.
Помимо военмеховцев, «Сигнал» в свое время был представлен выпускниками Тульского политехнического института, Рязанского радиотехнического, Московского авиационного, Ленинградского института авиационного приборостроения – большая и очень сильная команда!
В конце 70-х только-только начали развиваться цифровые технологии, и я как раз попал в подразделение, которое начинало заниматься цифровой схемотехникой. Представьте, 79-й год, персональных компьютеров еще нет, но есть большая электронно-счетная машина — БЭСМ-6. Программное обеспечение загружалось на перфокартах, потом уже появился ленточный ввод. Одним словом, в очень интересное место я попал! – видно, что Владимир Яковлевич вспоминает о тех временах и с удовольствием, и с ностальгией. – Тогда это все только начинало «вариться», потому что в системах управления «цифры» как таковой еще не было, и мы все это начинали создавать.
Снова и снова Владимир Николаев — про коллектив: дружный, увлеченный, ответственный! Еще до его прихода в «Сигнал», там уже своя школа была, в частности по приводам. Он, как сам отмечает, «попал в струю».
Параллельно складывалась и личная жизнь. Будущая жена Ольга работала в подшефном детском саду, вместе с «сигнальскими» девчонками жила на ул. Труда в общежитии. В какой-то момент молодые люди пересеклись и… недолго думая, расписались. Было это в 1981 году.
Современные вызовы
В «Сигнале» Владимир Николаев прошел все ступени: от инженера до первого заместителя начальника НПК-1. Его деятельность тесно связана с современным вооружением. Как говорил Георгий Иванович из фильма «Москва слезам не верит», «люблю свою работу, потому что, когда я туда прихожу, все начинается крутиться, вертеться…» Вот и современное вооружение в умелых руках «сигнальцев» тоже начинает крутиться, вертеться и двигаться. За сложным понятием «приводы наведения и стабилизации», по сути, стоит цифровая система управления этим вооружением.
— Техника, что показывают на параде Победы в Москве, через одну – прошла через «сигнальские» головы и руки. Это и ракетные комплексы, системы ПВО, бронетехника, инженерные машины», — перечисляет мой собеседник.
Еще раз отмечу, первый тост, который я поднимаю: «За команду!» В любом деле важна команда. Если ее нет, ничего не получится. ВНИИ «Сигнал» — это команда! Да еще какая! Можно даже сказать, что это большая семья! Где никто не перекладывает ответственность на другого, при допущенной ошибке никто никого не винит, ее просто сообща начинают исправлять. Такой подход помогает успешно решать любые задачи. Даже те, с которыми до этого не приходилось сталкиваться.
В современных условиях, признается герой моей публикации, работать приходится буквально «с колес». На вопрос о сроках говорит: их практически нет. Техзадание, сразу опытный образец – не успели закончить, уже опытная партия. Современные вызовы: не можешь, не успеваешь – уходи, на твое место придут другие, которые со всем справятся. «Сигнальцы» все могут и все успевают, уверенно замечает мой собеседник.
— Владимир Яковлевич, скажите, а что вы считаете самым большим своим достижением за годы работы?
— То, что «Панцирь» подняли, — сразу и без заминки прозвучало в ответ. — У нас уже есть масса модификаций: «Панцирь» арктический, «Панцирь» гусеничный, «Панцирь» колесный, для которых наш «Сигнал» создал приводы ракетно-пушечного вооружения в двух плоскостях, электрогидравлическую систему свертывания и развертывания антенно-поворотного устройства, гидросистему управления гидроцилиндрами аппарелей, электрогидравлическую систему управления поддомкрачивания шасси. В настоящее время «Панцири» они используются везде, в том числе и для охраны Москвы. Работа над комплексами велась не один год и продолжается в настоящее время.
— Видно, что вы получаете колоссальное удовлетворение от своей работы…
— Конечно! Это же как ребенок. Сколько радости, когда он только начинает ходить!
Продолжить дело отцов!
У Владимир Яковлевича две дочери — Анастасия и Юлия. Младшая пошла по отцовским стопам, трудится ведущим инженером на КЭМЗ. Дедушку «догоняют» и три внучки. Будущая профессия старшей тоже связана с «цифрой», а вот младшей внучке пока только пять. Можно сказать, Владимир Яковлевич счастливый дед. Конечно, работа всегда отнимала его у семьи. Когда только родилась старшая дочь, ему пришлось даже уехать на несколько месяцев на учебу. Испытания новых приводов – это тоже многодневная полигонная жизнь. Но Владимир Яковлевич вспоминает своих отца и деда…
— Для меня, например, лучший отдых – путешествия, сад и строительство. Последнее — благодаря моему деду, Ивану Михайловичу. Помню, когда мне было лет шесть, я еще в школу тогда не ходил, меня оставили с дедом на весну и лето. И вот мы с ним два дома построили. Точнее, строил, конечно, он, а я так – на подхвате был. А потом уже баню строили вместе с отцом. Теперь уже строю я…
И отец, и дед Владимира Яковлевича воевали. Отец – совсем юным связистом в 45-м дошел до Берлина, дед во время Великой Отечественной войны был сапером полка… В военных архивах Владимир Николаев нашел запись: «… наградить медалью «За отвагу» гвардии красноармейца Ивана Михайлова за хорошее обеспечение дорожными и переправными средствами танков во время боевых действий с 23.06.1944 г. по 19 августа 1944 года, участвуя как десантник на танке, уничтожил семь немцев и гранатами забросал окоп противника…»
— Так что и отец, и дед у меня были боевыми товарищами, но, наверное, мало они уничтожали фашистов. Те опять полезли, — завершает Владимир Николаев наш разговор. — Продолжаю их дело, помогаю, чем могу!
Инна БУЛАТОВА.
Фото из архива Владимира НИКОЛАЕВА.