Специальная военная операция на Украине. Посмотришь, послушаешь вокруг, люди относятся к ней по-разному – от полной поддержки до резкого неприятия. Но несомненно одно: она перевернула жизнь целой страны, а самое главное – пусть постепенно – переворачивает и самосознание нашего народа. От насаживаемой последние десятилетия доктрины «каждый сам по себе» — к почти забытым установкам «брат за брата», «только всем миром» и, самое важное, «с помощью Божией». Действительно, в такие переломные моменты истории в России всегда становились очевидными значение и роль православной церкви. Именно об этом в контексте сегодняшних событий мы поговорили с благочинным г. Коврова протоиереем Михаилом (Черновым).
— Я бы сказал, что любая истинная религия несет в себе нравственность, — говорит отец Михаил. – Ведь в чем причина всех наших настроений, бед, войн, болезней? Люди, которые, по сути, произошли от одного корня и в глобальном смысле являются братьями, не могут найти мир друг с другом всего по одной причине. И эта причина – грех. Именно он разделяет людей. Конфликт на Украине – не исключение. Я уже не раз говорил — принцип «око за око» – это одно, в основе же христианства установка другая: если ударили по правой щеке, подставь левую. Но многие почему-то этого понять не могут. Им кажется — подставить другую щеку, значит проявить слабость. На самом деле, наоборот. Поступая так, человек показывает свою силу, и уже не он сам, а Господь накажет его обидчика.
История нашего государства — яркий тому пример: когда на нас нападали, мы каждый раз выстаивали и побеждали! Так вот, проблема современной ситуации на Украине в том, что где-то уже начиная с 80-х годов прошлого века, людей — сначала на западе страны, а потом все больше и больше – начали одурманивать. Православные храмы стали потихоньку передавать другим конфессиям, и уже в 90-х там происходили конфликты на межрелигиозной основе. Об этом почему-то не говорили, но как яркий итог сегодня на Украине идет уже открытый захват православных церквей, потому что нравственность, которую проповедует православная церковь, людей перестала устраивать. На Западе не раз открыто высказывались: главный враг для них не столько Россия, сколько ее православная церковь. Спросите, почему? Потому что это корень страны, потому что, сохраняя основы нравственности, православие объединяло народ в самые его тяжелые дни. Вот и сегодня мы видим, что сами мобилизованные, их семьи стали сплачиваться вокруг храма. С начала спецоперации прошел почти год. В сентябре, когда была объявлена частичная мобилизация, это очень ярко выразилось в том, что призванные в армию стали креститься. Кроме того, за последние четыре года, наверное, у нас в храме не было столько венчаний, сколько за эти дни сентября. О чем это говорит? О том, что люди стали осознавать, что им не обойтись без помощи Божией в сегодняшних обстоятельствах. По церковным заповедям, жить невенчанными – это блуд, и, если что случится, за этот грех придется отвечать на Страшном Суде. Апостол Павел так и сказал: «Блудники Царство Божие не наследуют!» Кто это понял, пришел, покаялся, повенчался…
Несомненно, церковные установления строгие. Но именно эта строгость и помогала народу (всех сословий и поколений) сохранять нравственный стержень, позволявший нашей стране с полным правом считать себя Святой Русью. Конечно, из правил были и исключения – человеческая натура слаба. Но… и этот момент хочется отметить особо — сейчас в интернете много неприглядной и, самое главное, лживой информации о России – о придуманных совершенно диких обычаях, которых якобы придерживались наши предки, в том числе и в интимной жизни, о повсеместной грязи и повальном грехе. Эти информационные вбросы призваны дискредитировать русских как нацию, причем не только в чужих глазах, но – что особенно важно – в своих. Стоит, однако, помнить, что до Великой Октябрьской революции абсолютное большинство населения было верующим: православными, мусульманами, то есть – еще раз повторим — имели четкие нравственные ориентиры.
— Пока шла частичная мобилизация, очень ясно проявилась разница между воцерковленными людьми и невоцерковленными, — продолжает протоиерей Михаил. – Для тех, кто долго жил без церкви, события на Украине стали трагедией. В то же время люди, которые, как я знаю, ходили в храм (некоторые были алтарниками даже), подходили под благословение со светлыми лицами, прекрасно понимая, что тоже идут под пули, что могут и не вернуться, но точно зная одно – как это было и в войне 1812 года – они идут защищать Дом Пресвятой Богородицы, Святую Русь — сегодня единственное в мире государство отстаивающее нравственные основы, борящееся за них с оружием в руках. Кроме того, воцерковленный человек, сознавая основы, почему именно так все происходит, принимая то, что ему предстоит как волю Божию, знает и то, как ему оттуда – если можно так выразиться — вернуться живым. Я очень много разговаривал с мобилизованными, и они о скольких чудесах мне поведали… Вот, например, живет в Коврове молодой человек, спецназовец. Воевал на Украине в составе разведгруппы, состоящей из семи человек. Трое перед ответственным заданием молились, четверо – над ними посмеивались. И когда группа попала в засаду, те четверо, которые смеялись, вместе с командиром погибли. А трое выжили.
Этот боец-ковровчанин рассказывает удивительное: «Попал я в воронку, вдруг вижу – кот, посмотрел он на меня и пошел… Я за ним пополз, обе ноги у меня прострелены. Через лес, через поле – и выполз к деревне, там меня и подобрали. Казалось бы, ночь, стреляют – откуда в такой заварухе кот?» Или другой случай: один боец на своем автомате нацарапал иголкой крест. Начинает его перезаряжать, а в это время стреляет снайпер – пуля точно попадает по дулу того автомата и рикошетом лишь слегка задевает висок… И таких вещей происходит там очень и очень много.
Я уже говорил об этом: на войне неверующих нет – там люди становятся верующими. Пусть не все, но часть мобилизованных пришла в храм. А беду вижу в другом. Их родные: матери, жены, дети — заказав обедню, сорокоуст из храма ушли. Мол, вы – церковь, вы молитесь, а мы пойдем дома плакать. Такого быть не должно. Возьмите историю Великой Отечественной войны — храмов тогда было мало, но те, что оставались открытыми, были переполнены – миллионы людей молились тогда о Победе!
За период войны в СССР вновь было открыто более 20 тысяч храмов. Великая Отечественная война стала очистительной для советского атеистического государства (а ведь директива НКВД нацеливала на то, чтобы к 1941 году на его территории не осталось ни одной церкви). Потом пришел Хрущев, обещавший показать «последнего попа» по телевизору. А в 90-е через какое горнило мы прошли! Но, когда заново стали открываться храмы, страна начала подниматься с колен. И благодарить бы Господа, но человеку всегда всего мало. Мы же никогда в истории не жили так хорошо, с такими удобствами и в таком материальном достатке, как сейчас. При этом человек ропщет, ему не хватает зарплаты – соблазнов вокруг слишком много, хочется и то, и другое. Людям бы задуматься, как они живут – в блуде, делают абортов немеряно и, самое главное, что их за это ждет. Потому что без воли Божией ничего не свершается, верит человек в это или нет. Вот и эта война – воля Божья. С одной стороны, против зла, за сохранение в мире нравственных ориентиров, с другой – и за очищение нашей страны.
Господь нам посылает ее, чтобы мы вразумились, стали соблюдать Божии заповеди, пришли в храм, чтобы могли покаяться, помолиться за возвращение живыми своих братьев, отцов, сыновей. У нас люди отчего идут в храм? От трудностей и скорбей. Пусть так, хорошо. Зато от радости почти никто не идет… Почему никто не приходит в храм, чтобы просто поблагодарить Господа за то, что Он ему дал? Людям однозначно надо менять мировоззрение. Почему не рожают детей? Да потому что боятся трудностей. Но посмотрите на многодетные семьи – разве они обездоленные? Все живут хорошо, если только родители не алкоголики. Да, приходится больше работать. Но что в этом плохого? Молитва и труд все перетрут — так на самом деле звучит известная русская поговорка. Православный человек должен понимать, что если он принял в Таинстве Крещения благодать от Духа Святого, то он обязан произрастить эту благодать в своем сердце. Это не пустые слова, и Господь не раз об этом говорит нам в Евангелии. Вот, допустим, человек приходит на исповедь. Можно просто перечислить грехи, а потом пойти домой и творить то же самое. Но для Бога важно, чтобы человек не просто перечислил грехи, чтобы он принес плоды покаяния. Если невенчанный живет с женой, то пошел и повенчался – взял, наконец, на себя ответственность за семью перед Богом. Молодые не венчаются потому, что боятся, что разведутся. А это позиция незрелых духом людей. Если не постился, то начал поститься. Если нет возможности уже что-то исправить, то взял на себя какой-то духовный подвиг, например, совершать благие дела. Какие? Да примеров масса, потому что закон Божий весь держится на одной заповеди: возлюби Бога своего и ближнего, как самого себя… Все! На этом все держится! Самое главное — видеть свои грехи, видеть их мерзость и пагубность, вот тогда и будет искреннее покаяние, вот тогда человек плачет духовно и старается больше не впадать в этот грех, а Господь его прощает и очищает. Ведь не зря Он сказал: «Будьте, как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное!» Младенцы, если даже и обижаются, то обида их длится не дольше пары минут, потому что они всех любят искренне, радуются всему, всем доверяют. Сердце их не ведает зла. У взрослых, увы, так не получается.
Вот почему всех призываю доверять Богу, соблюдать заповеди, трудиться с молитвой – и тогда будете жить долго и счастливо. А если жить только для того, чтобы вкусно поесть, попить, побольше набить свои житницы… «Безумец, в эту ночь возьмут твою душу. Кому те богатства, что ты собирал, достанутся?» — говорит нам на это Господь в Евангелии.
Беседовала Инна БУЛАТОВА.
Фото Бориса НИКИТИНА.